Взаиморасчеты с контрагентами: виды, правила и способы автоматизации
С контрагентами связана практически вся деятельность интернет-магазина и любой другой коммерческой компании. Сотрудничество с ними предполагает проведение множества различных взаиморасчетов. В процессе финансовых операций не должно возникать никаких ошибок и упущений. Любая оплошность чревата материальными потерями, «замораживанием» денег и срывами сроков реализации важных задач. Чтобы не допустить неприятностей, необходимо обеспечить тщательный контроль и учет работы с контрагентами. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Кто такой контрагент и как его проверить?
Контрагент – одна из сторон сделки, которая может быть частным лицом, организацией или учреждением. На деле это все физические и юридические лица, имеющие какую-либо финансовую связь с компанией.
К контрагентам интернет-магазина относятся:
- сотрудники;
- покупатели;
- поставщики;
- подрядчики;
- кредиторы;
- партнеры.
Каждое звено делает вклад в формирование общей прибыли компании, что сопровождается массой разнотипных взаиморасчетов.
Прежде чем заключать договор о сотрудничестве с каким-либо из потенциальных бизнес-партнеров, желательно проверить его благонадежность. Это необходимо для того, чтобы защитить бизнес от недобросовестных организаций, мошенников и неплатежеспособных контрагентов. В каждом партнере нужно быть максимально уверенным. Иначе от невыполнения обязательств пострадают не только финансовые ресурсы, а и репутация компании.
Сервис проверки контрагентов на сайте ФНС
Подписанию контракта должна предшествовать полноценная проверка по таким пунктам:
- Руководство – что это за люди, какими еще компаниями руководят, есть ли к ним вопросы со стороны правоохранительных органов, не привлекались ли к ответственности административного или уголовного характера.
- Лицензия на ведение бизнеса – имеется ли официальное разрешение на определенный вид деятельности.
- Срок работы – насколько давно существует компания.
- Юридический и фактический адреса – не зарегистрирована ли организация по массовым адресам, на которых числится более 10 юрлиц, или в нежилых помещениях, не предназначенных для ведения бизнеса.
Проверить сомнительного контрагента можно с помощью ИНН, который присваивается каждому предприятию после регистрации в налоговой службе. Эти данные обычно находятся в открытом доступе. На официальном сайте ФНС есть специальный сервис для проверки организаций по ИНН. Через него получают следующую информацию:
- наименование и форма собственности юридического лица;
- адрес регистрации и фактическое местонахождение;
- выбранная система налогообложения;
- государственный регистрационный номер;
- дата и место постановки на учет;
- сведения об учредителях;
- наличие филиалов.
Главное, в чем нужно убедиться: определенное юридическое лицо действительно существует в реальности, не находится в состоянии банкротства, предоставляет налоговую отчетность, не имеет серьезных задолженностей, открытых судебных производств. Чем больше информации удастся собрать, тем лучше. Это поможет сократить риски финансовых проблем в будущем. Добросовестность и благонадежность партнеров – залог честных прозрачных сделок и взаимовыгодных отношений.
Система контроля и принципы расчетов
Взаиморасчеты с контрагентами производят по заранее установленным схемам. При выполнении операций, предусматривающих наличный и безналичный перевод денег, обязательно учитываются:
- требования действующего законодательства;
- правила расчетно-кассового обслуживания;
- условия договоров с финансовыми учреждениями.
Сбор, регистрация и анализ информации о материальных ресурсах, финансовых обязательствах и передвижении денежных средств – одна из основных задач бухгалтерского учета.
Схема движения денежных средств в компании
При взаиморасчетах с контрагентами следует контролировать:
- сроки оплаты;
- наличие, остатки и сроки задолженностей;
- лимиты долгов по договорам;
- распределение оплаты;
- движение денежных средств;
- формирование файлов платежей для банковских учреждений;
- состояние резервов товаров;
- качество и количество доставленной продукции;
- соответствие оказанных услуг;
- своевременность начислений зарплаты, выплат по налогам, коммунальным услугам;
- детализацию расчетной документации.
Для каждого контрагента создается отдельный документ. В нем указывают договор, данные о конкретном партнере, виды расчетов, счета для проведения оплат, заданное налоговое назначение, ставку НДС. Операции фиксируются в самом документе, а также в отдельных книгах или программах учета, карточках клиентов, на бухгалтерских счетах, регистрирующих приход и расход средств.
Виды взаиморасчетов
Все взаиморасчеты подразделяют на операции с покупателями, подрядчиками и поставщиками, сотрудниками компании. Они отличаются друг от друга спецификой проведения, порядком документального оформления и учета.
С клиентами
Один из самых ответственных видов транзакций в интернет-магазине – расчеты с клиентами. Это прием платежей за оказание услуг, оптовые и розничные покупки, возвраты внесенных авансов и случайных излишков. Взаиморасчеты основаны на заключенных контрактах или общих нормативных документах, в которых прописаны сроки, условия доставки и порядок оплаты товара.
Сверка по расчетам с клиентами
В рамках учета каждого клиента указывается:
- форма оплаты – наличные/безналичные, аванс, предоплата, кредит;
- сроки платежей;
- полученные авансы/предоплаты;
- задолженности;
- вид доставки;
- предварительная дата отгрузки.
Факт реализации фиксируется в заказе, документах продажи, отчетах по выполнению заявки. Оплату подтверждают расчетными документами: банковскими выписками, кассовыми чеками или ордерами, платежными требованиями. Отгрузку – актами выполненных работ, счетами-фактурами, накладными. Состояние расчетов с клиентами отслеживается по соответствующим расчетным ведомостям.
С поставщиками и подрядчиками
Поставщики и подрядчики – все организации, поставляющие в интернет-магазин какие-либо услуги, товары или прочие материальные ценности.
Учет расчетов ведется по двум видам сделок:
- Приобретение товаров и материальных ценностей – на основании договоров купли/продажи, обмена.
- Выполнение работ или услуг – на основании договоров подряда, осуществления работ либо оказания услуг (коммунальные, консалтинговые, банковские услуги, аренда, услуги связи, перевозки, взносы в страховые фонды, ремонтные и строительные работы).
Платежи проводят в виде предоплаты и в полном объеме по факту сделанной работы или отгрузки товара. Проверка по товарным и нетоварным взаиморасчетам выполняется в конце отчетного периода. В это время проверяют факты отгрузки и оплаты, выявляют долги, составляют и подписывают акты сверки. Оптимальный способ расчетов согласовывается между организациями и указывается в договоре.
Транзакции могут осуществляться в наличной и безналичной форме. При этом учитывается характер взаимоотношений между участниками, местоположение контрагента, источники средств, издержки обращений, гарантия оплаты. Обычно компании выбирают второй вариант перечислений, поскольку он экономит время и упрощает расчетные операции.
Формы безналичных расчетов:
- платежные поручения – банк переводит средства на счет получателя по поручению плательщика;
- чеки – плательщик предъявляет выданный чек банку и производит оплату;
- аккредитивы – банк бронирует заданную плательщиком сумму для последующего проведения оплаты;
- инкассо – банк зачисляет средства на счет получателя, основываясь на расчетных документах и поручении плательщика, за что взимаются дополнительные комиссионные;
- перевод электронных денег.
Движение средств по счетам оформляется соответствующей платежной документацией. Прием материальных ценностей сопровождается ТТН, счетами-фактурами, сертификатами на поставляемую продукцию.
В отношениях с поставщиками могут возникать проблемы, связанные с нарушением условий поставок. К наиболее частым нарушениям относятся недопоставки продукции, отгрузка брака или товара низкого качества, поставки с опозданиями.
При недостаточном количестве товарных единиц в партии получатель должен потребовать недостающие позиции или отказаться от оплаты отсутствующей части, указанной в накладной. Товар плохого качества – повод не осуществлять оплату или настоять на замене брака. На случай поставок с нарушением сроков стоит предусматривать в договоре возможность взимания неустойки. Если сроки нарушаются многократно, допускается разрыв заключенных договоренностей в одностороннем порядке.
С персоналом
Учет расчетов по оплате труда сотрудников регулируется трудовым, налоговым кодексом и другими нормативными документами. Каждая компания разрабатывает особую учетную политику, основывающуюся на отдельных приказах и распоряжениях руководства, рабочих инструкциях и указаниях.
Форма и размер оплаты выбирается в зависимости от особенностей интернет-магазина и отрасли. Зачастую в системе учитывают личный трудовой вклад, качество работы персонала.
Различают два вида оплаты:
- Основная – фиксированная заработная плата, которая выплачивается согласно установленному должностному окладу.
- Дополнительная – премии, надбавки, бонусы и доплаты за внеурочное рабочее время, выполнение и перевыполнение плана, реализацию нестандартных задач.
Также оплата может быть:
- повременной – начисления за фактически отработанное время;
- сдельной – зарплата рассчитывается в соответствии с конечными результатами труда.
Утвержденная система расчетов с персоналом должна быть простой и понятной каждому сотруднику. Желательно выбирать такую форму, которая послужит стимулом к повышению производительности труда.
Учетная документация по начислению заработной платы
В учете расчетов с работниками используются следующие документы:
- расчетно-платежные ведомости;
- табеля учета расчетного времени;
- лицевые счета для записи всех видов начислений и удержаний;
- налоговые карточки по учету доходов и НДФЛ.
В документации хранится вся важная информация о выплатах.
Способы учета взаиморасчетов
Учет расчетных операций с контрагентами – сложный и ответственный процесс, при котором категорически нельзя допускать ошибок. Любые упущения, возникающие под влиянием человеческого фактора, создают риск убытков и приводят к множеству проблем. Лучшая альтернатива монотонному и трудоемкому ручному учету – специальные программы и сервисы, автоматизирующие рутинные процессы, расчеты и аудит.
В данном направлении есть два варианта:
- Коробочное ПО. Пакеты со стандартным набором функций, которые приобретаются за определенную единоразовую плату для постоянного пользования. Настройка, поддержка и администрирование ложатся на плечи заказчика.
- Облачные сервисы. Программные разработки, которые берутся в аренду при условии внесения фиксированных ежемесячных платежей. Предлагаются в различных тарифных планах с необходимыми наборами опций. Компания-поставщик хранит данные на своих серверах, выполняет настройку, обслуживание, техническую поддержку, обновления и доработки системы.
Оптимальное решение для малого и среднего бизнеса – облачные сервисы. С ними можно работать без привязки к ПК и конкретному рабочему месту. Они более гибкие, простые в установке, не такие дорогие, могут настраиваться под специфику проекта.
На рынке есть множество автоматизированных сервисов, которые позволяют управлять взаиморасчетами в компании. Один из них – товароучетная система «ЕКАМ». С ее помощью легко организовать прозрачный учет расчетов с контрагентами в режиме реального времени.
Возможности «ЕКАМ» по финансовому учету:
- создание объемной базы контрагентов;
- отслеживание движения денежных средств между компанией и контрагентами;
- контроль финансовых потоков с подробными отчетами за выбранный период;
- отображение данных по движению товаров и платежей;
- информирование о задолженностях в виде отрицательных и положительных остатков;
- учет начисления зарплаты персоналу;
- формирование финансовых сводок по прибыли и убыткам за определенный период деятельности.
Взаиморасчеты с контрагентами в «ЕКАМ»
Все перечисленные функции доступны в разделе «Финансы». Помимо этого, система предоставляет инструменты для организации качественного складского учета, контроля за сотрудниками, работы с ассортиментом, анализа продаж.
Учет денежных операций в «ЕКАМ»
Правильный и полноценный учет всех видов взаиморасчетов – эффективное средство для контроля за состоянием материальных ресурсов и рационального распределения бюджетных средств. Организовать качественную систему управления финансовыми и товарными операциями, которые выполняются между компанией и ее контрагентами, помогут автоматизированные сервисы. Благодаря таким программам, как «ЕКАМ», предприниматели своевременно проводят необходимые платежи, учитывают все долги, оптимизируют работу с поставщиками, сотрудниками и клиентами.