Учёт возвратов товара поставщику: основания, расчет налогов, бухгалтерские проводки
Ежедневно магазины розничной торговли продают тысячи единиц продукции. Их бухгалтера должны знать, как вести учет возврата товара поставщику и делать соответствующие проводки, чтобы вовремя избавляться от некачественной и неходовой продукции. От правильности оформления этих действий зависит полнота начисления налоговых обязательств, поэтому стоит разобраться в процедуре возврата более подробно.
Основания для возвращения товара поставщику
У поставщиков продукции существует различный подход к её возврату. Некоторые благосклонно относятся к постоянным клиентам и разрешают возвращать даже качественные, но неходовые изделия. А часть поставщиков работают с возвратом только в правовом поле, согласно условиям договора.
При повреждении упаковки нет гарантии, что товар пришел в рабочем состоянии
Гражданский кодекс предполагает несколько причин, по которым продукция может быть возвращена:
- Непредоставление в срок товаросопроводительных документов, инструкций, прочих принадлежностей на продукцию – ст. 464 ГК.
- Недокомплектация товара – ст. 480 ГК.
- Непредоставление запрашиваемой информации о характеристиках продукции или её недостоверность – ст. 495 ГК.
- Предоставлен товар ненадлежащего качества, с изъянами, браком – ст. 475 ГК.
- Повреждение или отсутствие упаковки, без которой продукция теряет свои товарные свойства – ст. 482 ГК.
- Нарушения в ассортименте поставленной продукции, пересортица – ст. 468 ГК.
- Товар поставлен в меньшем количестве, чем оговорено в договоре – ст. 466 ГК.
- Нарушены сроки поставки – ст. 523 ГК.
Стороны сделки могут оговаривать в договоре и другие условия возвращения товара.
Если недостатки в качестве продукции были обнаружены не сразу, то магазин вправе вернуть её только в течение срока годности. При отсутствии такового оформить возврат можно на протяжении 2 лет.
Возврат качественного товара
В ряде случаев розничный магазин может вернуть поставщику качественную продукцию, которая не имеет явных недостатков.
К таким ситуациям относят:
- Товар не востребован. В рамках законодательства вернуть его по этой причине нельзя. Однако такая возможность может быть оговорена в договоре.
- Недопоставка продукции.
- Недокомплектация товара.
- Отсутствие полного комплекта документов на товар.
- Недостатки упаковки.
Возврат качественного товара подразумевает, что право собственности на него уже перешло к розничному магазину. Поэтому обратная поставка осуществляется в рамках обычной операции купли-продажи. Стоимость продукции в документах указывается та же, по которой он поставлялся.
Отражение в учете возврата товара поставщику в этом случае проводится, как обычной торговой сделки. Сторнировать проведенные ранее операции нельзя. Бухгалтерские проводки при учете возврата товара поставщику будут выглядеть следующим образом:
Проводки при учете возврата поставщику качественной продукции
Для обратной поставки оформляются те же документы, что и для обычной продажи:
- накладная ТОРГ-12;
- стандартный счет-фактура (при необходимости).
Урегулирование всех остальных вопросов (оплата транспорта, сроки возврата денег и прочие) производится в рамках действующего договора.
Для правильного учета возврата товаров рекомендуется пользоваться программами для розничной торговли. Они легко интегрируются с бухгалтерскими приложениями и позволяют оформлять первичные документы с учетом всех норм законодательства.
Возврат некачественного товара
Бухгалтерский учет возврата некачественного товара поставщику имеет собственную процедуру и не отражается, как операция купли-продажи. В данной ситуации проводки будут зависеть от того, была ли уже оприходована поставленная продукция на момент выявления недостатков или нет. Далее будут подробно рассмотрены оба случая.
Недостаток выявлен до оприходования товара
Если недостатки продукции выявлены ещё на этапе её приемки, то учет возврата товара поставщику при этом значительно облегчается. Ведь ТМЦ не были переданы на баланс магазина, а значит и не должны оттуда списываться.
При выявлении недостатков товара при приемке она приостанавливается, приглашается представитель поставщика и составляется акт несоответствия по форме ТОРГ-2 в 4 экземплярах. Сотрудники торговой точки должны обеспечить отдельное хранение некачественной продукции. При отсутствии представителя поставщика, ТОРГ-2 можно составить и в одностороннем порядке. Документ передается в бухгалтерию, которая обеспечивает отражение в учете возврата товара.
Проводки при учете возврата поставщику неоприходованного некачественного товара
При отсутствии возможности у поставщика сразу забрать некачественную продукцию, её учитывают на внебалансовом счете «002», как переданную на склад на ответственное хранение.
Совместно с Актом несоответствия магазин может составить претензию в произвольной форме с описанием всех причин возвращения. Все требования к поставщику в ней должны ссылать на нормы законодательства. При обратной отправке продукции составляется транспортная накладная с пометкой «Возврат», к ней подкладывается акт ТОРГ-2, претензия и другие необходимые документы.
Некачественная продукция оприходована
В ряде случаев выявить недостатки продукции при её приемке нельзя. Зачастую это связано с наличием первичной упаковки или несоответствием внутренних характеристик. В данном случае фиксируется переход права собственности к торговой точке от поставщика, что отображается в бухгалтерских проводках.
Документы при возвращении оприходованного некачественного товара оформляются те же самые, что и при возврате неоприходованного. Добавляется к ним только счет-фактура, если предприятие платит НДС. Акт ТОРГ-2 формально относится только к процессу приемки продукции, но его можно использовать и как основание для фиксации факта выявления бракованных изделий.
Унифицированные документы категории «ТОРГ» несколько лет назад утратили свою обязательность, из-за этого субъекты хозяйствования могут видоизменять их по своему усмотрению. Поэтому акт об обнаружении некачественной продукции можно составить в более упрощенной форме, взяв ТОРГ-2 лишь за основу. К нему подкладывается законодательно обоснованная претензия с требованием вернуть деньги за брак, обменять неликвид или предлагаются другие варианты урегулирования спора.
Проводки при учете возврата поставщику оприходованного некачественного товара
После урегулирования претензий необходимо правильно осуществить учет возврата товара поставщику и сделать соответствующие проводки. В отличие от процедуры возвращения качественных изделий, при обратной поставке бракованной продукции проводятся операции сторнирования. Бухгалтерия делает их на основании переданных ей документов
Особенности учета налога на прибыль
Начислять налог на прибыль при учете возврата товара поставщику и формировать соответствующие проводки нужно правильно. Ведь ошибки чреваты значительными санкциями со стороны ФНС.
Далее рассмотрен учет расходов и доходов при возвращении продукции в следующих ситуациях:
- при возврате неоприходованного некачественного товара;
- при возврате качественной продукции;
- при возвращении оприходованного некачественного товара.
При учете возращения неоприходованного некачественного товара осуществляемые проводки не затрагивают налоговую сферу и не требуют корректировок. Для бухгалтеров это наиболее приемлемый и беспроблемный вариант.
Если возвращается качественная продукция, то все операции прихода и возврата учитываются, как обычная продажа. Обе сделки осуществляются по одинаковой цене, а в качестве их подтверждения прикладываются первичные документы, акты несоответствия, претензии и прочие бумаги.
При учете возвращения оприходованной некачественной продукции могут возникнуть наибольшие сложности. Если обе операции (приход и возврат) произошли в одном налоговом периоде, то они просто не учитываются при расчете налога на прибыль. Сторнирование убирает их с баланса соответствующих счетов.
Но если обратная поставка осуществляется уже после расчета налога, то доходы от возврата учитываются как внереализационные. При этом подается откорректированная по расходам декларация за прошлый период.
По поводу отражения в учете возвращения продукции поставщику Минфином регулярно пишутся разъяснения. Поэтому желательно постоянно следить за нормативной базой, чтобы осуществлять проводки в рамках актуального действующего законодательства.
Проблемы с НДС у «упрощенцев» при возврате товаров
Проблемы с учетом возврата товаров могут возникнуть как у их поставщика, так и у покупателей в том случае, если один из них работает на ОСНО, а второй – на упрощенке или ЕНВД.
Если магазин находится на УСН, то при возвращении некачественной продукции поставщик может создать корректирующий счет-фактуру, написав в нем другое количество номенклатуры. Операция по обратной поставке брака в этом случае будет основанием для принятия НДС к вычету.
При возвращении качественной продукции розничный магазин на спецрежиме не имеет права делать счет-фактуру, а поставщик не может корректировать этот документ, чтобы принять НДС к вычету. Легального выхода из этой ситуации нет. Поставщик всегда окажется в проигрыше. Единственным приемлемым вариантом решения проблемы является учет данной операции, как возвращения бракованной продукции. Однако этот вариант напрямую зависит от характера взаимоотношений между контрагентами.
Таким образом, поставщики на ОСНО должны тщательно оговаривать условия возвращения продукции при работе с предпринимателями на спецрежимах. Ведь возможны случаи, когда за обратную поставку нужно будет заплатить лишние налоги.
Бухгалтер розничного магазина должен четко знать, как оформляется возврат продукции, какой счет учета для этого используется. Ведь от правильности отражения обратной поставки в бухгалтерских регистрах зависит начисление налогов и полнота их уплаты в бюджет. Для облегчения ведения торговли рекомендуется пользоваться программой для учета товаров, которая поможет минимизировать ошибки в бухгалтерских операциях.