Учет сроков годности товаров: способы контроля, реализации скоропортящихся товаров в розничных и оптовых магазинах
Магазины, торгующие просрочкой, покупатели обходят стороной. И наоборот: стараются покупать в местах, где все свеженькое. Но потеря клиентов - половина беды. За продажу товаров с истекшим сроком реализации предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. В общем, за сроками годности надо следить, и нечего тут рассуждать. Сегодня расскажем, как это делать.
Кому необходимо следить за сроками годности
Любым продавцам, торгующим продуктом с ограниченными сроками хранения. Это могут быть:
- магазины продуктов питания. Здесь почти вся номенклатура имеет предельный срок реализации;
- общепит, кофейни, бары. В таких заведениях еще сложнее. Нужно отслеживать не только сроки годности сырья, но и готовых блюд и напитков. Кроме этого у ряда товаров, например, разливного пива или коробочных соков, есть срок хранения после вскрытия упаковки;
- магазины автозапчастей. Часть ассортимента также имеет сроки хранения. Это относится к герметикам, автомаслам, аккумуляторам и автохимии;
- точки продажи строительных материалов. Краски, шпатлевки, строительные смеси тоже со временем портятся;
- магазины косметики. Кремы, маски для лица, помада и тушь - ну вы поняли;
- магазины бытовой химии;
- аптеки, фармацевтические магазины;
- другие точки продаж.
Причины появления просроченных товаров
Их несколько:
- Неоптимизированные закупки. На пальцах: вы закупаете больше, чем способны реализовать.
- Неоптимизированные продажи. Свежий товар продается раньше, чем залежалый.
- Ошибки персонала.
- Неточности в товароучете.
- Нет полной картины по срокам годности и все продается как попало.
Способы контроля сроков годности
Ручной учет
Древний как мир, но все еще популярный метод учета не только сроков годности, но и продаж, складских остатков, выручки других показателей. Используется из-за своей простоты и низких затрат (это почти бесплатно). Техника простая. Кладовщик, администратор и другие ответственные лица заводят несколько журналов, в которых фиксируют нужные параметры. Обычно оформляется в виде таблицы, где есть графа под названием “срок годности”.
Учет обычно сквозной: на каждую поступившую партию товара заводится своя строка, где записываются данные. Строки нумеруются с указанием даты.
Кому подходит:
- магазинам с небольшой номенклатурой. Если у вас строительный магазин с несколькими позициями, имеющими срок годности, такое решение для вас;
- оборачиваемость превосходит срок реализации в несколько раз (минимум в 3-5);
- продавцам, не торгующим продукцией, имеющей срок хранения.
Плюсы ручного учета:
- бесплатно, быстро, оперативно;
- тетрадь можно взять с собой на склад или в другой магазин;
- не нужен компьютер, интернет.
Минусы:
- отсутствие автоматизации и большое количество ручной работы;
- записи доступны одному человеку;
- тетрадь можно потерять, уничтожить или испортить;
- нет аналитики - только сухие цифры;
- исправления вносят путаницу;
- низкая производительность. При большом ассортименте записей будет столько, что разобраться невозможно;
- никто не видит полной картины. Каждый сотрудник ведет свою документацию, а что происходит в целом, непонятно.
Внутренняя разметка книги для складского учета
Как вести учет сроков годности вручную:
- Разработайте форму таблицы с учетом сроков хранения. Для этого понадобится отдельная графа.
- Вмените в обязанность ответственным лицам проставлять данные при приемке товара.
- Ежедневно проверяйте журнал на предмет появления просрочки.
- Продукт с более ранним сроком реализации должен отправляться на полки в первую очередь. Следить за этим входит в обязанности кладовщика и продавцов.
Учет в табличном редакторе Excel
Начальный уровень автоматизации. Программа способна делать несложные расчеты и самостоятельно меняет текущие данные.
Плюсы:
- хоть какая-то автоматизация. Например, общее количество остатков может уменьшаться после того, как продавец зафиксировал продажу;
- наглядность. Одного опытного взгляда на таблицу достаточно, чтобы оценить картину;
- данные можно переслать другим людям по электронной почте или на карте памяти;
- есть возможность вносить исправления без перечеркиваний и путаницы.
Минусы:
- много ручной работы. Здесь Excel не далеко ушел от бумажных носителей;
- данные могут пропасть из-за ошибок персонала, при поломке жесткого диска, сбое в операционной системе;
- стандартный Excel из пакета Microsoft не годится для товароучета и контроля сроков годности. Нужно скачивать специальные шаблоны - как правило, платные;
- низкая степень автоматизации;
- одна ошибка при вводе данных может привести к лавинообразному каскаду ошибок во всей системе;
- нет интеграции с контрольно-кассовым оборудованием.
Как вести учет сроков годности в Excel-таблицах:
- Скачайте и установите подходящий шаблон. Он должен содержать графу “срок годности”.
- При приемке партии товара указывайте предельный срок реализации.
- Поручите кладовщику ежедневно мониторить картину касательно времени хранения.
- При отпуске товара со склада кладовщик должен выдавать на полки магазина продукцию, которую нужно продать раньше.
- При проведении инвентаризаций учитывайте сроки годности. Вовремя списывайте просрочку и убирайте ее с полок.
Пример ведения учета товаров в Excel-таблице
Автоматизированный учет при помощи специального софта
На сегодняшний момент это самый совершенный инструмент для контроля за сроками годности. Всю работу делает компьютерная программа, а вы только вносите данные. Система сама предупредит о том, что какие-то позиции находятся на пределе касательно сроков реализации. Это дает возможность исключить просрочку вообще. Обширная аналитика позволяет оптимизировать закупки.
Плюсы:
- полная автоматизация склада, продаж, закупок и товароучета;
- контроль действий персонала;
- аналитика показателей;
- круглосуточный доступ к информации;
- контроль ценообразования;
- контроль сроков годности;
- интеграция с контрольно-кассовым оборудованием. Все продажи моментально отражаются на складских остатках;
- одновременный доступ к данным нескольких лиц;
- возможность загрузки информации из других источников;
- ведение документооборота. Программа автоматически создает накладные ТОРГ-13, счета-фактуры, акты и другие документы;
- всем подходит.
Минусы:
- нужен компьютер или ноутбук с подключением к сети интернет;
- это платно;
- требуется обучение персонала приемам работы в системе товароучета.
Как контролировать сроки годности при помощи товароучетных систем:
- Выберите товароучетную программу. С контролем сроков годности прекрасно справляется ЕКАМ.
- Оплатите подходящий тариф, получите доступ в личный кабинет и панель администратора.
- Загрузите товарную номенклатуру из Excel или 1С. Можно создать базу вручную.
- Определите группы товаров, для которых важен срок годности.
- Внутри каждого раздела составьте список серий по датам поставки, наименованиям поставщиков и прочим признакам. Например, одно и то же молоко могут привозить разные поставщики в разное время. Для разделения по этим показателям и нужны серии.
- При поступлении продукции указывайте сроки годности. Перед этим необходимо проверить соответствие фактических сроков на упаковке с теми, что указаны в сопроводительной документации: накладных, паспортах, сертификатах и так далее.
- Работайте! Теперь система вовремя сообщит персоналу о том, что срок хранения заканчивается.
- Отслеживайте аналитику. Это позволит оптимизировать закупки, контролировать сотрудников и финансовые показатели: выручку, прибыль, маржинальность и средний чек.
Кому подходит программа EKAM
Как вести продажи с учетом сроков годности
Товароучет - только часть работы с товарами, имеющим срок годности. Просто владеть информацией недостаточно, нужно правильно ее использовать. Такие позиции нужно правильно продавать. Для этого существует несколько методик.
1 - Продажи без учета сроков годности
Суть: товары поступают на полки магазина со склада без учетов сроков годности вообще. При очевидных недостатках такой подход - самый распространенный в розничной торговле. Он не требует никаких затрат, работы персонала и какого-либо контроля. Максимум, что делает руководитель, это дает распоряжения персоналу ставить на полки продукцию с небольшим остаточным сроком хранения и придерживать свежие партии.
Подход оправдан в случае, когда сроки оборачиваемости многократно превышают сроки годности. Если вы уверены, что 20 раз все распродадите, пока выйдут сроки, то можно смело его использовать.
Плюсы:
- никаких затрат и действий вообще;
- нет необходимости вести учет;
- низкая нагрузка на персонал.
Минусы:
- большое количество просрочки и неликвида;
- возможность попадания испорченного товара на прилавок;
- убытки из-за частых списаний просроченных остатков;
- возможные проблемы с проверяющими органами при проведении контроля предпринимателя. Если на складе (тем более на полке магазина) найдут просрочку, оправдаться не получится;
- испорченная репутация, недовольные покупатели.
2 - Продажи по складской маркировке
В этом случае все позиции на складе помечены специальными карточками с указанием срока годности. Те, что выходят раньше, продаются в первую очередь. Обычно такой подход работает в сочетании с ручным учетом или учетом в экселевских таблицах. Кладовщик при отгрузке отпускает в первую очередь то, что надо реализовать быстрее.
Срок годности товара на этикетке
Плюсы:
- снижение количества просрочки;
- порядок на складе;
- наличие документооборота и отчетности.
Минусы:
- высокая нагрузка на персонал. Теперь кладовщик должен не просто произвести приемку и разгрузку, но и маркировку товара;
- избыточная структура склада. Нужны отдельные ячейки, полки и стеллажи для товаров с разными сроками хранения;
- влияние человеческого фактора. Ошибки кладовщика сводят на нет работу всей системы.
Продажи по методу FIFO
Здесь принцип такой: товар поступает на полки в том же порядке, в котором он получен от поставщика (FIFO – First In First Out, первый поступил - первый выбыл). Например, неделю назад поставщик привез партию молочки. Она идет на реализацию в первую очередь. То, что привезли 2 дня назад, попадет на прилавок только после продажи более ранней партии.
Плюсы:
- контроль за сроками реализации;
- снижение количества просрочки;
- наглядная аналитика. Если не успели распродать первую партию, а уже привезли вторую, стоит пересмотреть объемы закупок.
Минусы:
- нагрузка на персонал, сложная система складирования (нельзя класть на одну полку товар из разных поставок);
- возможность продажи неликвида. Не факт, что поставщик сегодня привез более свежий товар, чем неделю назад, бывает и наоборот. Особенно, если работаете с несколькими снабжающими организациями;
- отсутствие автоматизации.
Пример очереди ФИФО, в которой находится 5 изделий
Продажи по методу FEFO (First end – first out)
При таком варианте первым выбывает товар, имеющий меньший остаточный срок годности. Самый оптимальный и продвинутый метод продаж. Лучше всего проявляется при совместной работе с товароучетной системой. Здесь тоже требуется сложное складирование, но оно находится под контролем товароучетки. Внутри одного физического склада можно создать несколько виртуальных, что упрощает поиск товара кладовщиком.
Плюсы:
- полный контроль склада с учетом сроков годности;
- контроль закупок и поставщиков;
- отсутствие просрочки на витринах;
- своевременное выявление товара с истекающим сроком продажи;
- снижение нагрузки на персонал.
Минусы: отсутствуют.
И еще один совет напоследок. Не забывайте следить за тем, что заказываете у поставщиков, особенно в рамках всевозможных акций. Снабженцы часто пытаются избавиться от неликвидов именно таким способом. Не редкость, когда с учетом доставки на склад попадает заведомо просроченный товар. В этом случае вся работа сводится на нет.
Удачи в продажах!