Правила ценообразования в розничном магазине: ТОП-6 распространенных ошибок и способы их избежать
Никто не станет спорить, что правильно установленная цена - залог успешных продаж. Хорошо, но что значит правильная? На пути к оптимальной стоимости розничные продавцы совершают немало ошибок, которые сильно влияют на выручку и другие показатели. А все от незнания теории и основ ценообразования. О них сегодня и поговорим.
Статья представлена в виде наглядных примеров в формате “неправильно” и “как было надо”. Поехали.
Ошибка 1 - ориентироваться только на себестоимость товара
Самый распространенный случай. Обычно новоиспеченный предприниматель поступает так: считает себестоимость товара, определяет точку безубыточности, прикидывает примерные объемы и начинает продавать. Ну как начинает: продажи идут не очень, хотя вроде все сделано правильно.
Как надо было
При формировании цены нужно опираться не только на финансовые показатели. Точка безубыточности и рамки рентабельности - это, конечно, хорошо. Во всяком случае направление верное. Однако этого мало: существует рынок, на котором вовсю орудуют конкуренты. Соответственно, есть ожидаемая рыночная цена. Если ваши расценки сильно выходят за ее пределы, продажи могут упасть.
Цена отличается в большую сторону, никто не купит из экономии. Зачем переплачивать, если тот же товар за углом стоит немного дешевле! Слишком низкая цена тоже не есть хорошо: она вызывает подозрения и сомнения в качестве и подлинности товара. Выход из обеих ситуаций есть, об этом - следующий пункт.
Ошибка 2 - необоснованно низкая или высокая цена
Пунктом выше мы разобрались: цена на товар должна находиться в пределах рыночных норм. Если хотите выйти за эти рамки (часто это необходимо - например, для распродажи неликвида) - обоснуйте покупателям такой подход. Нередко предприниматели этого не делают.
Как надо было
Чрезмерно низкую цену можно обосновать акцией, распродажей или дисконтной программой. К этому все привыкли, и никто не станет задаваться вопросом “а почему тут так подозрительно дешево?”. Высокая цена тоже не проблема. Скажите, где бы вы купили брендовую одежду: на вещевом рынке или в фирменном магазине, где она может стоить в несколько раз дороже? Скорее всего, вы выберете второй вариант. Покупать “Адидас” в переходе метро - сомнительное предприятие. Лучше переплатить, но приобрести оригинальную вещь, которая прослужит верой и правдой долгие годы. Все это - пример обоснования высокой (выше среднерыночной) цены.
Есть еще примеры. Высокие цены можно оправдать хорошим уровнем сервиса, технической поддержкой или чем-то еще. Даже обстановка в магазине играет не последнюю роль. Чистый и уютный торговый зал, приветливый персонал, приятная музыка - все это позволяет продавать дороже. В разумных пределах, разумеется.
Ошибка 3 - ориентироваться только на рыночные цены
Есть и другая крайность. Открывая магазин, предприниматель ориентируется исключительно на цены конкурентов. Он обходит десяток-другой подобных своему магазинов, переписывает цены на товары, после чего устанавливает цены по принципу “не меньше самых низких и не больше самых высоких”. Золотая середина, так сказать, по идее должно сработать.
Оно и срабатывает: покупатели ходят толпами, товар расходится, как веники в банный день. А в конце отчетного периода оказывается, что магазин ушел в жесткий минус. Оказывается, все это время вы торговали себе в убыток. Оборотки вроде бы много, но после выплаты зарплаты сотрудникам, аренды помещения и налогов денег не остается вообще, да еще и должны остались.
Как надо было
Для понимания: у всех магазинов разные поставщики, обороты и накладные расходы. Простейший пример: если магазин находится в собственности владельца, накладных издержек у него меньше, чем у такого же магазина в арендуемом помещении. Это значит, что он может держать более низкие цены.
Сетевики берут товар такими объемами, что одиночкам и не снилось. Из-за этого поставщики снижают цены до минимума. Издержек опять же меньше. Кто пробовал торговать в продуктовой рознице, знает: розничные цены у какого-нибудь “Красного&Белого” ниже, чем закупочные у поставщика.
Именно по этой причине цены надо считать. Формул много, но для начала хватит самой примитивной. Сначала вам нужно определить точку безубыточности: сумму денег, которая нужна на покрытие ежемесячных расходов магазина. Включите сюда все затраты: покупку партий товара, регулярные платежи, зарплату сотрудников и все остальное. Не упускайте ничего: даже покупка питьевой воды для персонала должна быть включена в статью “расходы”.
Полученную цифру делим на среднегодовое число дней в месяце - 29,3. Это будут дневные продажи. Если выручка в день меньше этого числа, месяц вы закроете с убытками.
Дальше самое сложное - собственно, ценообразование. Для простоты понимания предположим, что вы продаете один единственный товар - например, ржаной хлеб. Допустим, точка безубыточности - 100 тысяч рублей. Закупочная цена хлеба - 10 рублей за буханку. Планируемая норма продаж - 100 буханок в день. Считаем:
100000:29,3=3412
Это дневная выручка. Ее надо поделить на число продаж в день:
3412:100=34,12
Это розничная цена одной буханки, при которой будет достигнута точка безубыточности. Меньше, чем за такую стоимость, хлеб продавать нельзя, даже если у конкурентов дешевле.
Анализ расчета точки безубыточности
Осталось рассчитать наценку:
34,12-10=24,12
Таким образом, наценка на одну единицу товара составит 24 рубля 12 копеек.
Расчет во многом прикидочный, но для большинства розничных магазинов его вполне достаточно.
Ошибка 4 - не учитывать колебания закупочных цен
А таковые могут меняться несколько раз на дню. Особенно актуально, когда цены реализации рассчитаны на пределе рентабельности. В этом случае поднятие оптовых расценок даже на 3 копейки неизбежно ведет к убыткам. Часто эти вещи вообще никто не отслеживает. То, что цены надо было пересмотреть, понимают, только когда уходят в минус.
Как надо было
Вообще, привычка контролировать закупочные цены и вовремя корректировать розничные - один из самых полезных навыков предпринимателя. Процесс лучше автоматизировать. В случае, когда у вас большой ассортимент и частые поставки по разной стоимости, отслеживать закупочные цены каждой партии вручную - очень трудоемкая работа.
Суть автоматизации проста: вы применяете специальный софт - товароучетные программы, которые автоматически формируют розничные цены в зависимости от закупочных. В систему упакована формула, по которой рассчитывается конечная цена реализации. Ценообразование динамическое: меняется цена у поставщика - программа пересчитывает стоимость товара для покупателя. Все это автоматически, без участия персонала. Все, что остается сделать сотрудникам - напечатать и выставить в торговом зале новые ценники.
Вручную так делать тоже можно, но только если вы продаете пару десятков наименований товара и поставки делаются раз в несколько дней. В остальных случаях без автоматизации не обойтись. В противном случае придется нанимать человека, который только и будет, что заниматься ценами. А это дорого и невыгодно.
Ошибка 5 - не учитывать цены товаров-заменителей
Это уже высший пилотаж в ценообразовании. Суть в том, что цены на похожие товары сильно влияют на продажи всего ряда. Проще объяснить на примере. Допустим, у вас продуктовый магазин и в ассортименте есть несколько наименований рисовой крупы. Цена одного пакета риса - от 50 до 200 рублей. Так вот, чем больше дешевых сортов до 100 рублей, тем меньше будут покупать дорогой рис. Здесь тоже работает человеческая психология - переплачивать не хочется никому.
Или еще один пример из торговой практики. Когда растет стоимость гречневой крупы, возрастают продажи риса и макаронных изделий. Поднимается цена мяса - люди начинают покупать больше курицы и рыбы. И так далее. Предприниматели, даже опытные, учитывают такие вещи далеко не всегда, если вообще учитывают, и в этом заключается ошибка.
Покупатели не привыкли переплачивать за товары
Как надо было
Готовых решений здесь нет. Разумный баланс цен устанавливается в результате постоянных экспериментов. Нужно играть с ценами товаров одного ряда до тех пор, пока продажи каждой позиции не выйдут на приемлемый уровень. Главное - не пускать дело на самотек и контролировать ситуацию. Если заметили, что какой-то продукт не пользуется спросом, возможно дело не в его цене, а именно в ценах аналогов.
Попробуйте поднять стоимость товаров-заменителей и посмотрите, что из этого выйдет. Если разница между дешевым и дорогим рисом станет не принципиальной, покупатель подумает: “лучше я немного переплачу, зато возьму качественный продукт”. Когда разрыв в ценах слишком большой, покупатель даже не станет сопоставлять цены и купит то, что гораздо дешевле.
Ошибка 6 - не сопоставлять цену основного и дополнительного товаров
Сразу начнем с примера. У вас магазин деловых костюмов. В ассортименте есть пиджаки, костюмы-тройки, жилеты и брюки. Это основной товар. Продается и дополнительный: ремни, галстуки, запонки и даже портфели с портмоне и кошельками. Между ценами на основной и вспомогательный продукт тоже должна существовать четкая связь.
Еще один пример - бар с разливным пивом. Основной товар (его еще называют якорным) - пенные напитки различных сортов. К дополнительным можно отнести закуски: снеки, чипсы, орехи и рыбную продукцию. Цены на эти группы тоже должны быть связаны и напрямую зависят друг от друга.
Большинство розничных продавцов берут расценки с потолка и не устанавливают взаимосвязь между стоимостью основного и дополнительно продукта. И очень зря, ведь в этом и кроется ошибка.
Как надо было
Здесь главное - установить привлекательную цену на якорный товар, ведь именно за ним покупатель и приходит в магазин. Человек выбирает прежде всего костюм, а покупка галстука для него - вопрос второстепенный. Именно поэтому наценка на костюм делается минимальной, чтобы привлечь в магазин как можно больше покупателей. Можно подсмотреть цены у конкурентов и сделать свои чуть ниже. Опытные продавцы иногда даже демпингуют, устанавливая цену основного товара на пределе рентабельности и даже ниже. Товар становится лидером по убыткам, зато такая политика крайне положительно влияет на продажи дополнительных товаров.
На них наценки смело можно делать максимальными. Причем, чем реже покупается товар, тем больше будет торговая наценка. Нередки случаи, когда основной продукт служит для привлечения покупателей (за счет низкой цены), а основная прибыль идет от продажи всевозможных аксессуаров.
Интересный факт: согласно исследованиям, люди практически не помнят цену дополнительных товаров. Тот, кто пришел в магазин за кофе, покупает сливки и сахар на автомате, часто не глядя на ценник. На этом и требуется сыграть: установить на кофе привлекательную цену, а стоимость сливок и сахара сделать максимальной.
Выводы
Что нужно запомнить из статьи:
- ориентируйтесь не только на себестоимость товара, но и на среднерыночную цену. Так вы выиграете конкурентную борьбу;
- всегда обосновывайте цены, которые выбиваются из средних по рынку как в большую, так и меньшую сторону;
- рассчитывайте цены с учетом рентабельности, точки безубыточности и объемов продаж;
- учитывайте колебания закупочных цен у поставщиков и вовремя корректируйте розничные;
- учитывайте цены товаров-заменителей;
- ориентируйтесь на стоимость основного (якорного) и дополнительного товара.
А вообще цены - постоянный эксперимент. Не пускайте дело на самотек и постоянно играйте со стоимостью в поисках оптимальной ценовой политики. Удачи!