Трафик покупателей в магазине: варианты определения и использования данных, польза показателя
Для розничной сферы трафик покупателей в магазине является одним из ключевых показателей, влияющих на объем продаж. Постоянное отслеживание этого параметра может помочь в оценке результативности проводимых акций, реакции посетителей на изменение выкладки или ассортимента. Поэтому предпринимателям стоит разобраться в способах определения трафика, чтобы иметь возможность эффективнее управлять бизнес-процессами.
Значение трафика магазина для предпринимателей
Трафик – показатель посещаемости торговой точки. С ним логически тесно связана конверсия – доля клиентов, которые вышли из магазина с покупками. Ведь в заведение может заходить много людей, но, не обнаружив необходимого товара, часть из них выходит с пустыми руками.
При выборе места для отдела в ТРЦ необходимо учитывать его общий трафик
Но считать можно не только клиентов, зашедших в торговую точку, но и прошедших в каждый отдел магазина. Это позволяет оценивать эффективность расположения стеллажей и товара на полках.
Целесообразно оценивать трафик и при выборе помещения для магазина, чтобы сформировать более точный бизнес-план. Пренебрежение этим показателем может привести к неправильным расчетам и, в конечном счете, закрытию магазина в связи с низкой прибылью.
При определении трафика важен даже не его уровень, а динамика, которая позволяет оперативно узнать результат предпринятых организационных решений. Поэтому предпринимателям стоит присмотреться к автоматическим способам учета трафика, чтобы постоянно иметь в наличии актуальную информацию о посетителях.
Способы измерения трафика магазина
Определять посещаемость торговой точки «на глаз» неправильно, потому что личное восприятие времени может значительно исказить итоговый результат. Поэтому для измерения трафика применяется как банальное ручное пересчитывание, так и специально для этого предназначенные аппаратные средства.
Простые способы учета трафика
При необходимости разового подсчета посетителей в магазине можно обойтись обычным пересчетом людей с использованием подручным средств.
Чаще всего для этого используют следующие методы:
- Метод личного наблюдения за людьми с пересчетом каждого клиента. Довольно трудоемкий способ, но при определении уличной проходимости потенциального месторасположения магазина он является единственно возможным.
- Использование специальных приложений для смартфонов, шагомеров, блокнотов и других подручных средств, помогающих поштучному пересчету.
- Использование видеорегистратора с последующим ускоренным перематыванием записи в конце дня. Это позволяет сэкономить время предпринимателя и не отвлекает его от повседневных задач.
При подсчете посетителей не обязательно сидеть целый день около входа магазина. Можно считать по 20 минут каждый час, а после умножить полученное количество на 3. Преимуществом ручного пересчета является возможность учета ориентировочного возраста и пола людей. Эти критерии также могут использоваться при корректировке бизнес-процессов в магазине.
Аппаратные способы учета
Для облегчения систематического подсчета посетителей в магазине можно использовать специальные аппараты. Они бывают двух видов:
- Простые. Могут быть основаны на прерывании инфракрасного луча между двумя частями устройства или на идентификации человека по тепловому пятну.
- Использующие процессы видеообработки. Такие системы продаются в комплекте с услугами по анализу получаемых данных.
Системы на основании видеообработки способны автоматически считать количество посетителей, а также определять их пол и возраст. Анализ изображений проводится преимущественно на серверах сторонних облачных сервисов, за что магазин вынужден платить ежемесячные взносы.
Такие системы устанавливают преимущественно крупные сетевые магазины, которых принимают постоянные организационные решения на основе изменений показателей трафика. Минусами таких устройств является дороговизна и высокие требования к освещению.
Простые приборы учета посещаемости часто устанавливают на уровне 20 см от пола. В результате они считают не количество людей, а число ног, что увеличивает точность измерений. Таким образом, удается избежать ложных срабатываний при проносе сумок, взмахах руками, парном входе в магазин.
Стоимость простых счетчиков составляет 150-300 долларов. Дешевые модели хранят данные в своей памяти, а более продвинутые – могут автоматически передавать сведения на сервера для удаленного анализа.
По типу питания счетчики могут быть:
- проводные, с питанием от электросети;
- автономные, с питанием от батареек.
Недостатком дешевых счетчиков является отсутствие возможности почасового анализа трафика. Поэтому выбор этих устройств должен производиться с учетом потребностей собственников магазина.
Принцип работы счетчика посетителей с автоопределением пола и возраста
Польза от анализа трафика
Предприниматель от приобретения счетчиков посетителей должен обязательно извлекать экономическую выгоду, иначе они останутся исключительно игрушкой.
Основными путями получения дополнительной прибыли от анализа трафика являются:
- Мерчандайзинг. После выявления в магазинах наиболее посещаемых отделов можно расставлять там высокомаржинальные товары, приносящие максимум прибыли.
- Знание времени с максимальным трафиком помогает руководителю составить оптимальный график выхода сотрудников на работу.
- Измерение трафика в динамике помогает определить эффективность рекламных кампаний, акций, распродаж, а также просчитать сезонные изменения уровня реализации товаров.
- Оптимизация закупочной деятельности в соответствии с планируемым ростом посещаемости в предпраздничные и праздничные дни.
- Выбор наиболее перспективных помещений при планировании открытия нового магазина.
При желании разово проанализировать трафик стабильно работающего магазина рекомендуется брать счетчики трафика в аренду. В таком случае можно потратиться даже на устройства с автоматическим определением пола и возраста людей. Месячное исследование этим методом даст огромную пользу для разработки дальнейших маркетинговых мероприятий.
Процесс получения экономической выгоды от покупки счетчиков посещения растягивается на месяцы и годы. Однако инвестиции в эти приборы однозначно окупятся и помогут предотвратить стратегические риски при ведении бизнеса.
Роль конверсии при анализе трафика
Конверсия трафика показывает процент клиентов, совершивших покупку в магазине, относительно числа людей, зашедших в помещение. Для автоматизации процесса расчета этого показателя необходимо совместно со счетчиками посетителей купить онлайн-кассу. Согласно закону 54-ФЗ приобрести ККТ должны все торговцы, включая индивидуальных предпринимателей.
Применение продавцами кассовой техники на постоянной основе позволяет сохранять сведения о каждой продаже на фискальном накопителе и на серверах ОФД. А программы для автоматизации торговли предоставляют возможность проводить подробный анализ чеков в разрезе дней, продавцов, ассортиментных групп и прочих категорий.
Совмещение по времени количества посетителей торговой точки и характера их покупок, позволяет оценить:
- Эффективность работы конкретных продавцов. При этом будет важен и уровень среднего чека, который быстро определяется с помощью онлайн-кассы.
- Соответствие ассортимента ожиданиям посетителей торговой точки. При низкой конверсии стоит сравнить перечень своих товаров с конкурентами, а также провести элементарное маркетинговое исследование с целью узнать потребности клиентов.
- Эффективность выкладки товаров. Если после перемещения стеллажей конверсия снизилась или упал средний чек, то стоит пересмотреть сделанные изменения.
- Ценовую политику. Резкое снижение конверсии в первые недели после глобального повышения цен или наценки должно насторожить. Это первый симптом снижения уровня лояльности покупателей и уменьшения прибыли в ближайшей перспективе.
Определить конверсию при наличии счетчиков трафика и онлайн-кассы просто. Основная сложность – воплотить эту информацию в организационные решения, которые принесут дополнительную прибыль.
Таким образом, покупать счетчики трафика целесообразно только предпринимателям, открытым к переменам в своем бизнесе. Для консервативных собственников магазинов эти устройства окажутся лишь дорогими игрушками. Поэтому перед покупкой стоит десять раз обдумать их реальную экономическую пользу.