Правила формирования хорошей структуры каталога для интернет-магазина
На эффективность работы интернет-магазина влияют многие детали. В том числе структура и дизайн каталога. Важно сделать так, чтобы каталог демонстрировал лучшие качества товара и был удобным с точки зрения пользователя. Как организовать идеальную структуру и какие инструменты при этом использовать? Далее раскрываем все подробности по теме.
Когда начинать работать над структурой и почему это важно?
Планировать структуру будущего каталога стоит еще на этапе проектирования сайта.
На это есть несколько причин:
- Весь необходимый функционал будет заложен изначально. В дальнейшем не придется тратить деньги на дорогостоящие и сложные изменения для уже действующего ресурса. Работа над ошибками всегда оборачивается приличными потерями времени и финансов.
- Понимание потребностей и ожиданий покупателя на старте бизнеса даст возможность представить информацию в максимально удобном виде. Такой подход окажет положительный эффект на поведенческие факторы.
- Предварительная оптимизация посадочных страниц по низко- и среднечастотным запросам упростит дальнейшее продвижение, позволит минимизировать ресурсы на формирование внешнего ссылочного окружения.
Структура ресурса в целом – многоуровневая вложенность папок, которые объединены между собой функциональными и смысловыми признаками.
Структура сайта интернет-магазина
Структура товарного каталога формируется по аналогичному принципу. Она представляет собой структурированный перечень товаров, разбитый на тематические группы. Степень вложенности определяется широтой ассортимента.
От того, насколько удобна и логична будет система расположения товарных страниц, зависит качество пользовательского опыта и лояльность потребителей.
Основные характерные черты хорошего каталога – функциональность и информативность. Задача – помочь посетителю быстро найти нужный товар среди десятков, сотен и тысяч единиц. Для этого важно реализовать необходимые функции, тщательно продумать список товарных категорий и проработать каждый элемент.
Базовые элементы каталога
Классический каталог интернет-магазина состоит из таких обязательных элементов:
- «хлебные крошки» - навигационная цепочка со ссылками на страницы;
- категории и подкатегории;
- списки товаров;
- функция сортировки;
- фильтры;
- товарные страницы;
- SEO-описания;
- страницы корзины и оформления заказа.
Основой структуры являются категории товаров, распределенные по группам. Их группируют по типу, назначению и брендам.
Тип товара – обычная классификация в соответствии с тематикой ниши. Например, в интернет-магазине мебели – это диваны, кровати, кресла, столы, стулья.
Назначение указывает на то, для кого или для чего предназначен конкретный продукт. Берем ту же мебельную компанию: для гостиной, прихожей, кухни, спальни.
Бренд – производитель товара. Создавать эту категорию уместно в мультибрендовых магазинах, в которых представлено большое количество торговых марок.
Фильтрация и сортировка – дополнительный инструмент структурирования. Он позволяет детализировать поиск нужного продукта. Для этого устанавливаются различные критерии и параметры, по которым позиции внутри категорий выстраиваются в определенной последовательности. Пример параметров фильтрации в мебельном магазине – материал обивки и фурнитуры, цена, размер, цвет изделия.
Карточки товаров – отдельные страницы с подробной информацией о товарном наименовании. В них размещают качественные фотографии продукта, понятные и емкие описания, данные о цене и наличии на складе, характеристики, отзывы, CTA-кнопки с призывом к покупке.
Способы отображения списка товаров в каталоге
В корзине и на странице оформления заказа дублируются список продукции и стоимость покупки, присутствуют поля для ввода личных данных, возможность выбора удобного способа оплаты и доставки.
На этапе разработки структуры каталога необходимо уделить внимание каждому элементу. Также стоит подумать о внедрении дополнительного функционала. Не лишним будут:
- поиск по ключевым запросам (описанию, артикулу, названию товара);
- сравнение понравившихся позиций с похожими характеристиками;
- добавление в список желаний или избранное.
Как создать хорошую структуру: основные этапы
Вариантов создания структуры каталога две – скопировать у конкурентов/поставщиков или разработать самостоятельно с учетом семантического ядра сайта. Разумеется, что второй вариант гораздо лучше и эффективнее для бизнеса.
Сам процесс довольно долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов.
Сбор и анализ семантического ядра
Семантическое ядро – перечень ключевых запросов, по которым пользователи сети ищут товар в поисковых системах. Инструмент помогает выстроить правильную структуру и быстрее продвигать сайт.
Ключевые запросы бывают низко-, средне- и высокочастотными. Основной источник привлечения трафика на сайт – низкочастотные запросы. Однако в страницы каталога нужно подключать все перечисленные виды.
Формирование структуры с учетом семантического ядра
Собирать семантику можно с помощью сервисов:
- планировщик Google;
- Yandex Wordstat;
- Key Collector;
- SlovoEB.
Базовые поисковые запросы подбирают в соответствии с товарными группами, которые планируется продавать в магазине. Ключевые фразы отражаются в названиях категорий.
Формирование дерева категорий
Дерево категорий – архитектура построения каталога с определенным количеством уровней вложенности. Его формируют, исходя из ассортимента, номенклатурных параметров и основных ключей семантического ядра.
Графическая схема дерева категорий
Подходящее количество иерархических уровней определяется экспериментальным путем и зависит от особенностей ассортиментной карты. При этом стоит:
- проанализировать конкурентные ресурсы, оценить удобство работы с их каталогами, учесть ошибки, которые ухудшают пользовательский опыт;
- следовать общим рекомендациям по юзабилити, где сказано, что оптимальный путь потребителя от страницы входа до конечной цели не превышает 3 кликов.
Уровень вложенности не должен быть слишком глубоким и громоздким. Иначе это затруднит переход к товару и приведет к потерям целевого трафика.
Состав стандартной структуры дерева:
- меню;
- категории;
- подкатегории 1-го уровня;
- подкатегории 2-го уровня и так далее.
При организации ориентируются на тематику, особенности и характеристики продукции. Руководствоваться следует не субъективным мнением, а строгой логикой.
Пример дерева каталога интернет-магазина детских товаров, составленного на основе релевантных ключей из костяка семантического ядра:
- Питание и кормление. Детское питание: молочные смеси – каши – детские пюре – соки – печенье. Кормление малышей: бутылочки – соски – поильники – аксессуары.
- Гигиена и уход. Подгузники и пеленки: подгузники – пеленки – клеенки – горшки. Ежедневный уход: средства для купания – уход за кожей – салфетки – косметика.
- Детская комната: кроватки – колыбели – ночники – комоды.
- Товары для мам: кенгуру – слинги – весы – радионяни.
В дереве должен соблюдаться баланс между разделами. В каждую категорию следует помещать примерно одинаковое количество подкатегорий, в каждую подкатегорию – приблизительно равное количество товаров.
Оптимальный предел вложенности – не более 3-х уровней. Больше требуется только в нишах узкой специализации, крупных онлайн-супермаркетах. В верхнем уровне желательно размещать не более 7 категорий. Если какой-то из разделов содержит намного больше наименований, чем соседние, лучше разделить его на дополнительные подразделы.
Создание тегов
С древовидной структурой из ключевых фраз рекомендуют комбинировать теги, которые более точно описывают специфические характеристики товара. Смысл в том, что на определенных уровнях дерева создаются дополнительные страницы с продуктами, которым свойственны конкретные характеристики. Такой метод будет особенно эффективным для сайтов с широким ассортиментом.
Как работает инструмент:
- потребитель попадает в один из уровней древовидной структуры. Например, в категорию «кроссовки Adidas YUNG»;
- хочет перейти на страницу с кроссовками этой модели в конкретном цвете;
- нажимает на нужные теги, выведенные в облако – «черные», «синие» или «оранжевые кроссовки Adidas YUNG»;
- на странице выводятся товары, которые относятся к запросу пользователя.
Пример тегирования в интернет-магазине электроники
Разработка системы фильтрации
В сочетании с предыдущим вариантом используется не менее эффективный способ выстраивания структуры при объемном семантическом ядре – система фильтрации. Фильтры формируются из характеристик товара. Каждый из отдельных фильтров или их пересечение зачастую служат посадочной страницей, которая способствует получению дополнительного целевого трафика.
Товары фильтруются по параметрам:
- цвет;
- цена;
- размер;
- материал;
- габариты;
- производитель и прочие.
Принцип работы: пользователь доходит до нужной категории, выбирает фильтры и сужает круг поиска до небольшой группы. Для удобства покупателей делается также сортировка по цене (от дешевых товаров к дорогим и наоборот), популярности, дате поступления.
Пример фильтрации товаров по параметрам
Подводя итоги, сформулируем краткий алгоритм действий при создании каталога:
- Проанализируйте нишу рынка.
- Оцените структуру каталога основных конкурентов, их семантическое ядро.
- Соберите собственное семантическое ядро на основании популярных поисковых запросов.
- Распределите ключевые слова по логическим группам.
- Набросайте карту сайта: на бумаге или в специализированных онлайн-сервисах.
- Подберите идеальную структуру для своего проекта.
- Внедрите собранные наработки и протестируйте их на деле.
- Следите за актуальностью представленной информации, вносите необходимые корректировки.
Каких ошибок следует избегать?
Работая над структурой каталога сайта, многие предприниматели допускают серьезные ошибки:
- слепо копируют чужую структуру;
- выгружают товары на сайт в том виде, в котором прислал поставщик;
- не учитывают специфику продукции;
- распределяют категории нелогично;
- создают слишком много разделов и подразделов, сильно перегружая структуру.
При выстраивании структуры нужно избегать таких ошибок. Подобные оплошности не пойдут на пользу бизнеса и вряд ли будут способствовать привлечению целевой аудитории на сайт. Смотрите на каталог глазами покупателя и ориентируйтесь на собственный потребительский опыт. Структура должна получиться максимально понятной и удобной.
Инструменты для управления товарным каталогом
Для внедрения спроектированной структуры на сайт можно обратиться к программисту. Более простой и экономически выгодный вариант – создать каталог прямо в CMS, используя функционал платформы и заранее предусмотренные схемы размещения разделов.
Все необходимые функции для создания/удаления категорий и подкатегорий присутствуют в онлайн-конструкторах по типу InSales. На платформе есть шаблоны с выпадающими меню, поддерживающие разные уровни вложенности. Также имеется возможность импорта товаров из 1С и файлов различных форматов. Это существенно облегчает процесс наполнения каталога.
Настройка категорий в InSales
В качестве дополнительного инструмента управления товарами стоит использовать товароучетные системы. Они помогают сократить издержки на подготовку за счет частичной автоматизации работы с каталогом.
К примеру, в программе «ЕКАМ» доступны функции:
- добавления товаров, описаний, цен, характеристик;
- массовой загрузки товарных наименований из файлов формата CSV/XLS/YML/XML;
- выгрузки товаров на сайт;
- добавления, удаления и переименования групп;
- отслеживания товарных остатков на складе и мгновенного обмена данными с сайтом;
- генерации и печати штрих-кодов;
- планирования закупок.
Работа со списком товаров в «ЕКАМ»
Помимо этого, сервис предоставляет еще множество инструментов для эффективного ведения бизнеса.
Товарный каталог – основное средство навигации по сайту, путеводитель для клиента, ведущий его к нужному товару и покупке. Категории и подкатегории каталога должны быть логичными и упорядоченными.
Ключевые признаки эффективной структуры:
- Посетитель сайта быстро находит желаемый продукт.
- Каталог простой и понятный в работе, в него можно легко внести изменения, добавить продукт или категорию.
- Товары эффективнее продвигаются.
- Из поисковых систем приходит достаточно целевого трафика.
Подключайте поисковые запросы, которыми планируете привлекать клиентов, подстраивайтесь под особенности ассортимента и потребности аудитории. Рекомендуем пользоваться шаблонами, а также полезным функционалом CMS и товароучетных систем. Структурированный и грамотно заполненный каталог повысит авторитетность интернет-магазина в глазах потребителей и улучшит его позиции в поисковиках.