Страховой запас товаров: значение для стабильности продаж, методы расчета в розничном магазине
В розничной торговле ходовой товар всегда должен быть в наличии. От его присутствия зависит не только уровень ежедневной выручки, но и лояльность постоянных покупателей. Поэтому на складе всегда нужно обеспечивать наличие страхового запаса популярной продукции на случай повышения спроса или задержки поставки. Однако количество резерва не должно превышать разумные рамки, ведь залежавшиеся остатки снижают рентабельность оборотных активов.
Сложность определения оптимального уровня запаса
Согласно известному японскому правилу: чем больше остатки на складе, тем хуже работает менеджмент. Поэтому важно уметь грамотно управлять складскими запасами.
Чтобы понять наглядно значение этого фактора, можно прийти на склад и посмотреть на продукцию, как на пачки денег. Они лежат, и только их часть постоянно превращается в прибыль. Неходовой и избыточный товар просто замораживает определенную долю оборотных средств, которые можно было бы хранить в банке на депозите и получать доход.
Кроме того, лишние запасы могут генерировать и убытки. Происходит это за счет:
- заморозки денег в невостребованных запасах;
- затраты на аренду склада или его амортизацию;
- оплаты труда лишних кладовщиков;
- воровства;
- истечения срока годности продукции;
- расходов, связанных с изменением популярности товаров.
Однако недостаток определенных позиций на складе тоже имеет свои негативные стороны:
- снижение выручки;
- имиджевые потери магазина;
- дозакупки продукции по завышенным ценам.
В результате руководители магазина должны формировать такой страховой запас, который бы минимизировал издержки от вложений в оборотные средства и, одновременно, не приводил бы к дефициту товаров. Для этого нужно подробно разобраться в факторах, влияющих на уровень складского резерва.
Страховой запас и факторы на него влияющие
Страховой запас представляет собой определенное количество товара на складе, которое необходимо для покрытия спроса в непредвиденных обстоятельствах. С помощью резерва в магазине можно решить две задачи:
- обеспечить наличие продукции при непредвиденно возросшем спросе;
- предотвратить дефицит продукции при задержке поставки очередной партии.
Для решения указанных вопросов нужно знать факторы, которые влияют на расчет уровня страхового запаса. К ним относят:
- Объем ежедневных продаж. Его уровень может колебаться в различные дни недели и времена года, поэтому расчеты страхового запаса часто делаются с учетом стандартных отклонений этого показателя.
- Период доставки продукции поставщиком. Чем реже привозится продукция на склад, тем больше должен быть уровень страхового запаса. Кроме того, желательно учитывать частоту задержек в поставках товара.
- Возможности складских помещений и специального оборудования. Не всегда все планируемые запасы можно уместить на складе, особенно в морозильных камерах. В таких случаях приходится распределять свободные площади между наиболее прибыльными товарами.
- Свойства продукции. В ряде случаев сроки годности продукции не позволяют сформировать должный страховой запас. В таком случае формируется максимальный резерв, не приносящий убытков.
При расчете показателей страхового запаса по каждой группе ассортимента необходимо учитывать все перечисленные факторы. Кроме того, следует постоянно анализировать, куда прибыльнее направить оборотные средства – на расширение ассортимента или на формирование товарных резервов.
Методики расчета страхового запаса
В розничном магазине нет смысла прибегать к сложным логистическим формулам для определения уровня страхового запаса. Все расчеты должны быть доступны простому предпринимателю в файле Excel.
Наиболее популярными методами определения страхового запаса товаров являются:
- Метод на основе уровня дневного потребления и стандартного срока поставки.
- Метод на основе определённого процента от планируемого спроса.
- Ручной или эмпирический способ.
- Метод на основе среднеквадратичного отклонения.
Далее перечисленные способы определения страхового запаса будут разобраны более подробно.
Метод процента от спроса
В основе этого метода лежит простая формула. Изначально с помощью программы для складского учета товаров определяется объем продаж в количественном измерении за период между отдельными поставками. Впоследствии он умножается на произвольный процент. В результате получается объем страхового запаса, который в идеале должен оставаться на складе в момент очередной поставки.
Не всегда страховой запас может покрыть возросший спрос
Формула выглядит следующим образом:
Страховой запас = (XX% * прогнозируемый объем продаж за период между поставками) / 100%
Например, машина с товаром приходит на склад каждые 2 недели, за это время продается 100 килограмм сахара. По мнению руководителя розничного магазина колебания спроса на него не превышают 20%. В результате страховой запас будет равен:
(20% * 100 кг) / 100% = 20 кг
То есть на момент очередной поставки на складе должно оставаться 20 килограмм сахара.
Этот метод расчета страхового запаса хорошо подходит для товаров ежедневного использования с малыми колебаниями спроса и стабильными поставками.
Но при редком подвозе продукции рассчитанный этим способом резерв может оказаться слишком большим и нецелесообразным. Поэтому для разных категорий товаров используют в формуле свой процент. Он будет тем меньше, чем больше сроки доставки.
Нужно помнить, что клиенты всегда с пониманием отнесутся к отсутствию редкой и неходовой продукции, тем более, если им будет предложено оформить на неё гарантированный предзаказ.
Метод на основании объема продаж и сроков поставки
Этот метод предполагает формирование страхового запаса на определенное количество дней. Базой для его расчета является показатель среднего ежедневного спроса и период задержки поставки.
От страхового запаса можно избавиться, если приучить клиентов делать предзаказы
Например, машина с товаром приезжает в город только по понедельникам, а магазин делает заказ раз в две недели. Если поставка в срок не была произведена, то торговая точка вынуждена будет работать без товара ещё 7 дней. Чтобы не остаться на это время без продукции, нужно иметь недельный страховой запас. Его объем рассчитывается по формуле:
Страховой запас = среднедневной спрос * количество дней между поставками
Этот метод удобен для случаев, когда поставки строго ритмичные, а спрос стабилен. Часто такая ситуация возникает при поставках продуктов с долгим сроком хранения в регионы.
В ряде случаев, страховой запас по этому методу считают на основании не среднего дневного спроса, а максимального. Таким образом, на 99% гарантируется, что до следующей поставки магазин будет обеспечен всем необходимым.
Задание страхового запаса вручную
При нестабильном спросе и редких поставках менеджер может вручную определять уровень страховых запасов по определенной продукции. Обычно при этом сотрудники руководствуются настроениями клиентов и конъюнктурой рынка.
При ручном методе формирования страховых запасов товаров необходим обязательный контроль над действиями менеджера со стороны руководства. Ведь субъективно принятое решение может надолго заморозить на складе оборотные активы. В таких случаях нужно стимулировать покупателей заранее предупреждать магазин и своих потребностях, чтобы была возможность заказать и зарезервировать необходимую им продукцию.
Метод на основе среднеквадратичного отклонения
Наиболее эффективен для розничных магазинов расчет страхового запаса на основании среднеквадратичного отклонения спроса и периода поставки. Метод имеет довольно длинную формулу, но она единожды составляется в Excel в течение 5 минут, а затем в неё просто подставляются значения.
Формула выглядит так:
где Z – коэффициент, показывающий доверительный уровень, σD – среднеквадратическое отклонение уровня расхода запасов за определенный период, μL – среднее время исполнения заказа, μD – средний уровень расхода запасов за определенный период, σL – среднеквадратическое отклонение сроков выполнения заказа.
Пример расчета страхового запаса по методу среднеквадратичного отклонения
Среднеквадратичное отклонение рассчитывается в Excel с помощью функции «СТАНДОТКЛОН.Г» и не занимает много времени. Различные значения коэффициента Z обеспечивают разную степень удовлетворения спроса покупателей. При Z=1 вероятность удовлетворения спроса составляет 84%, при Z=1,65 – 95%, при Z=2,33 – 99%.
Формула расчета для предпринимателя среднеквадратичного отклонения
Таким образом, с уменьшением риска несоответствия спроса предложению уровень страхового запаса будет резко расти. Какое значение доверительного коэффициента выбрать решает каждый предприниматель на свое усмотрение.
Для определения различных показателей и анализа продаж целесообразно использовать программу для складского учета товаров в магазине. Она способна предоставить предпринимателю множество наглядных инструментов для администрирования бизнеса и повышения его прибыльности.
Выбор конкретного метода расчёта страхового запаса производится на основании специфики работы розничного магазина. Можно производить анализ относительно каждой номенклатурной позиции, группы товаров или в рамках одного поставщика. Главное, чтобы покупатели всегда могли купить необходимый товар, а предприниматели при этом вкладывали в оборотные средства минимум денег.