Сертификация товаров для маркетплейсов: зачем нужна, как пройти процедуру и когда без нее можно обойтись
Приобретая товары на маркетплейсе, клиент хочет быть уверен в их качестве, безопасности и оригинальности. Права потребителей защищает государство: существует законодательная база, обязывающая продавцов получать сертификат или декларацию соответствия, а также отказное письмо – один из документов в зависимости от типа товаров. Продажа несертифицированных товаров влечет за собой штрафы, поэтому маркетплейсы тщательно следят за наличием всех разрешительных документов. Рассказываем, для каких товаров сертификация обязательна, как и где пройти процедуру, в каких случаях без нее можно обойтись.
Законодательная база, касающаяся сертификации
Условия сертификации и декларирования соответствия продукции регламентируют:
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 №2425 (вступит в силу 01.09.2022);
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Закон «О защите прав потребителей» и другие.
Требуя предоставление сертификата, маркетплейсы опираются на эту законодательную базу. Выдача документов осуществляется по разным системам оформления:
- государственные стандарты – это ГОСТ Р;
- технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ТС);
- санитарные требования (Роспотребнадзор).
Российских селлеров, работающих на маркетплейсах, чаще всего интересует первая система. По требованию торговой платформы (в некоторых случаях еще на этапе добавления товара в каталог), продавец обязан предоставить один из документов:
- сертификат или декларацию соответствия;
- отказное письмо, подтверждающее отсутствие необходимости в прохождении сертификации.
Документы имеют отличия, порядок сертификации определяют утвержденные перечни товаров. Правила актуальны для продукции российского и иностранного производства. Рассмотрим особенности каждого варианта.
Разница между сертификатом и декларацией: ltsert.ru
В чем заключаются различия между документами
Сертификат соответствия
Сертификат соответствия – маркер качества и безопасности продукции. Наличие сертификата подтверждает, что товар полностью удовлетворяет требования установленных стандартов и регламентов. Селлер или производитель, желающий запустить процесс сертификации, обязан предоставить образец продукта на экспертизу, которую проводят специальные центры. На базе центра выполняется проверка, если продукт удовлетворяет нормы качества, то будет сформировано решение, позволяющее выдать документ.
Сертификат можно оформить как на продукцию из перечня, так и добровольно на любые другие позиции. Многие производители предпочитают проводить сертификацию даже в том случае, если она не является обязательной, чтобы повысить уровень доверия потребителей. Ответственность за проведенную экспертизу несет центр, сроки зависят от типа проверяемой продукции, загруженности и других факторов.
Сертификаты соответствия не бессрочные, что нужно учитывать при выходе на рынок. Например, сертификат ГОСТ действителен до 3 лет, аналогичный документ Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – до 5 лет. Первый признают на территории России, второй – во всех странах-участницах ЕАЭС (в добровольном порядке его не получают).
Пример сертификата соответствия
Для каких товаров нужен сертификат
В перечень включены сотни товаров: речь идет о продукции, использование или употребление которой оказывает влияние на жизнь и здоровье потребителей. В перечень вошли строительные изделия из металла и бетона, инвентарь для прикладных видов спорта, герметики, иные.
Список большой и постоянно актуализируется, поэтому товары придется искать вручную. Более простой способ – обращение в службу поддержки маркетплейса, сотрудники которой предоставят консультацию и скажут, требует ли конкретный товар прохождения сертификации. Дополнительную информацию можно запросить у поставщика.
Новый перечень товаров, подлежащих сертификации
Декларация соответствия
Декларация – документ, с помощью которого производитель (поставщик, импортер) удостоверяет, что реализуемый товар удовлетворяет требования действующих нормативных документов. Если ответственность за сведения, зафиксированные в сертификате, несет центр, который его выдал, то декларация – ответственность компании-заявителя.
Процедура получения декларации более простая, образец не придется отдавать на экспертизу, как в случае с сертификатами. Центр, выдающий декларацию, выносит решение на основе пакета документов, которые представил заявитель. Декларация о соответствии должна оформляться в обязательном порядке на ту продукцию, которая зафиксирована на законодательном уровне. Добровольное декларирование не предусмотрено. Срок действия определяет технический регламент.
Пример декларации: оформляется на обычном листе бумаги формата А4
Для каких товаров нужно получить декларацию о соответствии
Перечень, как и в случае с сертификатами, обширный. Декларированию, что зафиксировано в Постановлении Правительства РФ №2425, подлежат:
- посуда из нержавеющей стали, алюминиевая штампованная и хозяйственная стальная эмалированная;
- строительные смеси и растворы;
- средства для стирки и товары бытовой химии;
- лакокрасочные материалы, изделия из прорезиненных тканей;
- обои, термосы и колбы;
- предметы мелкой галантереи, дезинфекционные средства, прочие.
Можно обратиться в службу поддержки маркетплейса или профильный центр, где определят тип товара и укажут на потребность в декларировании.
Отказное письмо
Отказное письмо – документ, который предоставляет производитель или поставщик, подтверждая отсутствие необходимости в сертификации. В отказное письмо могут быть включены до 10 товаров, процедура проверки максимально упрощена: заявитель отправляет документы в профильный центр, после завершения их анализа формируется письмо. Сертификации и декларированию на соответствие не подлежат:
- аксессуары для волос (ободки, резинки, заколки);
- аксессуары для телефонов;
- ароматизаторы воздуха;
- бижутерия и офисная бумага, канцелярские принадлежности;
- елочные украшения и интерьерный декор;
- зонты, зеркала, сувенирные магниты и картины;
- массажеры для лица и тела, не являющиеся электрическими;
- пряжа и нитки для рукоделия, шитья;
- кухонные принадлежности, например, скалки, разделочные доски, венчики;
- свечи, сувениры, информационные таблички.
Срок действия составляет 1 год, если он не указан – письмо считается бессрочным и утрачивает силу после того, как произойдут изменения в законодательстве.
В каких случаях требуется предоставление подтверждающих документов
При выходе на маркетплейс селлер, имеющий рассматриваемые документы на товары, может сразу же загрузить их через личный кабинет, чтобы предупредить проблемы в будущем. Требование о предоставлении может поступить в любой момент, самые частые случаи – прямые жалобы потребителей, оставшихся недовольными после заключения сделки. При получении запроса от маркетплейса документы нужно направить на проверку в срок до 3 рабочих дней, если условие не будет выполнено, то товары заблокируют до решения вопроса.
Некоторые платформы не открывают доступ к продажам до тех пор, пока селлер не загрузит необходимые документы. Например, такие правила действуют на Ozon, платформа не разрешает сбыт следующих позиций до проверки разрешительных документов:
- биологически активные добавки и витамины;
- пиротехника, относящаяся к I-III классам опасности;
- товары для детей: удерживающие устройства (автомобильные люльки и кресла) и продукты для ребят в возрасте до 3 лет;
- продукцию, конструктивные особенности которой схожи с оружием: пневматические винтовки и пистолеты;
- аграрные химикаты и пестициды.
В этот список, что зависит от торговой площадки, могут быть добавлены фотоэпиляторы, нелекарственные медицинские средства, другие позиции. Условия сертификации и декларирования соответствия постоянно изменяются, поэтому важно отслеживать законодательную базу. Информирование о произошедших изменениях осуществляют маркетплейсы в форме новостей или уведомлений, направляемых в личный кабинет продавца.
Каких последствий стоит ожидать тем, кто работает без документов на товары
Клиент может подать жалобу не только в маркетплейс, но и в контролирующие органы, что чревато проверками и штрафами. Согласно статье 14.45 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации штраф, накладываемый за нарушение правил реализации товаров, подлежащих сертификации, составляет 300 тысяч рублей. Штрафом облагается маркетплейс, но по условиям сотрудничества с платформами его оплачивает селлер-нарушитель. К этой сумме могут добавиться дополнительные внутренние финансовые санкции торговой площадки.
Правила Ozon, касающиеся сертификатов
Как проходит сертификация и декларирование, какие документы необходимы
До начала процедуры сертификации производителю или продавцу необходимо выбрать центр, предоставляющий подобные услуги. Центры доступны во всех регионах России, нужно провести проверку срока работы, изучить отзывы и запросить разрешительную документацию, позволяющую организации вести рассматриваемый вид деятельности. Следующий этап – сбор документов, потребуются (для получения сертификата ГОСТ):
- копия свидетельства ОГРН и ИНН компании-заявителя;
- заявка, завизированная руководителем компании;
- документы, в которых отражены ключевые характеристики продукта: размеры, состав, прочие;
- технические условия или ГОСТ, применяемые для выпуска продукции (требуются в некоторых центрах);
- накладная, контракт от поставщика, если они есть.
Точный перечень лучше уточнить в выбранном центре, могут потребоваться дополнительные документы, что зависит от типа сертифицируемого товара. После получения заявки процедура выполняется так:
- центр осуществляет проверку документов и определяет специфику продукта, от которой зависит тип экспертизы;
- из партии продукции в случайном порядке выбираются образцы, проводится проверка;
- представители центра указывают на выявленные недочеты, заявитель обязан их устранить;
- после устранения проблем проверка проводится повторно, если товар соответствует стандартам – оформляется сертификат.
Выдача декларации о соответствии осуществляется без экспертизы, пакет документов схож. Пройти процедуру можно в следующих центрах (могут работать локально в городах и по всей России):
- РОСПРОМТЕСТ;
- «РТС-Сертификация»;
- «ТестПродукт»;
- «Апсерт»;
- «Промотест».
Срок изготовления декларации – 2-3 дня, цена до 10000 рублей, но все зависит от региона и условий центра. На получение сертификата уходят в среднем 14 дней, что обусловлено длительной экспертизой, стоимость составляет от 17000-20000 тысяч рублей.
Как получить отказное письмо
Отказное письмо можно получить в профильном центре. Потребуется заявление на оформление, а также:
- название продукта и описание характеристик;
- сведения о компании: имя директора, название, юридический адрес и реквизиты.
Если письмо необходимо для товаров зарубежного производства, то придется предоставить договор на поставку. Средний срок получения – 1-3 дня, стоимость оформления редко превышает 3000-5000 рублей.
В заключение
Работая на маркетплейсе, продавец должен иметь необходимый пакет документов, подтверждающих качество реализуемой продукции. Некоторые селлеры откладывают оформление сертификатов и деклараций соответствия, но в результате сталкиваются не только с блокировкой товаров на платформе, но и с высокими штрафами. Пройти процедуру легко: пакет документов не слишком большой, цены – средние, на оформление придется потратить не более 2 недель, а основные хлопоты будут возложены на сотрудников проверяющего центра. Оформление документов, подтверждающих соответствие актуальным требования к качеству, – безопасность не только для селлера, но и для покупателя, поэтому его лучше не игнорировать.