Расчет себестоимости товаров в розничном магазине - как проводится, зачем это нужно, способы и методики
Открывая розничный магазин, владелец часто сталкивается с небольшой проблемой: непонятно, по какой розничной цене продавать тот или иной товар. Сделаешь дорого - покупатели уйдут к конкурентам, продешевишь - останешься без прибыли. Где же золотая середина, при которой и овцы целы, и волки сыты? Середина есть и упирается она в расчет себестоимости товара. О ней и расскажем в сегодняшней статье.
Что такое себестоимость
Многие предприниматели считают, что себестоимость товара - это ни что иное, как закупочная цена поставщика. Это в корне неверно. Есть и другое мнение: себестоимость товара складывается из всех затрат, связанных с его приобретением: цен поставщика, расходов на доставку, погрузку, разгрузку и хранение. Это уже теплее, но считать так тоже ошибочно.
Понятие себестоимости гораздо шире. Оно включает в себя все затраты магазина, связанные с торговой деятельностью. Только в этом случае можно правильно рассчитать главные параметры торговли: маржинальность, наценки и прочее.
Итак, при расчете себестоимости нужно учитывать:
- закупочные цены продукции у поставщика;
- затраты на логистику и складское хранение: стоимость доставки, затраты на аренду склада, цену погрузо-разгрузочных работ, если они есть, и любые другие затраты, связанные непосредственно с приобретением товара. Иными словами - это та сумма, которую вы вложили в товар за все время, от покупки до продажи;
- арендная плата магазина или коммунальные платежи, если помещение находится в собственности предпринимателя;
- фонд заработной платы персонала - от директора до уборщицы;
- платежи по кредитам, выплаты инвесторам;
- налоги, сборы и прочие платежи в бюджет;
- затраты на обслуживание и ремонт торгового оборудования и контрольно-кассовой техники;
- расходы на помещение: оплата пожарной и охранной сигнализации, видеонаблюдение, уборку, обслуживание;
- прочие платежи и расходы.
Итак, себестоимость единицы товара это - закупочная цена с учетом всех издержек на приобретение и работу магазина, поделенная на общее число проданных товаров конкретной позиции.
Виды себестоимости в зависимости от объема затрат
Для чего нужен расчет себестоимости
Выше было отмечено, что себестоимость товара - основа для расчета всех финансовых показателей. Рассмотрим каждый из них подробно:
- Торговая наценка. Не зная точную себестоимость, невозможно определить правильную розничную цену. Можно элементарно попасть пальцем в небо и не угадать. А в конце отчетного периода окажется, что вы все это время торговали себе в убыток.
- Маржинальность отдельных товаров. Здесь все еще проще: без знания себестоимости нельзя посчитать рентабельность тех или иных позиций. Цена продажи известна, а вот сумма затрат - нет.
- Налоги. Львиная доля розничных магазинов работают на упрощенной системе налогообложения - УСН 6% от доходов. Она предполагает уплату налогов с разницы между доходами и расходами. Не знаем расходы - не можем рассчитать налог. Или можем, но некорректно, в результате будет переплата в бюджет. Важный момент: налоговое законодательство обязывает всех розничных продавцов самостоятельно определять способ расчета себестоимости. Об этом говорит статья 313 НК РФ.
Надо отметить, что себестоимость работает и в обратную сторону. Если она получается слишком высокой, можно корректировать такие параметры, как зарплата продавцов, сумма издержек и так далее. Это связано с тем, что вы не можете влиять на закупочные цены поставщиков. Ну, или можете, но в очень ограниченных пределах: найти другого поставщика, брать бОльшими партиями и так далее. В любом случае разница будет непринципиальна. А вот управлять величиной издержек вам под силу. Приведем пример.
Накладные расходы магазина составляют 100 тысяч рублей в месяц, включая стоимость закупок. Для простоты представим, что торговая точка продает только один продукт, например, минеральную воду. Стоимость одной бутылки воды у поставщика составляет 10 рублей. Продается она по 30 рублей за единицу. Валовая прибыль с одной бутылки - 20 рублей. Посчитаем, сколько бутылок нужно продать, чтобы отбить все затраты магазина:
100 000:30=3334 бутылки
Но вот беда: конкуренты продают ту же самую воду не по 30, а по 27 рублей. По этой причине в ваш магазин никто не приходит и минералка не продается вообще.
На закупочную цену вы повлиять не можете: поставщик стоит на своем и не соглашается привозить дешевле. Зато есть возможность сократить издержки: снизить зарплату продавцов, начать экономить на электричестве или переехать в другое помещение, где арендная плата меньше.
Таким образом, вы снижаете себестоимость одной бутылки минералки.
Пример показывает, что при определенных издержках себестоимость ваших товаров может получиться выше и вы окажетесь неконкурентоспособными на рынке. Это еще одна причина, которая показывает, как важно знать и считать себестоимость товаров.
Факторы формирования идеальной стоимости товара
Получается, что подходов к себестоимости может быть два:
- Какую торговую наценку сделать на товар, чтобы оправдать существующие издержки.
- Какими должны быть издержки, чтобы держать цены на уровне средних по рынку при существующих закупочных.
В первом случае себестоимость подгоняется под бизнес, а во втором - бизнес подгоняется под адекватную себестоимость.
Сложности при расчете себестоимости
Давайте немного отвлечемся и представим себе среднестатистический сетевой супермаркет. Чем занимаются вечно снующие туда-сюда товароведы и обслуживающий персонал? Правильно: они непрестанно меняют цены товаров в торговом зале, иногда по несколько раз за рабочую смену. Думаете, это прихоть руководства или сотрудникам просто нечем заняться? Конечно же нет. Все дело в том, что себестоимость товаров - величина плавающая. Цены поставщиков постоянно меняются. К тому же, крупные сетевики сотрудничают не с одним, а с несколькими сотнями снабжающих компаний.
Ту же минеральную воду могут завозить несколько раз в день. А самое сложное, что все поставки идут по разным закупочным ценам. Именно по этой причине себестоимость постоянно меняется, а значит, плавают и розничные цены. В случае с супермаркетом за всем этим следит товароучетная система. Она автоматически считает розничные цены в зависимости от закупочных. Товароведам и работникам зала остается только распечатать ценники и наклеить их на товар.
Стоит сказать, что подобные технологии теперь доступны не только крупным сетевикам, но и небольшим розничным магазинам. Товароучетная система “ЕКАМ” позволяет автоматически изменять розничные цены при изменении закупочных и учитывать маржинальность товаров.
Способы расчета себестоимости
Поштучный расчет себестоимости
В этом случае себестоимость каждой единицы товара рассчитывается отдельно. Подход абсолютно не подходит для магазинов с большой номенклатурой. Его могут использовать продавцы штучных изделий. Например, вы торгуете дорогими шубами. За сезон удается совершить пару десятков продаж. При этом каждое изделие покупается отдельно и даже у разных поставщиков.
Здесь при расчете используется закупочная цена каждой шубы. Наценка тоже рассчитывается индивидуально под конкретную позицию.
Формула себестоимости реализованной продукции для торговой компании
Плюс поштучного расчета:
- высокая точность. Каждая позиция считается отдельно, а значит, себестоимость будет биться копейка в копейку.
Минусы:
- не всем подходит;
- серьезные сложности при большой номенклатуре товаров. Обсчитать десяток шуб вручную еще можно, но когда ассортимент переваливает за сотни - просто нереально;
- необходимость применения средств автоматизации при большой номенклатуре. Это следствие предыдущего пункта.
Расчет по средней себестоимости
Самый распространенный подход среди неавтоматизированных розничных магазинов. В этом случае за закупочную цену при расчете себестоимости принимается среднее арифметическое цен из разных партий. Лучше показать на примере.
Допустим, вы продаете все ту же минеральную воду. В течение одного отчетного периода снабженцы сделали 3 поставки воды. Первую партию привезли по 10 рублей, вторую - по 9, а третью - по 8. Средняя закупочная стоимость одной бутылки составит:
(10+9+8):3=9 рублей за бутылку минералки
Именно эта цифра и должна использоваться при расчете себестоимости.
Метод средней себестоимости - формула
Плюсы расчета по среднему арифметическому:
- подходит большинству розничных магазинов;
- простота при приемлемой точности;
- возможность оперировать большим ассортиментом;
- метод учитывает разбег закупочных цен у поставщиков товара.
Минусы:
- невысокая точность при большой разнице закупочных цен;
- необходимость автоматизации при большом ассортименте;
- прибыль считается приблизительно. Это может повлечь за собой повышение налогооблагаемой базы при режиме УСН “доходы минус расходы”.
Расчет себестоимости по методу FIFO
За мудреной аббревиатурой скрывается вполне простая суть: себестоимость каждой партии рассчитывается отдельно. Это позволяет достичь высокой точности расчета и оптимизировать базу для вычисления налога на прибыль.
Здесь не обойтись без примера. К слову: FIFO расшифровывается как first in, first out, что переводится с английского как “первый пришел - первый ушел”. Применительно к нашей ситуации это означает, что первыми с остатков списываются товары из более ранних партий с учетом их закупочных цен.
Выбор метода оценки товарно-материальных ценностей
Итак, сам пример:
За месяц вы получили 3 поставки минералки: сначала 1000 бутылок по 10 рублей, потом 500 бутылок по 9 и, наконец, 1500 по 8 рублей. За это же время было продано 2000 единиц товара. А самое важное: на полках магазина стояли одновременно бутылки из всех трех партий. Сколько продано из каждой - неизвестно. Известно только, что на остатках по прошествии месяца числится 1000 бутылок - тоже из разных поставок.
Подход first in, first out предполагает, что вода списывается с остатков в том же порядке: сначала 1000 бутылок по 10 и так далее.
Плюсы first in, first out:
- высокая точность расчета себестоимости;
- можно применять при любой номенклатуре товаров;
- учитывается разбег закупочных цен поставщиков.
Минус:
- при большом ассортименте не обойтись без товароучетных систем.
Как рассчитать себестоимость
Итак, с понятием себестоимости и подходами к расчету мы разобрались. Осталось определиться со способами расчета. Их три:
- Ручной расчет себестоимости. Это когда блокнот, ручка, калькулятор и бухгалтер с распухшей головой. А если серьезно, метод вполне хорош при малом ассортименте товаров. Автоматизировать тут нечего, поэтому можно сделать это и вручную. Способ как нельзя лучше подходит для поштучного учета себестоимости.
- Автоматизированный учет. Заключается в применении современных товароучетных программ, например, “ЕКАМ”. Здесь всю работу делает софт, работающий в автоматическом режиме. Оператор только заносит в программу первичные данные, а дальше все происходит без участия человека. Кроме того, товароучетки ведут учет складских остатков, дают аналитику для руководителя и формируют сопроводительную документацию. Программа подойдет для любого способа учета.
- Полуавтоматизированный учет. Состоит в применении табличных редакторов - excel и ему подобных. Правда, есть оговорка: штатная версия эксель, входящая в стандартный пакет Microsoft Office, не адаптирована для товароучета и тем более, не предназначена для расчета себестоимости. Для того, чтобы считать эти параметры, потребуется скачать и установить специальный шаблон.
Какой способ расчета выбрать, зависит от специфики бизнеса. Товароучетные системы при прочих равных значительно выигрывают. Они подходят всем предпринимателям без исключения. Поэтому следует рассматривать этот вариант в качестве основного.