Проверка розничного магазина Роспотребнадзором: как подготовиться к проверке, что могут посмотреть, чем грозят нарушения
“Вот откроешь магазин - замучают проверками. Будут ходить каждый день и штрафовать, пока не закроешься”. Такие страшилки слышит почти каждый, вступающий на путь предпринимательства. С другой стороны в правительстве призывают “не кошмарить бизнес” и обещают разворот в сторону малых предпринимателей. Истина, как всегда, где-то посередине. Сегодня разберем, где именно, на примере проверок Роспотребнадзором.
Небольшой спойлер, после которого можно выдохнуть
Исходя из многолетней практики расскажем, как обычно работают проверяющие Роспотребнадзора, да и любых других контролирующих ведомств. А то многие представляют их какими-то монстрами, которым чуждо сострадание и все человеческое. Приходят и наказывают за все подряд, не взирая на то, что предприниматель старается вести бизнес по закону.
Все это имеет лишь отдаленное отношение к реальности, а заявляющие подобное, скорее всего, наслушались баек из 90-х. На самое деле инспекторы - как правило милые тетушки, которым эти выездные проверки нужны также, как и вам, то есть вообще не нужны. Но суть даже не в этом. Покажем на примере.
Вот приходит инспектор в магазин. По стенам бегают жирные тараканы, за прилавком стоит незарегистрированный житель Средней Азии, а со склада несет просрочкой. Причем никто даже не старается хотя бы замаскировать нарушения для приличия. Всем плевать. Уверяем, в этом случае инспектор даже не станет смотреть дальше: просто выпишет пару плюшек в виде штрафа на основании того, что увидел.
Другой пример: инспектор приходит в магазин, а там все чистенько, тепло и светло. Кассовый аппарат есть, уголок информации оформлен, телефоны вышестоящих организаций имеются. У порога встречает владелец бизнеса собственной персоной - переживает о проверке, не прочь содействовать ее проведению. Видно, что человек старается все соблюдать. Если после этого окажется, что неверно ведется пара журналов, уверяем: инспектор посмотрит на это снисходительно. Выпишет предписание и даст срок для устранения. Ну или минимальный штраф, который вы даже не почувствуете.
Вывод такой: если стараетесь, по возможности все соблюдаете и не имеете умысла нарушать, сурового наказания не будет. Махнули на все рукой и даже не пытаетесь работать по закону - пощады не ждите. А теперь предлагаем продолжить чтение на этой позитивной ноте.
Виды проверок Роспотребнадзора
Делятся на 4 категории: плановые и внеплановые, а также выездные и документарные (аналог камеральных проверок налоговой инспекции).
Плановые проверки проводятся по заранее разработанному графику. Он составляется на календарный год. Периодичность проведения - не чаще одного раза в 3 года. График плановых проверок можно посмотреть на сайте Роспотребнадзора по своему региону. О проведении плановой проверки предпринимателю предупреждают не менее, чем за 3 рабочих дня. Наличие в графике проверок на сайте уведомлением не считается: должны написать письмо или оповестить другим способом, который можно зафиксировать.
А теперь еще немного позитива: плановые проверки запрещено проводить в течение трех лет после начала предпринимательской деятельности. Об этом прямо говорит Федеральный закон № 294 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. В статье 9 пункте 8 написано:
“Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.”
Основания для проведения плановых и внеплановых проверок
К тому же, президент РФ регулярно вводит моратории на проведение плановых проверок малого бизнеса. Последний действует в настоящее время и, наверняка, будет продлен. Поэтому не сильно ошибемся если скажем, что плановые проверки вам вообще не грозят. Не секрет, что многие предприниматели каждые 3 года регистрируют новое ИП и таким образом отодвигают плановую проверку еще на 3 года.
Внеплановые проверки могут инициировать в любое время. Но для их проведения нужны веские основания, среди которых:
- жалобы покупателей на некачественное обслуживание или откровенные нарушения. Причем анонимки без подписи и идентификации подающего жалобу не принимаются к рассмотрению;
- для проверки выполнения предписаний контролирующих органов, выписанных ранее. Проверяют после того, как истек срок для устранения нарушений;
- при выявленных случаях нарушения законодательства, прав потребителей и других законов;
- при возникновении эпидемии инфекционных заболеваний.
Требование не проводить внеплановые проверки на основании анонимных жалоб отменили совсем недавно. С тех пор число желающих накапать на соседний магазин сильно сократилось. Дело в том, что предприниматель вправе ознакомиться с содержанием жалобы и даже узнать, кто обратился с кляузой. Выводы делайте сами.
Фишка внеплановой проверки в том, что о ее проведении могут и не предупреждать заранее. Особенно это касается контрольных закупок, где весь смысл во внезапности. С другой стороны, такие мероприятия должны в обязательном порядке согласовываться с прокуратурой. Исключение - случаи, где налицо угроза жизни и здоровью населения. Тогда разрешение прокурора не требуется.
Выездные проверки проводятся с визитом на место событий - непосредственно в магазин.
Документальные проверки - это когда инспектор запрашивает определенные документы и изучает их на своем рабочем месте, после чего делает заключение.
Схема проведения документарных проверок
Что могут проверить представители Роспотребнадзора
Среди контролирующих органов объемы проверок Роспотребнадзора самые больше. Строго говоря, они могут посмотреть все, что прямо или косвенно относится к обслуживанию покупателей или клиентов. И даже больше: в ряде случаев их права могут пересекаться с работой полиции, налоговой, МЧС и других ведомств. Список пунктов исчисляется сотнями, перечислить все в рамках одной статьи невозможно.
Что проверяют чаще всего:
- помещения: как они оснащены, используются ли по назначению (например, крепкий алкоголь нельзя продавать в помещениях площадью менее 55 квадратных метров);
- товары, особенно если речь идет о продуктах питания, лекарствах, алкоголе и так далее: аптеки, продуктовые магазины и алкомаркеты проверяют чаще других;
- порядок трудоустройства сотрудников;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
- соблюдение закона о защите прав потребителей;
- квалификацию сотрудников - медицинские книжки, прохождение осмотров и так далее;
- торговое оборудование: холодильники витрины, полки, стеллажи, оснащение склада;
- наличие и соблюдение программы производственного контроля;
- оформление уголка посетителей;
- документы на товар, оборудование;
- нормы обслуживания покупателей и многое другое.
Как проходит проверка
Предупреждают за 3 дня, после чего приходят, показывают служебное удостоверение и вручают копию приказа о проведении проверки. Там должны быть указаны:
- время и место проверки: наименование организации или магазина, его адрес и учредительные данные (ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и так далее);
- фамилии, имена и отчества инспекторов, проводящих проверку;
- предмет проверки: что конкретно и в каком объеме проверяют;
- основание проверки: жалоба покупателя, подошедший срок плановой проверки;
- сроки проведения проверки. Плановые мероприятия не могут продолжаться более 20 дней;
- другая информация, установленная нормативными документами.
На приказе должны стоять подписи руководителя отдела, проводящего проверку, а также виза прокурора, если это требуется. Без полного набора реквизитов документ считается недействительным, а сама проверка - незаконной.
Реальная копия приказа о проведение внеплановой проверки
После того, как формальности соблюдены, инспектор приступает непосредственно к проверке. Здесь есть нюанс: он имеет право проверять только то, что указано в приказе и не может совать нос во все остальное, даже если видит прямые нарушения. Буквально: пришли отработать жалобу на торговлю просрочкой - смотреть медкнижки сотрудников не станут. А если стали - результаты можно оспорить, инспектор не имеет права так делать. Это же касается и документов. Могут затребовать только те бумаги, которые имеют прямое отношение к предмету проверки, а не все подряд.
При проверке должен присутствовать владелец магазина или ответственное лицо - тот, кто назначен приказом. Он может сотрудничать с инспекторами, а может и не сотрудничать - это его право. В целом лучше идти на контакт, особенно, если опасаться нечего. Зато инспекторы будут лояльнее.
Расскажем немного о таком виде проверки, как контрольная закупка. Это вид внеплановой проверки, проводящейся без предупреждения. Больше того: инспектор даже не сообщит о том, что проводит внеплановое мероприятие. Он будет действовать под видом обычного покупателя и только потом “обрадует”, что проводил контрольную закупку. “Потом” - это когда выявит нарушение.
Основания для контрольной закупки те же, что и у любой внеплановой проверки: жалобы покупателей, контроль выполнения предписаний, требование прокурора.
Порядок проведения контрольной закупки
Как оформляются результаты проверки
Зависит от результатов. Если нарушений не выявлено, вручат акт проверки под роспись, сделают ручкой и удалятся. До встречи через 3 года или ближайшей жалобы.
В случае, когда при проверке установили нарушения законодательства, появится еще один документ - протокол об административном правонарушении, или попросту штраф. Но могут ограничиться и предупреждением, если нарушение несерьезное. Кроме того, дадут предписание устранить недочеты и сроки для его выполнения. Когда срок истечет - придут повторно, убедиться что нарушения устранены. Как мы отмечали ранее, в этом случае заранее могут и не предупреждать.
Результаты проверки отдадут на руки. Их можно обжаловать в течение 3 месяцев после назначения штрафа или выдачи предписания. Если не собираетесь ничего обжаловать и готовы оплатить штраф, нужно сделать это не позднее 2 месяцев после того, как выписан протокол об административном правонарушении. Не сделаете этого - материалы передадут на исполнение судебным приставам, а это уже другая история и лучше не доводить.
Оспорить решение органа, проводившего проверку, можно двумя путями:
- досудебно, обратившись в вышестоящий орган Роспотребнадзора. Для этого нужно написать жалобу в свободной форме и изложить обстоятельства проверки, привести свои аргументы и возражения по действиям инспекторов;
- в суде. Здесь лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Они составят исковое заявление или кассационную жалобу, соберут доказательства и будут представлять вас в суде.
Практика показывает, что лучше сразу идти в суд. Вышестоящие инстанции Роспотребнадзора обычно встают на сторону своих коллег и оставляют их решения в силе.
Возможные штрафы для ИП по результатам проверки
Напоследок расскажем, как защитить свой бизнес от проверок Роспотребнадзора:
- Главное - не нарушать. Чем меньше косяков со стороны магазина, тем ниже вероятность проверок по жалобам покупателей и клиентов.
- Автоматизируйте магазин и склад при помощи современных систем товароучета, например, “ЕКАМ”. Так вы избежите продажи просрочки, ошибки при выдаче чеков и сдачи, не забудете дать скидку.
- Если покупатель пришел с жалобой в магазин, лучше уладить все с ним, а не ждать, пока он напишет жалобу в Роспотребнадзор. Это проще, а главное - дешевле.
Из практики личного общения с инспекторами Роспотребнадзора. Почти все в один голос жалуются, что скованы по рукам и ногам. Раньше 3 лет после начала деятельности проводить нельзя, а там мол приходишь по графику, а по адресу вместо ИП Иванов Иван Иванович уже работает ИП Иванов Петр Иванович. По анонимкам тоже проверять запретили, оснований для внеплановых проверок стало в разы меньше. Но даже если поймаешь кого и выпишешь штраф, шустрые юристы легко все отменят в суде.
Выводы делайте сами, а мы желаем поменьше проверок в наступающем году. Удачи!