Работа над ассортиментом в строительном магазине отнимает у предпринимателя уйму времени. При учете в блокноте или Excel нужно ежедневно следить за остатками и обдумывать, что же включить в следующий заказ поставщику. В то же время, при покупке новых позиций всегда есть риск, что они будут невостребованными, зависнут и добавят головной боли руководителю и продавцам. Примером может послужить опыт, рассказанный одним начинающим предпринимателем из Подмосковья:
«Перед открытием своего магазина стройматериалов я прошелся по ближайшим конкурентам и решил скопировать их ассортимент. Это была первая моя ошибка, потому что я получил массу неходового товара, который другими магазинами выставлялся лишь с целью распродать его побыстрее.
Дальше. Торговый зал у меня был небольшой, я думал, что два продавца в смене справятся с учетом без специальных программ, поэтому всё вели в Excel. Это была вторая ошибка. В результате один продавец постоянно что-то вбивал в программу, редактировал таблицы, выводил остатки. И всё равно корректно сформировать заказ поставщику не получалось: заказывали имеющийся товар, а проданный заказать забывали. В итоге теряли клиентов и прибыль».
С подобными проблемами ручного учета сталкивается большинство неопытных предпринимателей, работающих в торговой сфере. В этой статье рассмотрены варианты решения этих проблем. Прочитав материал, предприниматель поймет как:
- оптимизировать ассортимент строительного магазина при помощи программы складского учета;
- быстро заказывать распроданный товар;
- увеличить рентабельность оборотных средств;
- максимально удовлетворить потребности покупателей.
А начинать работу с ассортиментом следует с изучения того, какие группы товаров являются наиболее востребованными в строительном магазине.
Что ищут покупатели в строительном магазине
В рамках небольшого магазина охватить весь ассортимент строительных материалов невозможно. Из этой ситуации у предпринимателей два выхода: иметь в торговой точке всего понемногу или специализироваться на определенной группе товара. Второй вариант целесообразно реализовывать только в городах с населением от 30-40 тыс. человек.
Для строительного магазина нужны усиленные металлические стеллажи
Что же хочет видеть покупатель в ассортименте строительного магазина?
- Сантехника.
- Основной строительный материал: кирпич, газобетон.
- Электротовары: розетки, провода, лампочки и т.п.
- Строительные смеси.
- Отделочные материалы: обои, кафельная плитка, плинтуса, пластиковая вагонка, гипсокартон и т.п.
- Лакокрасочные материалы, пены, герметики, силикон.
- Инженерные коммуникации: вентиляция, трубы, фитинги, краны и т.п.
- Ручной и электрический инструмент, насосы, аксессуары и расходные материалы к ним.
- Средства индивидуальной защиты.
- Крепежные элементы: гвозди, шурупы и т.п.
- Товары категории «Сад-огород».
Групп ассортимента много, поэтому предпринимателю невероятно сложно вручную распределять между ними оборотные средства. Решает эту проблему использование программы складского учета. Но вначале разберем, какие же ценовые категории ассортимента должны присутствовать в строительном магазине.
Предпочтительные ценовые категории
В крупных городах открыть магазин стройматериалов можно с ассортиментом любой ценовой категории. Особенно это касается сантехники, электроинструмента и отделочных материалов.
Крупная сантехника покупается в магазин по остаточному принципу
В универсальных же строительных магазинах площадью до 100 кв.м. в ассортименте должна присутствовать преимущественно продукция бюджетного и среднего ценового сегмента. Если у покупателя есть деньги на премиум сантехнику или электроинструмент, то он с большой долей вероятности поедет в гипермаркет или специализированный магазин. В итоге дорогая продукция останется лежать на прилавке, принося убытки за счет заморозки оборотных средств.
В качестве исключения, небольшие магазины могут продавать единичные популярные модели дорогих брендов, которые являются бестселлерами в своих категориях.
Строймаркетам с ограниченными оборотными средствами более целесообразно реализовывать товары премиум-сегмента по каталогам под заказ. Для этого достаточно в соответствующем разделе разместить столик с печатными материалами.
Оборотные средства нужно распределять между ценовыми категориями таким образом, чтобы максимально учитывать потребности покупателей. В этом поможет программа складского учета, о которой пойдет речь далее.
Оптимизация ассортимента строительного магазина
Для оптимизации ассортимента товаров строительного магазина существует специальный инструмент – ассортиментная матрица. Она составляется с помощью программы складского учета и позволяет «выжать» из оборотных средств максимум прибыли.
В процессе составления ассортиментной матрицы товары распределяются по номенклатурным или функциональным категориям. Впоследствии анализируется востребованность каждой такой товарной группы у покупателей и приносимая ею прибыль.
В программе складского учета можно работать удаленно
Категории продукции, приносящие наибольший доход, постепенно расширяют, а наименьший – сокращают. В результате систематический анализ ассортиментной матрицы позволяет наращивать показатель рентабельности оборотных средств, идя вслед за потребительскими предпочтениями.
Помимо работы с ассортиментом, программа складского учета ЕКАМ заметно облегчает процесс заказа товаров. Специальный интеллектуальный модуль в приложении анализирует актуальные остатки товаров и продажи, подсказывая работнику, какие товарные позиции нужно добавить в список заказа.
Предприниматели могут установить программу складского учета ЕКАМ бесплатно и две недели пользоваться её полным функционалом.
Таким образом, автоматизация торговли является основным фактором, обеспечивающим правильное формирование ассортимента строительного магазина. Использование программы складского учета позволяет максимально удовлетворять потребности покупателей, что в свою очередь, ведет к росту среднего чека, а значит и к увеличению чистой прибыли.