Как правильно уценить товар: советы, расчет налогов, пошаговая инструкция для розничного магазина
Уценка товара - рабочий способ избавиться от неликвида, освободить складские площади и отбить хотя бы часть затрат. Но проводить уценку нужно по определенным правилам - этого требует торговое и налоговое законодательство. Сегодня расскажем, как это сделать, избежать последствий, доначислений и штрафов.
Что такое уценка
Уценку товаров часто путают с простыми скидками. При этом смысл значений иной.
Скидка - это маркетинговый инструмент. Он применяется для того, чтобы привлечь в магазин покупателей, повысить продажи определенных групп товаров, освободить склады перед новым сезоном. Принципиальное отличие в том, что в рамках всевозможных распродаж и акций реализуются товары надлежащего качества. Никакого брака, неликвида и поврежденной упаковки.
Совсем иначе обстоит дело с продажей уцененного товара.
Уценка - это снижение стоимости реализации по ряду причин. Это может быть заводской брак, видимые дефекты самого товара или упаковки. Если по-простому - с уцененным товаром что-то не так. Он уже потерял часть потребительских свойств, поэтому и теряет в цене.
Примеры уцененных товаров:
- витринный образец. Часто проводится и крупными супермаркетами, и небольшими розничными магазинчиками. Товар, долго демонстрировавшийся на полке, исчерпал часть рабочего ресурса. Сколько еще прослужит - непонятно;
- товар после ремонта. Бывает, когда при приемке на склад в товаре обнаруживается заводской брак. Либо при проверке перед продажей выясняется, что вещь не работает. Магазин составляет рекламацию, отправляет ее производителю, после чего тот ремонтирует изделие. Продавать его можно, но не как новое. Это тоже повод для уценки;
- любые видимые повреждения: сколы, трещины, царапины или потертости. Также стандартная причина для уценки;
- некомплектный товар. Например, у телефона отсутствует зарядное устройство, ноутбук продается без инструкции и упаковки, стиральная машина - без сливного шланга, фитингов и так далее.
Уцененные товары в розничном магазине
Правила продажи уцененных товаров
Продукцию мало просто уценить, нужно правильно ее продать. Основное требование - информировать покупателя о том, что он приобретает некондицию. Обычно в торговом зале есть специальный раздел уцененных товаров. Если речь идет об интернет-магазине, это может быть отдельный пункт меню. Все изделия помечаются табличками, на которых указаны:
- информация о том, что товар является уцененным. Стандартный формат: “Внимание, уцененный товар”. Делается для того, чтобы покупатель сразу понимал, с чем имеет дело и не тратил зря время;
- причина уценки. Здесь нужно подробно расписать, почему стоимость позиции снижена. Указываем все недостатки, о которых знаем сами;
- условия гарантии. Здесь вариантов масса. Все зависит от степени несоответствия техническим характеристикам. Если это витринный образец, месяц простоявший на прилавке, можно смело давать гарантию в полном объеме - как предусмотрено заводом-изготовителем. В случае, когда изделие пять раз ремонтировали, гарантийных обязательств может не быть вовсе. Здесь вы делитесь с покупателем ответственностью за дальнейшую эксплуатацию изделия. Видели глазки, что ручки покупали.
Вообще есть категория покупателей, которые специально обходят магазины в поисках уцененных товаров. Это дает реальную возможность сэкономить и купить нужную вещь по сниженной цене. Скидкам клиенты уже не верят и понимают, что это маркетинговая уловка. Мол, знаем мы вас: сначала задерете цену в три раза, а потом снизите на 20 процентов.
С уценкой все понятно: вот она блузка с кривым швом, вот он ноутбук с небольшой царапиной на корпусе. Причина снижения цены лежит на поверхности. Именно по этим причинам бояться уценки не стоит. Далее расскажем, как это выглядит технически и административно.
Как уценить товар - пошаговая инструкция
Шаг первый проведение инвентаризации
Проводится для того, чтобы выявить наличие и количество продукции, подлежащей уценке. Это если товара много и ассортимент большой. В микрорознице часто все понятно и без инвентаризации. Стоит в зале два образца кухонных гарнитуров с потертостями, вот их и уцениваем. И нечего тут инвентаризировать. Однако акт уценки составить все-таки стоит. Это поможет при общении с налоговыми органами, которые могут захотеть доначислить платежи в бюджет.
Инвентаризацию проводят в следующем порядке:
- руководитель магазина издает приказ о проведении инвентаризации. Ответственные лица должны быть ознакомлены с документом под роспись;
- назначается инвентаризационная комиссия в составе не менее 2 человек. В нее могут быть включены кладовщики, бухгалтер, руководитель или его замы;
- собственно, проводится сама инвентаризация. Ее смысл в том, чтобы сверить фактическое наличие товара с тем, что указано в учетных документах. Ну и в контексте нашего вопроса - выявить товары, подлежащие оценке;
Проведение инвентаризации в программе “ЕКАМ”
- оформляется акт инвентаризации по утвержденной форме ИНВ-3;
- к акту ИНВ-3 составляется приложение - акт выявленных недостатков. Утвержденной формы документа не существует, каждое предприятие делает это самостоятельно. В акте должны быть указаны: наименование товара и его артикул, количество, стоимость, выявленные недостатки и их влияние на потребительские свойства;
- составляется ведомость учета результата инвентаризации по форме ИНВ-26. Сюда заносится вся информация касательно проведения проверки: расхождения в количестве и список товаров, подлежащих уценке;
- составляется протокол с перечислением продукции, которую нужно уценить;
- руководитель издает приказ (акт) о проведении уценки. В документе также перечисляются наименования изделий и причины, по которым цена реализации будет снижена. Акт составляется в двух экземплярах - один для бухгалтерии, второй - для материально ответственного лица.
Как видите, документов достаточно много, но все их нужно оформить. Уценка - это снижение отпускной цены продукции. А такую щедрость нужно обосновать для налоговых органов. Иначе могут доначислить налоги. При необоснованном снижении цены более 20 процентов от рыночной налоговики имеют на это право. А если все подкреплено документально, вопросов у контролирующих органов не будет. Вот, смотрите: снизили цену, вот причины, вот бумаги. Всего доброго.
Шаг второй - расчет размера уценки
Итак, инвентаризацию мы провели, теперь некондиционный товар можно продавать. Осталось определить, по какой стоимости отпускать его покупателям. Готовых решений здесь не существует. Все зависит от состояния товара, а также поставленных задач. Если надо срочно освободить склады и подготовиться к приемке новых партий, отпускную цену снижают максимально, вплоть до закупочной. Общее правило - цена должна находиться в пределах рентабельности. Но и им иногда пренебрегают. В этом случае продукция реализуется ниже закупки и себестоимости. А иногда продукция и вовсе списывается и утилизируется.
Для приблизительной оценки стоимости уцененного товара можно воспользоваться формулой:
Руц = (Ртз / Рцб) х 100, где
- Ртз — расходы на хранение и обслуживание готовой продукции;
- Рцб — первоначальная или так называемая базисная розничная цена товара.
Формула рентабельности продаж
Шаг третий - расчет НДС
Входящий НДС, указанный в накладных и счетах-фактурах поставщиков, остается неизменным. Среди причин снижения входящего налога на добавленную стоимость продажа по цене ниже закупочной не значится. В конце концов, это ваши проблемы, что не смогли реализовать товар с прибылью. Государство должно получить свои законные деньги.
Исходящий НДС рассчитывается с учетом торговой наценки. Если вы несете убытки или продаете по закупочной цене (торговая наценка меньше или равна нулю), исходящий НДС не начисляется и платить в бюджет ничего не нужно.
Шаг четвертый - продажа
По большому счету, вопрос был рассмотрен чуть выше. Уцененные товары должны продаваться отдельно и иметь информационные таблички с подробным указанием причин уценки.
Кроме этого есть технические моменты. Во-первых, новые цены нужно залить в базу товаров вашей программы складского учета. Такие системы, как “ЕКАМ” поддерживают работу с уцененными товарами. Помимо этого товароучетки помогают при проведении инвентаризации.
Во-вторых, необходимо вбить измененные расценки в контрольно-кассовое оборудование, чтобы ККТ отпускала продукцию по адекватной стоимости.
Шаг пятый - списание товара
Продукцию не всегда можно уценить и продать. Например, когда у продуктов питания заканчивается срок годности, закон не допускает их реализации. Выход в этом случае один - списание.
Перечень списываемых товаров определяется в ходе инвентаризации. По ее результатам составляется список продукции, подлежащей утилизации. Решение принимает комиссия в составе материально ответственного работника и руководителя магазина (отдела). Документально это фиксируется актом списания по утвержденной форме ТОРГ-16 (если речь идет об истечении срока годности) или ТОРГ-15 (в случае боя, порчи). Акты составляются в трех экземплярах: первый - для материально ответственного лица, второй - для бухгалтерии, а третий остается в отделе, где была выявлена порча.
Списание товаров в программе “ЕКАМ”
Списание нужно отразить и в налоговом учете. В общем случае расходы списываются на убытки. Если установлены лица, виновные в просрочке или порче товара, размер утраты компенсируют они.
Шаг шестой - отражение уценки в налоговой декларации
Итак, уценку провели, товар успешно реализовали. Подходит время сдачи налоговых деклараций. В этих документах обязательно нужно отражать мероприятия по оценке. Выручка от проданных товаров, в том числе и уцененных, это база для исчисления налога на прибыль. Уменьшая выручку и наценку, мы снижаем НДС и налоги на прибыль.
Все зависит от итогового размера уценки. Если она находится в пределах торговой наценки, магазин показывает прибыль. В случае, когда размер уценки больше добавленной стоимости, фиксируются убытки.
Запомнить из статьи
- Уценка товаров и скидка - не одно и то же. Со скидками продается продукция надлежащего качества, уценивают преимущественно неликвиды: витринные образцы, позиции с механическими повреждениями, отремонтированные товары.
- Перед уценкой нужно провести инвентаризацию. Для этого собирается комиссия и издается приказ руководителя. Результаты оформляются документально - актами и накладными.
- Продавать уцененную продукцию надо по определенным правилам. Покупатель должен быть проинформирован о причинах снижения цены и изменениях в гарантии.
- Снижение цены отражается на исчислении налогов. Если размер уценки больше наценки, магазин показывает убытки.
- Не все товары можно уценить и продать, в ряде случаев допускается исключительно списание. Это, например, истечение срока годности или когда эксплуатация вещи может нанести вред жизни и здоровью.
- Уценка не влияет на учет входящего НДС.
Как видите, в проведении уценки нет ничего сложного или страшного. Это проверенный рабочий метод избавления от неликвидных товарных остатков. Уж лучше получить с товара хоть какие-то деньги, чем выбросить его на помойку. Надеемся, статья оказалась полезной в этом. Удачи!