Методы повышения эффективности работы продавцов в розничном магазине
При открытии магазина всегда возникает вопрос набора квалифицированных продавцов. Именно от их действий зависит сумма среднего чека, лояльность покупателей и вероятность повторного посещения человеком торговой точки. Поэтому предприниматели должны искать способы повысить эффективность работы продавцов, чтобы самим получать большую прибыль.
Ключевые факторы эффективности продавцов
На высококонкурентном рынке розничной торговли тема повышения эффективности продаж является одной из самых острых.
Увеличить выручку можно рекламой, оптимизацией ассортимента и прочими способами. Одним из малозатратных путей повышения эффективности продаж является работа с персоналом.
Предпринимателю важно, чтобы в продавце совмещалось два фактора:
- умение продавать;
- желание продавать.
Если умению продавать человека можно научить, то желание продавать должен простимулировать собственник магазина с помощью системы мотивации. Важно, чтобы продавцы хотели общаться с покупателями, помогали выбирать им товар и сами получали от этого удовольствие и материальную выгоду.
Что вдохновляет продавцов?
Продажи – многогранная деятельность, и каждый продавец имеет свою мотивацию, из-за которой он занимается этой работой.
Основные виды мотивации продавцов в розничном магазине
Людей могут вдохновлять заниматься торговлей следующие факторы:
- Деньги. Это один из критических факторов мотивации сотрудников к продажам. Хотя даже хорошей зарплаты может быть мало для позитивного отношения к клиентам и своей работе.
- Признание. Даже обычная грамота или кубок могут ещё долго мотивировать сотрудника продавать больше, оставаясь лучшим.
- Конкуренция между продавцами за получение премии по итогам продаж.
- Достижение результата. Человеку важно регулярно добиваться поставленных целей, особенно, если они приносят материальную выгоду.
- Общение. Для разговорчивых людей работа продавца может приносить удовольствие за счет постоянных бесед с клиентами, особенно, если они оканчиваются покупками.
- Личное развитие. Многие молодые люди устраиваются продавцами для получения навыков продаж. Особенно это касается магазинов, которые заботятся о профессиональном обучении своих работников.
Существует и множество других, реже встречающихся факторов, которые могут стимулировать эффективность работы продавцов. Главное при подборе персонала нанимать именно тех людей, чьи приоритеты максимально соответствуют установленной системе мотивации в розничном магазине. Ведь человек, которому достаточно для жизни зарплаты в 30000 рублей, не будет стремиться продавать больше, чтобы заработать 50000 рублей. В этом случае мотивация, построенная на деньгах, будет неэффективна.
Нематериальные способы повышения эффективности
Существует ряд способов повысить показатели эффективности продавца продуктового или другого магазина без использования материальной мотивации. Эти организационные приемы позволяют добиться от сотрудников большей ответственности в работе за счет долгосрочных выгод, а также опасений выговоров или увольнений.
Регулярное привлечение тайного покупателя
Большинство работников, в том числе и продавцы, склонны уменьшать свои старания на работе при отсутствии контроля. С одной стороны, можно установить систему видеонаблюдения и аудиозаписи, чтобы иметь возможность анализировать процесс продаж. Но этот способ не позволит оценить многие качества продавца.
Тайный покупатель идет в розничный магазин с выверенной легендой, в которой должны присутствовать желание купить, сомнения, возражения и даже попытка создания конфликтной ситуации. Если всё пройдет по сценарию, то собственник сможет увидеть реакцию продавцов на «чистые» проблемные ситуации. Это поможет сделать сотрудникам определенные замечания и улучшить их взаимодействие с покупателями.
Кроме того, тайные покупатели всегда разные. И в своих отчетах они отражают общее впечатление от посещения розничного магазина: оформление зала, манеры продавцов, качество обслуживания. Этот взгляд со стороны всегда будет полезен для усовершенствования рабочих процессов.
Продавцы должны знать, что магазин регулярно посещает тайный покупатель. Это будет стимулировать их максимально тщательно относиться к должностным обязанностям и соблюдать стандарты обслуживания.
Ликвидируем безнаказанность
В розничном магазине разрешено проводить непрерывную видеосъемку. Если продавцы будут знать, что каждое их действие контролируется руководителем, то вероятность недобросовестного выполнения должностных обязанностей резко снизится. Кроме того, наличие камер отпугнет мелких воров.
Даже табличка о видеонаблюдении снижает кражи в магазине
При нежелании тратить деньги на видеооборудование можно использовать для этой цели дешевый смартфон или вообще муляж. В первом случае придется регулярно извлекать карту памяти для просмотра роликов, а во втором – всё-таки ловить иногда продавцов на неприемлемом поведении.
Обучение и повышение квалификации
Немногим людям дан дар эффективных продаж от рождения. Большинство же продавцов становятся профессионалами благодаря регулярному обучению и повышению квалификации.
Наиболее важны в торговле следующие знания:
- Техника продаж и её основные пять элементов: установление контакта – выявление потребностей – презентация – работа с возражениями – закрытие сделки.
- Информация о товаре, бренде, производителе. Эти сведения помогут клиенту убедиться в компетентности продавца и довериться его советам.
- Знания об основных конкурентах. Эта информация нужна для грамотной работы с возражениями и возможности представления своего магазина в положительном свете.
- Невербальное общение. Элементарные понятия о закрытых и открытых позах, признаках внимания и безразличия должны быть у каждого продавца.
Предприниматель может самостоятельно проводить простейшие тренинги и предоставлять продавцам информацию о товаре. Для этого необязательно нанимать профессионалов со стороны. Но все полученные знания должны обязательно отрабатываться на практике. Кроме того, регулярно нужно делать работу над ошибками, используя видеозаписи действий продавцов.
Анализ продаж сотрудников
Эффективность работы продавцов под воздействием обучения может изменяться или оставаться прежней. Определять это лучше всего в сравнении. Проанализировать продажи по каждому продавцу за период поможет программа для автоматизации магазина ЕКАМ. Это приложение оптимизирует продажи, закупки, складской учет и предоставляет предпринимателю множество аналитических отчетов.
Программа для учета товаров ЕКАМ позволяет анализировать продавцов удаленно
Если несмотря на все мероприятия и усилия, один из продавцов продолжает показывать низкую эффективность продаж, то это повод для увольнения работника. Ведь некоторые сотрудники приходят на работу просто отбывать время, не стараясь добросовестно выполнять свои обязанности. Обычно такое поведение обусловлено личными причинами, не зависящими от работодателя.
Когда же просто ленивый продавец будет знать, что его сравнивают с остальными и ему грозит увольнение, то он будет стремиться повысить свои показатели продаж. Насколько они будут устраивать руководителя – второй вопрос. Главное, что с программой для автоматизации торговли ЕКАМ у предпринимателя появляется мощный инструмент для анализа эффективности работы продавцов.
Контроль самочувствия продавцов
Физическое и психологическое состояние продавцов оказывает сильное влияние на их активность и желание общаться с покупателями. Поэтому работодатель имеет полное право интересоваться, в определенной степени, личной жизнью своих сотрудников.
Эффективность работы продавцов могут снижать следующие факторы:
- Регулярное недосыпание.
- Состояние похмелья.
- Регулярные проблемы в личной жизни, о которых продавцы думают на работе.
Продавец должен быть сконцентрированным на покупателе и заряжать его уверенностью, оптимизмом и симпатией к товару. Если это не происходит, то вероятность оформления покупки будет сильно снижаться. Поэтому предприниматель имеет право требовать от своих продавцов приходить на работу в приемлемой физической и моральной форме.
Моральные стимулы
Некоторым людям крайне важно признание результатов их работы. Если продавцов в магазине несколько, то между ними можно проводить регулярные соревнования или просто подчеркивать статус лучших работников.
Почетная грамота будет подтверждением достижений на будущих работах
Делать это можно следующими способами:
- Выражение письменной благодарности.
- Вручение грамоты победителя соревнования, сертификата лучшего работника.
- Предоставление дополнительных отгулов.
- Вывешивание на доске почета.
В процессе определения лучшего продавца главное – сменяемость лидера. Каждый человек должен чувствовать свою значимость и вероятность получения похвалы. Иногда можно дать грамоту и за поддержание порядка на рабочем месте. Ни один продавец не должен быть обделен вниманием.
Мотивируем материально
Материальная мотивация является фундаментом для эффективной работы продавцов. Однако использовать её можно различными путями. Просто платить большую зарплату за выход продавца на работу нецелесообразно. Более эффективно применять финансовую выгоду в виде приманки для совершения работником необходимых действий.
Планирование и премирование
За хорошие продажи продавец должен получать и достойное вознаграждение. Но применять в качестве цели формулу «продайте как можно больше» нельзя. Продавец должен четко видеть ориентир, к которому нужно идти, чтобы получить определенный финансовый бонус. Тогда эффективность работы будет максимальной.
Какой способ мотивации персонала самый эффективный
В системе мотивации продавцов розничных магазинов могут применяться следующие виды вознаграждений:
- бонус за успешное обслуживание тайного покупателя;
- фиксированный бонус за первое место по продажам среди всех продавцов;
- бонус за продажу неликвида;
- процент от объема продаж с простой или дифференцированной ставкой.
Бонусы за выполнение плановых показателей нужно вводить продуманно. Простой продавец вряд ли будет ежедневно стараться работать ради достижения туманных годовых или квартальных планов.
Месячные цели тоже не всегда стимулируют продавца к продажам. В начале месяца сотрудник будет надеяться на выручку последующих дней, а во второй декаде может уже решить, что план недостижим. В результате все 30 дней он проработает без стремления к цели.
Выходом из этой ситуации является постановка ежедневной планки по продажам и премирование за её достижение. Заработанные бонусы можно сразу не выплачивать, а лишь учитывать их при расчете очередной зарплаты.
Соревнования же рекомендуется устраивать недельные или месячные, причем текущую статистику можно сделать общедоступной. Это подстегнет продавцов к действиям и предоставит им дополнительные внутренние стимулы для осуществления продаж.
Выдача сотрудникам продукции магазина
Гораздо проще рекламировать продукцию, которую сам протестировал и она тебе понравилась. Поэтому показатели эффективности продавца продуктового магазина можно повысить, если давать ему попробовать бесплатно или со скидкой все новинки ассортимента. Эту схему допустимо применять также в магазине одежды, бижутерии, канцелярии и прочих.
Продавцы бакалеи должны знать на вкус свой товар
Плюсом тестирования товаров продавцами является и то, что они позволяют оперативно выявлять её негативные потребительские свойства. Это помогает своевременно отказываться от некачественных или невкусных изделий.
Таким образом, раздача собственной продукции продавцам позволяет сделать их бесплатными рекламными агентами магазина.
Советы по работе с персоналом
Для максимального повышения эффективности работы продавцов нужно разработать гармоничную систему мотивации.
При её составлении желательно учитывать следующие рекомендации:
- Не торопиться с применением стимулов. Сначала необходимо записать все планируемые мероприятия и продумать их влияние друг на друга.
- При индивидуальных стимулах эффективность продаж усиливается лучше, чем при коллективных.
- При формировании системы мотивации следует учитывать мнение персонала. Важно, чтобы работники считали её справедливой.
- Формула расчета бонусов должна быть простой и понятной.
- Должны учитываться лишь количественные показатели.
- Штрафы слабо стимулируют работников и приводят лишь к нарастанию напряженности в коллективе.
В небольших магазинах методы повышения эффективности продавцов следует разрабатывать с учетом психологических потребностей каждого работника. Это позволит сохранить их позитивное отношение к работе, увеличит прибыльность бизнеса и уменьшит кадровую текучку.
Мотивационные мероприятия должны в итоге приводить к повышению эффективности работы продавцов. О положительном результате будут свидетельствовать возросшие объемы продаж, рост среднего чека, увеличение конверсии. Таким образом, предприниматель тоже получит выгоду в виде дополнительной прибыли.