Важность показателей оборачиваемости товара для прибыльности бизнеса
При оптимизации ассортимента магазина необходимо обязательно учитывать показатель оборачиваемости товаров. Он легко рассчитывается с помощью программ для розничной торговли и позволяет предпринимателю выделить наиболее прибыльные группы продукции. Как рассчитывать и учитывать оборачиваемость товаров будет подробно изложено далее.
Актуальность показателя оборачиваемости товара для магазина
Определений оборачиваемости товаров довольно много, но большинство из них являются синонимами двух основных показателей:
- коэффициент оборачиваемости запасов (КОЗ), измеряемый в единицах;
- оборачиваемость запасов (ОЗ), вычисляемая в днях.
По сути, оборачиваемость запасов показывает, как быстро товар проходит по цепочке от ворот склада или магазина до рук потребителя.
При этом в расчет принимается следующая продукция:
- товары на складе;
- товары на полках магазина;
- оплаченные товары на складе поставщика.
Показатель оборачиваемости товара является важным критерием при оценке эффективности управления торговым предприятием. На него влияют такие факторы:
- эффективность планирования поставок со стороны снабженцев;
- скорость приемки, размещения и отгрузки товаров на складе;
- время, затрачиваемое на подготовку товара к выкладке в торговый зал;
- норма складского запаса, которая часто зависит от периода между поставками.
Высчитывать показатель оборачиваемости товара вручную довольно сложно. Поэтому для расчета используются программы для розничной торговли, интегрируемые с онлайн-кассой и бухгалтерскими приложениями.
Программы для розницы позволяют анализировать продажи в магазине удаленно
Этот софт может не только быстро формировать отчетность, но и способен полностью автоматизировать работу магазина. Одной из лучших программ для розницы является ЕКАМ, которая имеет широкий функционал и легка в использовании.
Расчет показателей оборачиваемости товара
Показатель оборачиваемости товаров зависит от взаимодействия работников отдела снабжения, отдела продаж и склада. При его расчете важны следующие критерии:
- период расчета (неделя, месяц и так далее);
- средний товарный запас, рассчитываемый за период;
- способ учета продукции: по цене закупки или продажи.
Расчет КОЗ обычно производится по формуле:
Формула расчета коэффициента оборачиваемости запасов
Важно учитывать запасы в одной и той же ценовой категории. И проще всего в магазине вести учет по ценам реализации.
Показатель стоимости проданных запасов за период можно взять из онлайн-кассы или программы для учета товаров. А объем средних запасов рассчитывается двумя основными способами. Первый предполагает учет только остатков на начало и конец отчетного периода. Он рассчитывается по формуле:
Формула расчета объема средних запасов №1
Эта формула вполне применима для размеренной торговли без всплесков и спадов. Рассчитываемый по ней средний товарный запас является репрезентативным и его можно использовать при определении ОЗ в любой период года.
Вторая формула определения среднего запаса выглядит так:
Формула расчета объема средних запасов №2
В формуле суммируются начальные остатки запасов по промежуточным периодам и конечный остаток по последнему периоду. Важно учитывать, что значение n – это не число периодов, а количество значений товарных запасов, учитываемых в формуле.
При определении ОЗ желательно не считать сделанные по заказу крупные продажи, потому что эта продукция фактически не проходит через склад и не отражает реальной торговой ситуации.
Возьмем пример. В продуктовом магазине остатки на начало месяца составляли 245000 рублей, а на конец – 265000 рублей, выручка от реализации – 980000 рублей. Расчет КОЗ по первой формуле будет следующим:
В результате получается, что за месяц продукция были полностью куплена и продана 3,84 раза.
Не менее удобным является показатель оборачиваемости товаров в днях. Он показывает, за какой срок происходит полная распродажа товарных запасов при стандартной торговле. Этот показатель рассчитывается с помощью нескольких формул.
Первая:
Формула расчета оборачиваемости товаров в днях №1
Вторая:
Формула расчета оборачиваемости товаров в днях №2
Если взять данные из вышеизложенного примера, то расчет ОЗ в днях будет выглядеть следующим образом:
Получается, что расчет ОЗ продукции обоими методами дает одинаковый результат. То есть в конце восьмого рабочего дня товарные запасы будут распроданы.
Если показатель определяется за месяц, то количество дней берется 30, а если за год, то 360 или 365 на усмотрение организации. Для более точного подсчета рекомендуется исключать из анализа периоды, когда товар вообще отсутствовал в магазине.
Анализ оборачиваемости товаров
Анализировать оборачиваемость категории продукции можно на определенном временном промежутке или относительно других групп ассортимента. Поэтому можно выделить два типа анализа:
- динамический;
- сравнительный.
При динамическом анализе КОЗ производится его расчет за несколько последовательных периодов, например, месяцев. После этого оценивается изменение показателя со временем, определяются тенденции, и на основе полученной информации принимаются управленческие решения.
При сравнительном анализе оценивается ОЗ идентичных товарных групп, например, шоколадок различных производителей. Кроме того, можно сравнить КОЗ одинаковой продукции в территориально удаленных друг от друга торговых точках.
Полезно даже при сравнительном анализе оценивать оборачиваемость в нескольких последовательных периодах. Это исключит ошибочные выводы из-за нестабильности продаж во времени.
Практическое использование оборачиваемости товара
Оценивать показатель оборачиваемости товаров нужно в комплексе со значением среднего товарного запаса.
Низкий КОЗ и большие запасы свидетельствуют о высокой затаренности продукцией и отсутствии взаимодействия между людьми, ответственными за закупки и продажи. Нет смысла держать в избыточном количестве товар на складе, лучше использовать вложенные в него деньги на расширение ассортимента.
Низкий КОЗ и малые складские запасы являются вариантом нормы. Например, если дорогой коньяк покупают 1 раз в неделю, и поставки производятся с той же периодичностью, то нет смысла держать в магазине 10 бутылок. Будет вполне достаточно иметь в наличии 3. Однако здесь имеются риски возникновения дефицита товара, если покупатель сразу скупит весь небольшой товарный запас.
Высокий КОЗ и низкие остатки могут привести к регулярному отсутствию конкретного товара. Это может вызвать недовольство покупателей, которые постоянно его покупают. Поэтому за нормой складских запасов популярных товаров необходимо следить особо тщательно. В этом помогут программы по автоматизации торговли, которые просигнализируют о снижении количества продукции на складе и необходимости её дозаказа.
Оборачиваемость хлебобулочной продукции всегда высокая
Высокий КОЗ и большие запасы являются вариантом нормы. Такая ситуация позволят полностью удовлетворить покупательский спрос и получить максимальную прибыль.
Показатель оборачиваемости товаров можно использовать для оптимизации ассортимента и роста прибыли следующими путями:
- Сравнение КОЗ в разных торговых точках позволит выявить причины, которые снижают продажи в том магазине, где показатель меньше.
- Анализ КОЗ у различных товарных групп позволит выявить наиболее интересующую покупателей категорию, и направить на её расширение дополнительные оборотные средства.
- Наблюдение за динамикой оборота продукции помогает выявлять сезонные колебания спроса и временно корректировать в нужную сторону ассортимент.
- Определение КОЗ с помощью программ для розницы дает четкое понимание, какие товары для магазина нужно заказать в первую очередь. Ведь не основанное на статистике мнение продавцов по этому поводу часто бывает субъективным.
- Контроль оборота продукции помогает избежать порчи товаров с ограниченным сроком годности.
- Падение КОЗ должно подстегивать собственников магазинов к поиску более прибыльных позиций ассортимента.
- Знание оборачиваемости позволяет правильно планировать график заказов и объем закупок. ОЗ в днях не должна быть меньше периода между поставками.
Конечно, показатель оборачиваемости товара должен анализироваться в комплексе с другими отчетами о деятельности предприятия. Тогда общая картина будет более четкой, а принимаемые решения – правильными.
Матрица оборачиваемости запасов
Маркетологами была разработана матрица оценки оборота товара, которая помогает корректировать ассортимент, исходя из показателей КОЗ и ОЗ.
Матрица показателя оборачиваемости запасов
На графике вся продукция разбивается на 4 квадрата. Наиболее интересна для магазина группа с наибольшей наценкой и высокой оборачиваемостью, потому что она генерирует максимум прибыли. Эта категория ассортимента интересна покупателям, поэтому её нужно расширять.
Товары с плохой оборачиваемостью и низкой наценкой наименее прибыльны. Если нет возможности от них полностью отказаться, то можно увеличить цену реализации, повысив маржу от продаж. Если оборачиваемость ещё более не снизится, то товар начнет генерировать больше прибыли. Одним из методов стимулирования оборачиваемости являются промо акции и реклама, поэтому иногда стоит использовать и этот прием для смещения товара в более приемлемый квадрат.
Показатели КОЗ и ОЗ являются не единственными, которые можно анализировать с помощью программ для розничного магазина. Необходимо использовать и множество других отчетов и графиков. Ведь только понимание полной картины финансовой деятельности торговой точки позволит выявить пути повышения продаж и рентабельности.