Открываем интернет-магазин: требования законодательства и правовые аспекты
Несмотря на то, что закон об интернет-магазинах в российском законодательстве отсутствует, существует множество требований, которые нужно соблюдать при онлайн-торговле. Будьте уверены, что инспекторы ФНС найдут и проверят вас, даже если на сайте не указаны контакты продавца.
И если возврат товара в интернет-магазине закон о правах потребителя регламентирует, то другие нюансы могут быть распределены по множествам нормативных актов.
Чтобы избежать проблем при онлайн-продажах, предлагаем вам ознакомиться в основными законодательными требованиями, которые должны быть соблюдены при дистанционной торговле.
Правовое регулирование
Основного законодательного акта, который бы регулировал деятельность интернет-магазинов нет. Но во многих документах есть главы или разделы, касающиеся дистанционной торговли.
Статья 26.1 Закона 2300-1 полностью посвящена онлайн-торговле
Главными нормативно-правовыми актами, в которых обозначены особенности онлайн-продаж, являются:
- Гражданский кодекс;
- Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1;
- Постановление Правительства РФ №2463 от 31.12.2020 об утверждении Правил продажи по договору купли-продажи (далее – Правила торговли);
- Закон «О рекламе» № 38-ФЗ;
- Арбитражный процессуальный кодекс;
- акты ЦБ РФ, регулирующие проведение электронных расчетов и использование цифровой подписи;
- Закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники;
- Закон 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Также отдельные нюансы работы интернет-магазина могут регулироваться и другими законодательными актами.
Кто может открыть интернет-магазин?
Торговать в интернет-магазине можно на следующих системах налогообложения:
- УСН;
- ОСНО.
Причем занимать онлайн-торговлей разрешено как предпринимателям, так и юридическим лицам.
Правила выбора налоговой ставки на УСН
При регистрации в ФНС вида деятельности необходимо будет указать такие коды из ОКВЭД2:
- 52.61.2. (47.91 в старом ОКВЭД) – непосредственно для торговли в сети Интернет;
- 52.10 – при наличии официального склада;
- 53.20.3 – при наличии в штате курьера.
Для интернет-магазина требования законодательства ограничиваются кодом деятельности 52.61.2, остальные ОКВЭД можно применять лишь при предоставлении соответствующих услуг.
О чем информировать потребителя?
Согласно Закона РФ №2300-1, перед продажей товара покупатель должен иметь возможность ознакомиться с такой информацией:
- информация о товаре;
- порядок оплаты заказа;
- условия доставки с обязательством предложить конкретные варианты;
- порядок возврата;
- данные продавца.
Кроме того, перед продажей покупатель должен получить обязательство продавца доставить заказ в конкретные сроки, которые не расходятся с договорными.
Информация о товарах
Согласно статье 10 Закона о защите прав потребителей, в товарной карточке интернет-магазина должна быть указана следующая информация о товаре:
- маркировка, подтверждающая соответствии товара техническому регламенту и название такого регламента;
- потребительские свойства (состав, дата изготовления, технические параметры и прочее);
- цена в рублях;
- гарантийный срок (при наличии);
- правила безопасного использования (при необходимости);
- класс энергоэффективности (для определенной продукции);
- срок службы/годности;
- реквизиты производителя/импортера (наименование, адрес);
- ссылка на правила продаж;
- информация о недостатках товара (например, возвращенные либо восстановленные изделия).
Этикетка энергоэффективности техники должна быть доступна в товарной карточке
Перечисленные сведения могут предоставляться как в электронном виде, так и указываться в текстовых или pdf-файлах, доступных в товарной карточке.
Информация о продавце
Закон обязывает интернет-магазин в доступной форме предоставлять посетителям следующую информацию о продавце и владельце сайта:
- коммерческое наименование торговой площадки (при наличии);
- наименование ИП или юрлица;
- адрес фактического месторасположения (не домен, а адрес, куда можно отправить обычное письмо);
- режим работы;
- номер записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- любые изменения вышеперечисленной информации.
Сведения могут предоставляться непосредственно в футере сайта или быть размещенными в других разделах, ссылка на которые есть на главной странице.
Данные о возврате
Информация об условиях возврата обязана включать следующее:
- физические адрес для отправки возвращаемы товаров;
- режим работы точки возврата;
- максимальные сроки возврата от даты получения посылки;
- информирование о законодательных требованиях к возвращаемым товарам;
- перечень невозвращаемых товаров (согласно закона);
- порядок возврата денег.
Условия возврата или ссылку на них желательно включить в договор оферты.
Что нельзя продавать онлайн?
К сожалению, в законодательстве отсутствует единый перечень товаров, которые нельзя продавать в интернет-магазине. Соответствующие нормы разбросаны по различным правовым актам.
К наиболее распространенной продукции, которую нельзя дистанционно, относят:
- алкоголь;
- оружие;
- табачная продукция;
- ядовитые вещества;
- наркотики;
- инъекционные лекарственные средства;
- услуги религиозных сект;
- интимные товары;
- базы данных;
- государственные награды;
- радиоактивные вещества и прочие.
Полный перечень состоит из более чем 40 позиций и может меняться, в зависимости от источника информации. В качестве примера, можно привести список банка Тинькофф.
Обязательное использование онлайн-кассы
Осуществлять дистанционную торговлю без использования кассовой техники нельзя. Но чтобы комфортно купить онлайн-кассу для интернет-магазина, нужно сначала выбрать поставщика, специализирующегося на сфере онлайн-продаж.
Всё для онлайн-кассы интернет-магазина можно купить в компании ЕКАМ
Рекомендуем пользоваться продуктами и услугами компании ЕКАМ, которая предлагает как физические, так и облачные решения для интернет-магазинов.
Что касается удобного для интеграции касс сайта, то для российских предпринимателей лучше всего создавать его на платформе InSales. Эта платформа изначально разрабатывалась для онлайн-продаж, поэтому имеет весь необходимый для этого функционал.
При помощи интеграционных модулей к сайту на InSales можно легко подключить онлайн-кассу ЕКАМ, сервисы эквайринга, бухгалтерского учета и прочие.
Также к требованиям законодательства к интернет-магазину относится обязанность продавца выдать покупателю бумажный или электронный чек (в зависимости от условий оплаты и доставки).
Требования к форме расчетов
Теоретически интернет-магазин может вообще не принимать оплату на сайте. Законодательство не запрещает реализовывать продукцию исключительно с использованием наложенного платежа. Поэтому относительно формы оплаты никаких требований к интернет-магазину по закону не существует.
Однако деньги куда-то должны в конечном итоге перечисляться, поэтому работать без открытия банковского счета не получится.
Что касается особенностей выдачи чеков онлайн-кассами при различных видах расчетов, то с этими нюансами рекомендуем ознакомиться в специальной статье.
Обязанность разместить оферту
Любая продажа представляет собой заключение договора купли-продажи. В интернете таким документом выступает публичная оферта, предусмотренная статьей 494 Гражданского кодекса. Согласно законодательству, договор между покупателем и интернет-магазином может считаться заключенным при наступлении одного из событий:
- выдача покупателю чека, например при оплате товара непосредственно в момент заказа;
- получение сообщения от клиента о намерении купить товар.
Без ознакомления покупателя с офертой продавать товары нельзя. Поэтому перед нажатием кнопки «Оплатить» или «Подтвердить заказ» клиент обязательно должен подтвердить факт ознакомления с договором. Для этого обычно используется соответствующая надпись об ознакомлении с офертой и с ссылкой на неё, а также форма с «галочкой», проставление которой делает кнопку подтверждения заказа активной.
Драфт оферты для интернет-магазина
Сообщение покупателя о желании купить товар должно содержать:
- название и адрес продавца;
- ФИО покупателя;
- условия доставки;
- цена товара;
- информация о покупаемых товарах (как минимум, полное наименование).
Обычно перечисленная информация указывается в веб-формах. После отправки этих сведений и подтверждения согласия с офертой договор купли-продажи можно считать заключенным.
Требования к доставке
Согласно Правилам торговли, интернет-магазин обязан предложить клиентам услугу доставки. Воспользуется ли человек этим предложением – его дело, ведь самовывоз никто не запрещал. Доставка должна предлагаться, но не навязываться. Поэтому важно, чтобы клиент имел право от неё отказаться. Эти нюансы должны быть предусмотрены в форме создания заказа на сайте.
Демонстрация вариантов доставки в интернет-магазине
При передаче товара он должен соответствовать характеристикам, указанным в оферте или просто быть пригодным для целей, для которых он обычно применяется.
Из бухгалтерских документов при доставке товара достаточно кассового чека. Но если заказ был оплачен банковским платежом, то необходимо дополнительно приложить к посылке акт приема-передачи или ТТН по форме ТОРГ-12.
Также, согласно Правилам торговли, забрать посылку может либо покупатель, либо другой человек, предъявивший реквизиты заказа. При этом офертой могут быть определены и дополнительные условия получения, особенно для случаев, когда товар поставляется по предоплате.
Возвращать можно практически всё
При покупке в обычных магазинах покупатель не имеет права возвращать категории товаров, которые указаны в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. С онлайн-торговлей всё сложнее. Аналогичных условий возврата в интернет-магазин закон не предусматривает, а упомянутый перечень на продажи в сети не распространяется.
Согласно закону №2300-1, клиенты интернет-магазинов имеют право вернуть в течение 7 дней абсолютно любые товары, за исключением тех, которые сделаны под конкретного человека (например, индивидуально пошитые вещи). Если же покупателя при продаже не ознакомили с этим правом, то возможный срок возврата продлевается до 90 дней. Поэтому такую информацию желательно включать в оферту.
Пример инструкции по возврату товара в интернет-магазин
Естественно, что возврату подлежит только товар с сохраненной упаковкой и без признаков эксплуатации. Также клиент обязан предоставить чек, который был выдан при продаже.
После возврата интернет-магазин обязан вернуть деньги на счет покупателя в течение 10 дней.
Вопрос хранения персональных данных
При регистрации в интернет-магазине и при оплате картой клиент предоставляет сайту свои персональные данные: адрес, ФИО, номер карты, телефон и другие. Согласно закону 152-ФЗ, продавец обязан запросить у покупателя согласие на сбор, обработку и хранение этой информации.
Согласие с офертой и политикой обработки персональных данных можно объединить в одну форму
Облегчить эту задачу можно путем составления двух документов:
- политики обработки персональных данных в интернет-магазине;
- согласия на сбор и обработку персональных данных.
Разместите ссылку на политику обработки данных в футере сайта, а согласие внедрите в виде галочки в форму регистрации. Тогда проверяющие органы не будут иметь к вам никаких претензий.
Не нарушайте авторские права
Любой контент в интернете имеет авторские права, причем они защищены по умолчанию. Нельзя при составлении карточки товара просто взять описание с другого сайта. Создатель текста может отследить этот факт и пожаловаться в Google или напрямую в компанию, предоставляющую хостинг нарушающему права ресурсу.
За нарушения авторских прав предусмотрена даже уголовная ответственность
Согласитесь, что потерять трафик с гугла – большая проблема. Поэтому старайтесь использовать при составлении карточек товара только собственный контент или материалы, официально разрешенные к бесплатному распространению. Например, многие производители разрешают использовать фото товаров со своих сайтов, но необходимо найти подтверждение этому факту.
Лучший вариант – спросить по электронной почте разрешения пользоваться контентом. Тогда никаких проблем не будет.
Законодатели не всегда успевают за стремительными изменениями в форматах электронной торговли. Поэтому новые требования к интернет-магазинам могут появиться в законах в любой момент. Чтобы быть всегда в курсе последних событий о сфере онлайн-торговли, читайте блог компании ЕКАМ. Здесь есть всё, что нужно интернет-магазинам для успешных и беспроблемных продаж!