Оферта для интернет-магазина: зачем нужна, как её составить и где разместить
Гражданский кодекс говорит о том, что каждая торговая сделка должна сопровождаться заключением договора. Наиболее популярной его формой в торговле является фискальный чек. Но при продажах в сети важность имеет ещё один документ – оферта для интернет-магазина. О ее ценности для предпринимателя, правилах составления и видах вы узнаете в этой статье.
Что такое оферта?
Оферта в ее широком понимании – это предложение продавца покупателям заключить договор купли-продажи на определенных условиях. Если человек соглашается с текстом документа, то уже после приобретения продукции, его нормы становятся юридически значимыми для дальнейших досудебных или судебных разбирательств.
Шаблон публичной оферты для интернет-магазинов
Законодательно понятие оферты регулируется статьей 435 Гражданского кодекса. Следует помнить, что этот документ не освобождает продавца от обязательств Закона о защите прав потребителей и не должен противоречить ему.
Кроме того, в оферте обязательно должны быть указаны существенные условия, без которых она может быть признана судом ничтожной. Такими сведениями считаются:
- определения терминов продавца и покупателя;
- условия основного договора: процедура и момент, когда соглашение считается заключенным;
- условия прекращения обязательств по оферте;
- условия изменения условий оферты.
Существует также общепринятое правило: если условия приобретения продукции одинаковы для многих покупателей – готовится оферта, если условия индивидуальные – договор.
Зачем нужна оферта интернет-магазину
Прежде всего, оферта – это обязательный документ, на основании которого заключается договор купли-продажи в интернет-магазине. Согласно Правилам дистанционной торговли, утвержденным постановлением Правительства от 31.12.2020 г. №2463, предприниматели не имеют права торговать онлайн без размещения на сайте публичной оферты. За отсутствие документа предусмотрен штраф в размере от 1000 до 30000 рублей.
Также напоминаем, что торговать в интернет-магазине можно только при условии подключения кассового аппарата. Рекомендуем выбирать ЕКАМ – онлайн-кассу для бизнеса №1 в России. Касса ЕКАМ позволяет подключать в единой учетной системе одновременно несколько торговых точек и сайтов. В результате вы всегда будете в курсе динамики продаж и количества остатков.
Выписка из Правила дистанционной торговли
Дополнительная ценность договора оферты для интернет-магазина – это защита от неправомерных требований клиентов. Документом можно ограничить права покупателей, но только те, которые не устанавливаются законодательно.
Например, в оферте можно написать, что покупатель может обращаться по вопросам возврата товара только в будние дни с 10 до 14 часов. Это даст вам право не нести ответственность за игнорирование звонков в любое другое время.
Ещё один пример. В оферте интернет-магазина суши и роллов можно написать, что при приготовлении блюд могут использоваться разрешенные пищевые красители. Это позволит избежать негативных отзывов о фальсификации или подделке продуктов со стороны особо придирчивых клиентов.
О желательном содержании публичной оферты мы поговорим далее, но следует понимать, что этот документ предназначен, прежде всего, для юридической защиты прав самого предпринимателя в спорах с покупателями и государством.
Момент перехода оферты в договор
При демонстрации оферты интернет-магазина важно дать возможность покупателю согласиться с документом – произвести акцепт. Именно после подтверждения клиентом своего согласия с прочитанными условиями, договор продажи можно считать заключенным.
Логика получения акцепта должна предполагать возможность документирования этого факта. Кроме того, покупатель обязан понимать, с чем он соглашается.
В интернет-магазинах акцепт оферты чаще всего реализуется таким образом: кнопка перехода к следующему этапу взаимодействия (например, «Оформить заказ») становится активной только после проставления галочки напротив пункта «Согласен с договором публичной оферты». Предлагать покупателю подтвердить свое согласие можно в следующие моменты:
- перед моментом оплаты;
- при регистрации аккаунта в интернет-магазине;
- перед оформлением заказа;
- при переходе по ссылке подтверждения заказа, отправленной на электронную почту.
Технически акцепт может быть реализован и другими способами. Например, нажатием кнопки «Оплатить». Но покупатель при этом должен иметь возможность четко понимать, что при этом он соглашается с офертой интернет-магазина.
Классификация оферт
Разберем виды оферт по различным классификационным признакам.
По возможности отзыва:
- Безотзывная (твердая). Такая оферта предлагается конкретному покупателю и имеет четкий срок действия. В этот период клиент может подтвердить своё согласие с условиями документа, и продавец не сможет расторгнуть договор или изменить его.
- Свободная (не твердая). Не предполагает обязательства продавца выполнить её условия даже после акцепта покупателем. Адресована сразу нескольким потенциальным клиентам.
Оферта может включать в себя срок её действия
По субъекту инициативы:
- Инициативная. Предложение изначально формируется продавцом (оферентом) и отправляется потенциальному покупателю.
- Пассивная. Такая оферта является предложением продавца на запрос покупателя. Например, в интернет-магазин обратился клиент с просьбой продать ему товар, которого нет в базе (под заказ). В ответ продавец формирует отдельное коммерческое предложение – пассивную оферту.
По цели:
- Обычная. Такая оферта предназначена для определенной категории покупателей и не предполагает, что акцептировать её может абсолютно любой человек или предприниматель.
- Публичная. Эта оферта размещается в свободном доступе (обычно в интернет), и к ней может присоединиться абсолютно каждый, кто подходит под определение покупателя.
В интернет-магазинах размещается публичная свободная инициативная оферта.
Содержание публичной оферты интернет-магазина
В публичной оферте для интернет-магазина должны быть учтены, как минимум, следующие условия:
1. Наименование документа. Например, в шапке можно написать следующую фразу «Интернет-магазин «Одежда и обувь» предлагает заключить договор купли-продажи на условиях оферты».
2. Информация о юрлице или ИП, от имени которого происходит продажа в интернет-магазине. Указывается не только наименование, но также адрес, ФИО руководителя, реквизиты банковского счета.
3 Категории покупателей. Если сайт предлагает свои товары и услуги и физическим, и юридическим лицам, то акцент на целевой аудитории можно и не делать. Но если магазин нацелен исключительно на сотрудничество с физлицами, то этот факт непременно нужно отразить в оферте.
4. Параметры товара. В интернет-магазине ассортимент может меняться по несколько раз в день, поэтому в оферте допускается указывать не конкретную продукцию, а общую фразу, например «товар из каталога сайта www.****.ru». Хотя, если клиент соглашается с документом в момент оплаты, то возможна вставка конкретного наименование и в шаблон.
5. Общие условия покупки. В этой части оферты описывается такая информация:
- способ формирования стоимости, условия акций и скидок;
- условия оплаты и доставки;
- гарантийные обязательства.
При этом не обязательно расшифровывать каждый пункт, если эти сведения уже размещены в соответствующих разделах сайта. Можно просто сделать ссылки на имеющуюся информацию.
Пример описания условий доставки в оферте
Особое внимание необходимо уделить разъяснению условий доставки. Покупатели должны быть готовы к тому, что они не всегда смогут получить свой товар на следующий день после заказа.
6. Постпродажное обслуживание: возвраты, обмен, жалобы. В этом разделе обязательно следует упомянуть:
- сроки возврата и обмена, даже если они определены законом;
- процедуру обратной отправки продукции, если она не понравилась;
- кто, за что и в каких случая платит при возврате или обмене.
Кроме того, необходимо написать в оферте процедуру досудебного и судебного урегулирования споров.
7. Политика конфиденциальности. Малые предприниматели мало знакомы с правилами получения, хранения и обработки персональных данных, поэтому при заполнении этого раздела рекомендуем ориентироваться на шаблоны оферт крупных интернет-магазинов.
К персональным данным можно отнести такую информацию о покупателе:
- ФИО;
- телефон;
- адрес электронной почты;
- адрес доставки;
- реквизиты банковской карты и прочие.
Главное требование политики конфиденциальности заключается в том, что клиент должен быть осведомлен, какие сведения интернет-магазин собирает и как они будут использоваться. Собранная информация не может передаваться сторонним компаниям, что также можно указать в оферте.
8. Общие обязанности и ответственность сторон. Этот раздел должен быть посвящен алгоритмам действий при нарушении одной из сторон условий оферты.
9. Условия изменения оферты. Так как оферта интернет-магазина является свободной, то она может быть изменена по желанию продавца. В этом разделе важно оговорить условия внесения изменений в уже акцептированный документ.
Реклама и публичная оферта: в чем разница?
Довольно часто в рекламных материалах можно встретить фразу «предложение не является публичной офертой». Такая оговорка имеет целью снятие ответственности за отказ от продажи товара на указанных в рекламе условиях.
Дело в то, что с точки зрения юриспруденции, надпись на уличном билборде во многих случаях является офертой. Например, слоган «В пекарне «Лучшая» по воскресеньям продаем кофе по 10 рублей» является офертой, и продавец в указанное время будет обязан продать каждому за 10 рублей чашку кофе.
Наличие цены является обязательным условием оферты
В то же время, слоган «В пекарне «Лучшая» по воскресеньям продаем лучший кофе по низким ценам» публичной офертой не является, так как не содержит конкретных условий сделки.
Рекламируя свою продукцию, предприниматели часто заманивают покупателей ценой, которая по факту применима только в узком диапазоне условий. В подобных ситуациях только некоторые люди могут воспользоваться предложением. Чтобы снять с себя ответственность за отказ от безусловной продажи, как раз и указывается фраза, что реклама не является офертой.
Доступ покупателя к оферте
Оферту для интернет-магазина желательно размещать на отдельной странице сайта. На неё можно будет делать ссылку в соответствующих фразах об акцептировании договора.
Что касается места оферты в карте сайта, то она обычно размещается в разделе «Правовая информация», которая в свою очередь расположена в футере интернет-магазина.
Условия документа желательно не скрывать от потребителя, печатать их большими буквами, чтобы потом никто не мог обвинить предпринимателя, что он скрыл какие-либо параметры сделки.
Советы при составлении оферты
Требования к тексту оферты ограничены только наличием конкретных условий сделки, поэтому этот документ может состоять всего из несколько слов. Однако интернет-магазин вынужден описывать процесс своего взаимодействия с покупателями гораздо подробнее. Это приводит увеличению объёма документа до нескольких страниц.
Чтобы текст оферты был максимально понятен, приведем ряд требований к его написанию:
- Наличие структуры документов: разделов, пунктов и так далее.
- Максимально простые формулировки, доступные для понимания среднестатистическим покупателем.
- Пишите термины с маленькой буквы.
- Выделяйте участки текста, которые имеют самое важное значение для потребителя.
- Учитывайте юридическую ответственность за формулировки, ведь акцептированная оферта становится настоящим договором купли-продажи.
После написания оферты дайте почитать её своему другу, родственнику, а лучше – юристу. Независимый взгляд со стороны всегда будет кстати.
Онлайн-касса обязательна для интернет-магазина
Помимо оферты, никогда не забывайте о необходимости подключить онлайн-кассу при открытии интернет-магазина. Для приобретения оборудования и ПО выбирайте ЕКАМ – разработчика лучшей онлайн-кассы для бизнеса. С этой компанией ваши продажи будут контролируемыми и беспрерывными.