Обязательная маркировка табака - как бизнесу подготовиться к переходу, этапы, рекомендации участникам рынка
Мы уже писали о маркировке одежды и обуви, а также автомобильных шин. Сегодня речь пойдет о табачных изделиях. Маркировка табака уже идет полным ходом: на прилавках магазинов появляется помеченная продукция, а розничные продавцы переходят на работу по новым правилам. Сегодня рассказываем, что делать, чтобы продавать табак легально.
Какие табачные изделия подлежат маркировке
На данном этапе маркируется только часть табачной продукции. Это папиросы, сигареты с фильтром и сигареты без фильтра.
Обязательная маркировка таких изделий, как табак для курительных трубок, сигариллы, сигары и самокрутки пока не предусмотрена. Эту продукцию можно реализовывать без опознавательных знаков.
Зачем понадобилась маркировка табака
Обязательная маркировка табачных изделий - часть общей системы маркировки. К 2024 году львиная доля товаров народного потребления будут продаваться только через систему контроля. Мера направлена на борьбу с контрафактной продукцией, а также уклонением от уплаты налогов и сборов.
Доля подделок на табачном рынке относительно невысока - около 8% от общего количества продукции. Но, учитывая обороты отрасли, даже эта цифра наносит ощутимый вред бюджету страны. Выручка от продажи сигарет оценивается примерно в 1,6 триллионов рублей в денежном выражении.
Принцип работы маркировки табачных изделий
Суть следующая: каждой пачке присваивается уникальное двухмерное изображение - код Data Matrix. Таким же способом маркируются и блоки. Метку наносит завод-изготовитель или организация-импортер в процессе изготовления (ввоза на территорию РФ). После этого данные вносятся в систему учета. Теперь все участники рынка обязаны фиксировать движение и продажу табачных изделий в учетной среде - системе “Честный знак”. Перемещения отслеживают и контролирующие госорганы.
Маркируется не только каждая пачка сигарет или папирос, но и коробки и прочая упаковка. Для этого используется уже другая технология - линейный код GS1 128. Он содержит данные обо всех кодах партии, находящейся внутри. Это позволяет не сканировать каждую пачку табака при перемещениях между звеньями цепи, логистических операциях и поставках.
Помимо обычных бумажных накладных каждая партия поставки будет сопровождаться универсальным передаточным документом - УПД. Он содержит перечень всех кодов Data Matrix. УПД проводятся через систему электронного документооборота, к которой и должны подключиться все участники рынка табака.
Как работает система маркировки табака
При продаже пачки сигарет через розничную сеть кассир сканирует ее 2 раза: сначала считывается обычный штрих-код товара, а затем - изображение Data Matrix. После этого код маркировки попадает прямиком в кассовый чек, а затем - оператору фискальных данных. Если в чеке не будет кода маркировки, продажа нелегальна. За такие нарушения предусмотрены штрафы, о которых мы расскажем чуть ниже.
Этапы перехода на обязательную маркировку табака
Процедура уже идет полным ходом. На сегодняшнем этапе (с 1 июля 2019 года) полностью прекращено производство и ввоз немаркированной продукции. Участники сегмента реализации - поставщики, дистрибьютеры проходят регистрацию в системе “Честный знак”. Срок подключения к системе не регламентирован, но если продавец не сделал этого, работать с маркированной продукцией он не сможет.
Немаркированные остатки пока можно законно реализовывать. Это можно делать почти целый год - до 31 июня 2020. После этого оборот немаркированных табачных изделий попадет под запрет.
Немного о коде Data Matrix
Data Matrix - двухмерное изображение, содержащее закодированные данные о продукции. Он разработан с применением продвинутых способов шифрования данных, одобренных ФСБ РФ. Внешне напоминает обычный куар-код, но содержит намного больше информации. При этом дешев в применении и имеет невысокую стоимость. А самое главное - для работы с изображениями дата матрикс не требуется дополнительное оборудование. Данные считываются при помощи обычного сканера. Это даст возможность избежать удорожания продукции для конечного покупателя.
Еще одно преимущество кода маркировки - возможность считывать изображение даже в том случае, если оно частично повреждено. Если простой штрих-код не читается при малейшем дефекте, то Data Matrix можно отсканировать при повреждении до 30% площади.
И самое главное - такое изображение невозможно подделать или подменить. Во-первых, это сложно технически - нужна продвинутая печатная техника. Во-вторых, информация о каждом коде заложена в общую систему маркировки. Фальшивый код просто не будет биться через программу учета.
Код на пачке содержит следующую информацию:
- серийный номер пачки. Присваивается производителем при изготовлении;
- информация о максимальной розничной цене. Эти данные указываются уже сейчас, прямо на упаковке. Теперь стоимость дублируется и в коде маркировки;
- GTIN продукции - международный метод контроля логистических единиц.
Маркировка сигарет наглядно
У обязательной маркировки табака есть еще одно важное назначение - возможность широкого общественного контроля со стороны покупателей. Любой пользователь смартфона сможет скачать на свое устройство приложение “Честный знак” и сканировать коды Data Matrix. Это даст возможность убедиться в том, что товар, приобретенный через розничную сеть, имеет законное происхождение. Если код не удается пробить, значит товар является подделкой. Можно сообщить об этом в контролирующие органы и к продавцу будет применено административное взыскание в виде штрафа и прочих мер.
Продажа маркированных табачных изделий и онлайн-кассы
Коды маркировки будут передаваться в систему “Честный знак” при помощи обычных онлайн-касс. Для этого в кассовом чеке появится новый реквизит - код маркировки товара. Информация отправляется сначала в облачное хранилище ОФД, а затем - в государственную систему учета. Для этого контролирующие органы должны сделать соответствующий запрос. Это может происходить при плановых проверках предпринимателя и других мероприятиях.
Для того, чтобы касса заработала с системой маркировки, она должна поддерживать формат фискальных документов ФФД 1.05 и выше. Для того, чтобы обновить прошивку устройства, следует обратиться в организацию, обслуживающую вашу ККТ. Новые устройства обновлены и работают с ФФД 1.05 из коробки.
К онлайн-кассе должен быть подключен сканер 2D-кода. Он считывает информацию с упаковки и передает ее на устройство. После принятия оплаты и печати чека все данные передаются на сервер ОФД.
Кто обязан маркировать табачную продукцию
К счастью, розничных продавцов этого делать не заставят. Все обязанность по обязательной маркировке возложены на производителей и импортеров. Первые наносят код маркировки в процессе изготовления. Они же вносят данные об эмиссии кодов в систему “Честный знак”. Для этого заводы изготовители установят дополнительное оборудование - регистраторы эмиссии кодов. Предполагается, что государство компенсирует часть затрат на технику, чтобы избежать излишней финансовой нагрузки на производителей и увеличения розничных цен.
Импортеры должны маркировать сигареты и папиросы при их ввозе на территорию Российской Федерации. Без этой процедуры невозможно получить таможенные документы: ГТД, паспорта и сертификаты.
Розничные продавцы, поставщики и дилеры маркируют табачную продукцию в исключительных случаях:
- если коды маркировки утеряны или повреждены;
- покупатель вернул товар обратно в магазин;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Во всех перечисленных случаях продавец должен сделать запрос в ЦРПТ для получения новых кодов маркировки. Они отправляются из системы “Честный знак” в формате PDF. После получения их можно распечатать на обычном принтере ценников и этикеток.
Единая национальная система маркировки и прослеживаемости
Оператор системы маркировки
Ключевым игроком, осуществляющим контроль за оборотом маркированных табачных изделий является центр разработки перспективных технологий - ЦРПТ. Именно эта организация разработала программную среду “Честный знак”.
Центр разработки перспективных технологий отвечает за хранение, обработку и распределение данных о маркировке. Организация прослеживает путь каждой единицы товара от изготовления до продажи. Кроме этого, система “Честный знак” генерирует и сами коды маркировки для дальнейшего распределения между участниками рынка.
Чек-лист по переходу на обязательную маркировку табачных изделий
Для того, чтобы подключиться к программе маркировки, розничному магазину необходимо:
1 - Получить электронную цифровую подпись - ЭЦП
Для этого нужно обратиться в один из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи. Подпись понадобится при подключении к системе “Честный знак”, а также для электронного документооборота.
2 - Подключиться к системе “Честный знак”
Это можно сделать на официальном сайте ЦРПТ. Для этого нужно пройти регистрацию на портале, после чего вы получите доступ в личный кабинет. Там необходимо зарегистрировать ИП или юрлицо для внесения вашей компании в общую базу.
Подключение к системе “Честный знак” на сайте ЦРПТ
3 - Приобрести онлайн-кассу, соответствующую 54-ФЗ
Если вы уже работаете с таким устройством, нужно проверить версию прошивки. Она не должна быть ниже версии ФФД 1.05. Кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговых органах и заключить соглашение с оператором фискальных данных. Еще одно важное требование к онлайн-кассе - возможность работать с подакцизными товарами и расшифровывать соответствующую номенклатуру.
К кассовому аппарату потребуется дополнительное оборудование: сканер штрих-кода, принтеры для печати кодов и другая техника. По любым вопросам покупки, регистрации и обслуживания ККТ и вспомогательной техники вы можете обратиться в компанию “ЕКАМ”.
4 - Подключиться к системе ЭДО
Весь документооборот, содержащий коды маркировки, будет осуществляться в электронном виде. Для этого используются цифровые версии накладных формата ТОРГ-13 и УПД. Товароучетная система “ЕКАМ” поддерживает работу с такими документами, и вы можете смело ее использовать в качестве программы ЭДО.
5 - Изменить правила приемки табачных изделий
При получении новой партии от поставщика необходимо принять от него накладные в системе ЭДО. Для этого они заверяются электронной подписью. Во время отгрузки ответственное лицо сканирует коды маркировки на упаковке и проверяет правильность заполнения документов. Если все в порядке, партия сигарет и папирос переходит на баланс розничного магазина, что и фиксируется в системе учета.
Обеспечение правовой идентификации обработчика электронного документа
6 - Ввести новые правила продажи табака
Теперь продавец-кассир считывает не один, а 2 кода: стандартный штрих-код и Data Matrix-изображение. После этого код маркировки попадает в кассовый чек. В том момент, когда чек распечатан, код маркировки гасится в базе и выбывает из обращения.
Также код гасится при:
- списании табачной продукции;
- конфискации проверяющими органами;
- порче, утере или краже табачных изделий;
- выходе срока годности;
- других случаях.
7 - Обучить сотрудников новым приемам работы
Это касается:
- кладовщиков и лиц, ответственных за приемку товара. Они должны освоить работу с ЭДО и правила приемки;
- продавцов-кассиров. Сотрудники обязаны по-новому продавать табачные изделия, сканируя 2 кода. Кроме того, иначе делается возврат табака. Пачку, которую покупатель вернул в магазин, невозможно продать сразу. Код уже выбыл из базы, поэтому понадобится получить новый.
Если вы еще не подключились к системе маркировки, рекомендуем сделать это прямо сейчас. По все вопросам вы можете обратиться в компанию “ЕКАМ”.