Обслуживание кассовых аппаратов в 2022 году: виды, особенности и важные нюансы
Поломка кассового аппарата случается редко, но практически всегда неожиданно. И это всегда большая неприятность для предпринимателей. Минимизировать последствия выхода ККТ из строя можно, если иметь договор с сервисным центром (ЦТО). Поэтому далее мы рассмотрим важные особенности обслуживания онлайн-касс в 2022 году и на что обратить внимание при выборе ЦТО.
Зачем проводить сервисное обслуживание онлайн-касс?
Кассовые аппараты, как и любая другая техника, требует периодического профилактического осмотра. Даже в обычном шкафу через месяц после монтажа нужно подтягивать крепления, а что уж говорить про кассовое оборудование.
Основными причинами необходимости проведения периодического техобслуживания кассовой техники являются:
- Выявление незначительных поломок или проблем, которые через несколько месяцев могут стать причиной дорогостоящего ремонта.
- Вероятность получить штраф за нарушения правил применения ККТ при поломке онлайн-кассы.
В 2022 году штрафы в случае эксплуатации неисправной ККТ составляют:
- неиспользование онлайн-кассы при продажах – штраф до 100% от неучтенной суммы;
- эксплуатация ККТ, которая не соответствует нормам законодательства – штраф до 10 тысяч рублей.
Суммы штрафных санкций гораздо больше стоимости обслуживания онлайн-кассы в месяц, поэтому в интересах предпринимателя заранее определиться, кто сможет ему помочь в быстром ремонте ККТ.
Преимущества сервисного договора по подписке
Вначале необходимо сказать, что центры технического обслуживания могут быть официальными представителями производителя техники или работать без такового статуса. Отличие между ними заключается только в том, что первые обязаны обеспечивать бесплатный гарантийный ремонт. В целом же, предприниматель может пользоваться услугами любой организации.
По одному сервисному договору может обслуживаться вся техника кассовой зоны
Большинство ЦТО предлагают обслуживание онлайн-касс по подписке. В таком случае предприниматель платит фиксированную сумму в месяц, а компания гарантирует бесплатный и быстрый ремонт техники. Преимуществами такого сервисного договора являются:
- быстрый приезд мастера (обычно конкретное время прописывается в договоре);
- временное предоставление обменной онлайн-кассы при необходимости сложного ремонта;
- гарантия результата, так как ЦТО берут на обслуживание только онлайн-кассы, в которых разбираются;
- отсутствие форс-мажорных расходов, возможность планировать ежемесячные платежи.
Никаких нормативных требований к обслуживающим ККТ организациям и условиям сотрудничества с ними нет. Но предприниматели должны понимать, что от квалификации персонала ЦТО и их услуг во многом зависит беспрерывность процесса торговли. Поэтому далее поговорим о выборе сервисных центров и предоставляемых ими сервисах.
Какие услуги должны быть включены в сервисный договор?
На рынке сервисного обслуживания онлайн-касс довольно много недорогих предложений. Но в таких случаях будьте внимательны и тщательно читайте перечень услуг, которые вам будут оказаны. Компании могут выводить ряд работ в перечень оплачиваемых, не акцентируя на этом внимание клиента.
Как правило, регистрация онлайн-кассы в ФНС не включена в сервисный договор
В целом, сервисное обслуживание кассовых аппаратов может включать следующее:
- настройка новой онлайн-кассы;
- ремонт кассового аппарата непосредственно в месте ведения предпринимательской деятельности или в ЦТО;
- выдача подменной ККТ в случае необходимости ремонта техники в сервисном центре;
- проверка правильности работы онлайн-кассы;
- удаленное подключение к ККТ с целью её настройки или техобслуживания;
- выезд мастера для диагностики неполадок или обновления ПО;
- консультирование персонала по особенностям работы с онлайн-кассой;
- техподдержка в телефонном режиме;
- внешний осмотр, профилактическая чистка, контроль пломб;
- диагностика изношенности подвижных деталей.
Желательно, чтобы в рамках сервисного договора все перечисленные услуги предоставлялись бесплатно.
Виды сервисного обслуживания онлайн-касс
Сервисное обслуживание кассовой техники обычно делится на такие виды:
- ежегодное;
- ежемесячное/ежеквартальное;
- внеплановое.
Каждому из этих видов соответствует свой перечень услуг.
Ежегодное:
- ревизия онлайн-кассы со вскрытием корпуса;
- внутренняя чистка;
- проверка состояния и характеристик электронных компонентов;
- смазка или замена подвижных деталей;
- плановая замена ФН;
- обновление ПО.
Ежемесячное/ежеквартальное:
- визуальный осмотр корпуса и пломб;
- чистка (при необходимости);
- проверка изношенности механических частей;
- тестирование программных функций;
- диагностика необычных шумов и перегрева;
- проверка правильности формирования реквизитов чека.
Внеплановое:
- внеочередная замена фискального накопителя при его поломке, заполнении памяти или введении новых обязательных форматов фискальных данных;
- обновление ПО по рекомендации производителя;
- изменения в видах деятельности предпринимателя или других параметров, которые предполагают перенастройку ККТ.
Стоимость внепланового сервисного обслуживания в определенном объеме также может включаться в ежемесячную абонентскую плату.
Особенности гарантийного обслуживания онлайн-касс
Сфера гарантийного обслуживания регламентируется Законом «О защите прав потребителей» и статьями 469-470 Гражданского Кодекса РФ. Согласно законодательству, производитель должен предусмотреть определенный период, в рамках которого потребитель имеет право бесплатно обратиться в сервисный центр для устранения выявленных недостатков онлайн-касс.
Обязанности и права сторон на гарантийное обслуживание
Обычно гарантийный срок для кассовой техники составляет 12 месяцев, но может быть и больше.
При выявлении недостатков оборудования в период действия гарантии пользователь может предъявить производителю следующие требования:
- замена неработающей техники на новую;
- соразмерное уменьшение цены при предоставлении в качестве постоянной замены более дешевой онлайн-кассы;
- бесплатный ремонт или возмещение на проведение такого ремонта другими организациями;
- требование возврата денег в полном объёме.
Чтобы продавец не смог отказаться от своих обязательств по проведению гарантийного ремонта, проверяйте комплектность документации при покупке. Онлайн-кассы должны сопровождаться гарантийным талоном, инструкцией по эксплуатации, паспортом с указанием серийного номера аппарата и прочими документами. Обязательно храните чек или квитанцию, подтверждающие факт приобретения оборудования.
Заметим, что производитель может направить онлайн-кассу на экспертизу. И если она выявит, что поломка произошла по вине пользователя, то ремонт такой неисправности будет платным.
Важные нюансы при выборе ЦТО
Перечень предоставляемых сервисными центрами услуг может быть одинаковым, но качество может отличаться. Перечислим критерии, которые свидетельствуют надежности ЦТО:
- наличие у мастеров сертификатов о прохождении обучения по ремонту определенных наименований техники;
- ремонтные работы осуществляются в соответствии с регламентами производителя оборудования;
- документирование процесса ремонта и последующее предоставление соответствующих бумаг предпринимателю;
- применение диагностического оборудования, рекомендованного производителем онлайн-кассы;
- выдача заключений с подробным описание неисправности;
- знание условий эксплуатации техники.
Перечень авторизованных центров есть на сайтах производителей
Соответствие ЦТО перечисленным критериям является их несомненным преимуществом, поэтому подобная информация зачастую размещается на сайтах компаний в рекламных целях. Если же в интернете нет никакой документации, подтверждающей квалификацию компании, то лучше поискать другого партнера для обслуживания онлайн-касс в 2022 году.
Стоимость сервисного обслуживания
Сколько же стоит обслуживание онлайн-касс? В реальности стоимость услуг ЦТО зависит от многих параметров. Перечислим их:
- производитель техники;
- модель онлайн-кассы;
- перечень предоставляемых бесплатных услуг в рамках сервисного договора;
- статус ЦТО: аккредитованный представитель производителя или нет;
- удаленность ЦТО от торговой точки;
- средняя зарплата в регионе;
- имидж сервисного центра.
Популярность ЦТО также влияет на себестоимость. Если компания делает свою работу качественно, а сарафанное радио сделало её услуги востребованными, то почему бы не воспользоваться этим и не поднять цену?
Тарифы на сервисное обслуживание ККТ московского сервисного центра
Платить ли за бренд – решать предпринимателю. Лишь заметим, что популярные сервисные центры обычно ценят свой имидж и стараются выполнять свою работу добросовестно.
Величина месячной абонплаты за услуги ЦТО варьируется от 300 до 3000 рублей. В среднем оптимальный тариф, включающий выезд мастеров для ремонта и временную замену ККТ, обойдется в 1000 рублей в месяц.
Можно ли обслуживать онлайн-кассу самостоятельно?
Хотя кассовый аппарат и является сложным прибором, но обычному предпринимателю вполне под силу обслуживать его и самостоятельно. Конечно, для этого понадобятся:
- базовые навыки обращения с электрической техникой;
- понимание устройства онлайн-кассы и её составных частей;
- понимание, что нельзя делать с кассовым аппаратом, чтобы не повредить хранящиеся на нем данные;
- умение внимательно читать инструкции по эксплуатации;
- навыки настройки программного обеспечения;
- знание реквизитов кассового чека;
- умение находит нужные инструкции по обращению и настройке на сайте производителя техники.
Если у вас только 2-3 онлайн-кассы, то при наличии соответствующих навыков первое время можно обойтись и без сервисного договора. Тем более что производитель предоставляет гарантийное обслуживание на срок от 12 месяцев. В этот период можно отвезти технику в авторизованный ЦТО для бесплатного ремонта.
ШТРИХ-НАНО-Ф – отличны вариант резервной онлайн-кассы
Тем же, у кого только 1 онлайн-касса и нет техники в резерве, лучше заключить договор с сервисным центром, включающий предоставление подменного аппарат на случай ремонта. Но и здесь есть альтернатива – купить недорогой фискальный регистратор ШТРИХ-НАНО-Ф. Его производительность не самая высокая, зато не нужно будет приостанавливать торговлю на период ремонта основного аппарата.
Если же вы не разбираетесь в технике или у вас просто нет времени на изучение инструкций, то лучше самостоятельным обслуживанием ККТ не заниматься.
Что дешевле: отремонтировать или купить новую ККТ?
По статистике каждый седьмой начинающий предприниматель прекращает свою деятельность в течение первого года. А так как ККТ в торговле обязательны, то б/у техника неудачных бизнесменов в последние годы переполнила вторичный рынок кассовой техники. И более успешные предприниматели могут этим воспользоваться.
Цены на бюджетные онлайн-кассы на Авито
Как мы выяснили, стоимость ежегодного абонемента ЦТО в среднем составляет 10-12 тысяч рублей. Цена же бюджетной б/у онлайн-кассы на Авито – 2-6 тысяч рублей. Таким образом, при умении быстро перерегистрировать кассовую технику, и невысоких запросах к производительности оборудования, даже двухкратная его замена в течение года дешевле, чем оплата услуг сервисного центра.
Следует отметить, что б/у оборудование имеет недостатки:
- высокая вероятность поломки техники в ближайшие недели/месяцы из-за отсутствия правдивой информации о причинах её продажи;
- отсутствие возможности пробивать чеки на период покупки и настройки новой онлайн-кассы;
- необходимость каждый раз разбираться с особенностями работы нового оборудования;
- возможная несовместимость купленной б/у техники с имеющимися программами учета.
Таким образом, вариант с покупкой б/у техники вместо ремонта имеет смысл, но только при желании предпринимателя взять на себя все сопутствующие заботы и риски.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что вопрос необходимости подписания договора с ЦТО должен решаться в индивидуальном порядке. Например, если у предпринимателя есть резервная онлайн-касса, которую он сам может подключить, то заключать долгосрочное соглашение с сервисным центром не стоит.
В то же время, при использовании дорогих высокопроизводительных ККТ, которые обеспечивают тысячи рублей прибыли в день, рекомендуется подписать договор с ЦТО с максимальным тарифом. Это позволит сократить период простоя кассы до нескольких часов.
В конечном итоге, решение о варианте сотрудничества с сервисными центрами должен принять предприниматель, исходя из особенностей своего бизнеса.