Недостача при инвентаризации: способы выявления, этапы и особенности проведения списания недостачи
Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня магазины пользуются двумя широко распространенными и эффективными способами расчета недостачи: по цене закупки у поставщика и по розничной стоимости.
Первый метод осуществляется вручную. При подсчете товара на полках в складе работник может ошибиться в количестве (например, не заметить товар на дальних стеллажах), а затем внести некорректную информацию в базу. Даже если продукция посчитана верно, существует вероятность того, что будет допущена ошибка при записи серийного номера товара, что приведет к пересортице. Здесь достаточно весомую роль играет человеческий фактор, а также внимание работника.
Способ расчета по розничной стоимости отличается наличием точной математической схемы: из суммы закупочной и розничной цены вычитается выручка от реализации этого товара. Затем от полученной цифры отнимается стоимость товара, имеющегося в наличии. Полученная разница и будет показателем недостачи на текущий момент.
Для того чтобы выявить реальную «нехватку» как в товарном эквиваленте, так и в денежных единицах, необходимо провести специальное мероприятие, более известное как инвентаризация. Главная цель процесса заключается в проверке наличия количественных расхождений между фактическими показателями остатков и данными о товаре, которые указаны в учетной системе предприятия.
Как определяется недостача при инвентаризации
Зачастую инвентаризация проводится в выходные дни или ночное время суток. Таким способом пользуются предприниматели для того, чтобы не останавливать процесс реализации своего товара, а, соответственно, - не терять доходы и не создавать дополнительных проблем своим клиентам-покупателям.
Определяется недостача по результатам инвентаризации склада посредством пересчета всех единиц из номенклатуры (позиций, зарегистрированных в товарной базе магазина). Сопоставив число продукции в наличии с количеством, указанным в предыдущих отчетах, может получиться расхождение: если товара в наличии больше (+) – это излишки, если меньше (-) – недостача. По факту проведения инвентаризации важно оформить соответствующие акты, в которые необходимо обязательно внести опись каждой позиции товара.
Главные причины возникновения недостачи
Недостача является одной из самых популярных проблем на торговых складах. Для ее ликвидации и уменьшения необходимо выяснить причины появления расхождений. Сегодня опытные товароведы называют следующие факторы, которые могут влиять с высокой вероятностью:
- сбой и некорректность работы компьютерных программ учета;
- пересортица (присутствие недостающего одного наименования товара и, одновременно, излишек этого же наименования товара, отличающийся брендом, другим сортом, разновидностью, артикулом, расцветкой, товарно-материальной ценностью и так далее);
- неправильные цены (не налаженный контроль за ценообразованием в магазине может привести к ведению учета с неактуальной стоимостью продукции).
Помимо технических причин, существуют и человеческие факторы, оказывающие прямое влияние на выявление недостачи. Самыми неприятными являются хищения продуктов непосредственно со стороны сотрудников предприятия, а также совершения кражи третьими лицами (клиентами, поставщиками, нештатным обслуживающим персоналом).
Типичные ошибки на предприятии, приводящие к недостаче
Далее в статье перечислены самые распространенные ошибки по управлению, организации и контролю ведения учета складского товара, совершаемые работниками магазина.
Использование товара для нужд магазина
Потребность в тех или иных товарах отмечается у всех магазинов, вне зависимости от его размера, спектра деятельности. Использовать «свой» же товар со склада для внутриорганизационных и хозяйственных моментов никто не запрещает. Однако, чтобы предотвратить неприятности, в том числе и недостачу, рекомендуется наладить строгий учет и контроль за такой продукцией.
В идеальном варианте потребление товаров самим магазином должно сопровождаться списанием. Если расходуемые предметы не были списаны, то в момент проведения инвентаризации появится недостача (при этом, она будет считаться убытком, хотя реальная ситуация совсем иная).
Испорченный или деформированный товар
Отсутствие оформления поврежденного товара должным образом (процедура списания) также является угрозой появления расхождений, совершения целого ряда ошибок. Во избежание возникновения подобных проблем рекомендуется вести учет бракованной продукции и позиций с дефектами. Кроме того, важно проанализировать, почему испорчена конкретная единица: заводской брак, случайная или преднамеренная порча.
Пустые упаковки на витрине
Иногда в торговом зале магазина можно обнаружить пустые упаковки без товара, которые являются следствием хищения. В этом случае продукция тоже должна быть списана. Организовав качественный мерчандайзинг в зале, отслеживать пустые упаковки будет намного легче. Кроме того, такое ведение учета поможет владельцу выявить «ходовые» товары у злоумышленников, а значит, - улучшить качество безопасности и принять меры предосторожности.
Устранение всех вышеперечисленных ошибок, возникающих в процессе деятельности торговой точки, позволит сохранить порядок в магазине, нормализовать ведение учета реализуемого товара. Проводить инвентаризацию рекомендуется очень внимательно, так как полученная в ходе проверки информация может отражаться на показателях деятельности магазина достаточно длительный срок (1-3 года).
Определена недостача при инвентаризации: что делать?
При обнаружении расхождений во время проверки составляется специальная ведомость (отчет результатов). В нее вносится информация о размере недостачи, показателях допустимой недостачи, естественной убыли, а также балансовая и рыночная стоимость товара, разница между ними. Составленную документацию заверяют все члены инвентаризационной комиссии. Затем отчеты отправляют в отдел бухгалтерии, где специалисты проводят окончательную сверку фактических остатков продукции и зарегистрированного товара в учетной базе данных.
Основными документами для оформления недостачи являются унифицированные формы:
- ИНВ-6 - (акт инвентаризации товара, находящегося в пути);
- ИНВ-5 - (опись продукции, уже принятой и хранящейся на складе, в торговом зале);
- ИНВ-19 - (сличительная ведомость материальных ценностей).
Образец формы ИНВ-5
Частный предприниматель должен принять правомерное решение о дальнейших своих действиях после инвентаризации. Самые распространенные из них – это:
- начисление штрафов на виновных в происшествии лиц;
- фиксирование недостачи как нормы естественной убыли;
- проведение других бухгалтерских проводок.
Важно! В некоторых случаях при отсутствии доказательств вины кого-либо в недостаче, может потребоваться заведение уголовного дела.
Как происходит списание недостачи при инвентаризации
По окончанию инвентаризации результаты проверки записываются в специальные документы. В зависимости от вида необходимого списания может понадобиться составление того или иного акта.
Списание товара, пришедшего в негодность
По сути, это мероприятие является одним из этапов комплексной проверки. Если в ходе инвентаризации были обнаружены испорченные, поврежденные (те, которые по закону можно реализовывать с уценкой) или просроченные товары, составляются акты ТОРГ-15 и ТОРГ-16 соответственно. Документы оформляются в трех экземплярах: первый - для бухгалтерии предприятия, второй остается у управляющего проверяемого участка, третий - выдается главному материально-ответственному лицу.
Образец формы ТОРГ-15
Важно! Реализовывать продукцию с истекшим сроком годности можно, если на это есть разрешение органов государственного контроля качества и безопасности. При невозможности получить такой документ, некоторые виды товара можно вернуть поставщику, оформив возврат.
Списание образцов товара
Наглядные образцы, представленные на витринах магазинов, также подлежат списанию. По этой причине предпринимателям желательно вести отдельный субсчет, в котором будет легко отслеживать движение данных единиц. Всем торговым точкам рекомендуется принимать бесплатные муляжи продукции от поставщиков официально, оформив форму М-15.
Образец формы М-15
Интересно! Действующий налоговый кодекс предусматривает уплату налога с товаров, бесплатно предоставленных магазину. Образцы продукции попадают под эту категорию. По этой причине многие владельцы торговых точек отказываются от такой «безвозмездной услуги» со стороны поставщика.
Украденный товар: списание недостачи
Отличительной особенностью списания украденного товара является составление заявления-объяснения о произошедшем факте материально-ответственным в письменном виде.
Вне зависимости от вида пропавшего товара, проводится процедура выявления виновного лица. Если виновник установлен, с него взымается плата-возмещение. Если доказательств о причастности лица к недостаче нет, тогда расхождение декларируется как убытки предприятия.
Так, списание недостачи при отсутствии виновных лиц (при условии соответствия размера расхождений с установленной нормой естественной убыли) может быть оформлено как расходы текущего финансового года. Для этого директор должен составить соответствующий приказ (распоряжение).
Обычно списание недостачи на виновное лицо проводят, если сумма расхождения фактического остатка товара с зарегистрированным сверх нормы естественной убыли. В соответствии с действующим законодательством РФ (Статья 243 Трудового Кодекса РФ), виновное лицо должно возместить магазину полную сумму причиненного ущерба.
Для определения суммы ущерба, которую необходимо вернуть, используются данные о стоимости материальных ценностей, актуальные именно в день обнаружения недостачи.