Минпромторг разработал правила маркировки фототоваров: последние новости для участников рынка - порядок, правила, сроки
Совсем немного времени остается до конца эксперимента по обязательной маркировке фототоваров. С 1 декабря она станет обязательной для всех игроков рынка. Сегодня расскажем о сути проекта, сроках внедрения и правилах маркировки, утвержденных на днях Минпромторгом.
Общий смысл обязательной маркировки товаров
Обязательная маркировка товаров - очередной шаг правительства в сторону обеления бизнеса. Вот цели, которые она преследует:
- исключение из оборота нелегальной, поддельной и контрафактной продукции. Доля таких товаров на рынке фототехники хоть и невелика, но ощутимо бьет по бюджету;
- ограждение потребителя от некачественной продукции. Немаркированные изделия невозможно будет реализовать через розничную сеть по техническим причинам. Мы расскажем об этом немного ниже;
- повышение собираемости налогов. Обязательная маркировка серьезно ударит по черному рынку. А честные предприниматели, напротив, получат преимущества;
- повышение прозрачности торговли в целом. Путь каждой единицы товара можно будет проследить на любом этапе - от конвейера до прилавка.
Как работает обязательная маркировка
Суть весьма проста: каждое изделие при изготовлении помечается уникальный кодом, который вносится в общую базу. Она становится видимой для контролирующих органов в специально созданной системе отслеживания. Каждый участник цепочки делает в системе отметку о том, что принял единицу продукции на свой баланс. Это происходит при продаже дилерам, передаче в логистические службы и транспортные компании, а также продаже через розничную сеть. Приведем пример.
Завод-изготовитель производит фотоаппарат. Он ставит на упаковку изделия уникальный код маркировки и вносит его в систему контроля. Камера становится “легальной”: она учтена и видима для государства. После этого производитель передает фотокамеру своему региональному дистрибьютору. Тот принимает товар и делает отметку об этом в системе. Статус товара меняется. Проверяющие органы могут увидеть, что камера переместилась со склада производителя на склад дилера.
Далее дистрибьютор продает товар региональному поставщику. Это также отражается в системе учета. И так до тех пор, пока камера не попадет на прилавок магазина фототехники. Здесь наступает последний этап жизни кода идентификации - продажа конечному пользователю. В момент реализации продавец сканирует код маркировки последний раз. Метка попадает в кассовый чек, который передается оператору фискальных данных - ОФД. Оператор отправляет информацию о продаже в систему учета и код выводится из оборота.
Схема работы системы маркировки и прослеживаемости
Таким образом, в любой момент времени можно проследить путь фотокамеры и убедиться в ее законном происхождении. Поддельные товары промаркировать невозможно. Как вы видите, в процессе задействованы онлайн-кассы. Если на товаре нет кода маркировки, кассовый чек не будет соответствовать новым требованиям. За это предусмотрены серьезные штрафные санкции - вплоть до дисквалификации ИП или юридического лица.
Код маркировки фототоваров
В качестве уникального идентификатора фототоваров выбран двумерный код формата Data Matrix. Это изображение, созданное при помощи криптографических способов кодирования, одобренных ФСБ Российской Федерации. Внешне выглядит как простой QR-код, но имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Data Martix-код невозможно подделать. Это же касается и копирования, возможной подмены и других незаконных манипуляций;
- изготовление и печать такого изображения позволит избежать чрезмерной финансовой нагрузки на бизнес. Он относительно дешев в производстве. Это позволит избежать удорожания товаров с вводом в действие обязательной маркировки;
- изображение с кодом легко разместить на любой упаковке. Можно сделать это при помощи этикетирования, лазерной гравировки и прочих методов. Производитель может печатать код прямо на упаковке. Минимальный размер изображения составляет всего 14х14 миллиметров;
- код можно считывать даже в том случае, если он частично поврежден. Это выгодно отличает его от штриха и QR-кода. Каждый попадал в ситуацию, когда продавец на кассе бежал в торговый зал, чтобы взять единицу товара из-за того, что поврежден штрих-код. С Data Matrix такое невозможно. Даже если 30 процентов площади недоступны для считывания, сканер все равно распознает информацию благодаря наличию криптохвоста.
Структура Data Martix-кода
Сроки внедрения обязательной маркировки фототоваров
Для начала поясним, какие фототовары подлежат обязательной маркировке. Пока речь идет только о фотокамерах и фотовспышках. Остальные товары этой группы планируется начать маркировать чуть позднее.
Этапы маркировки:
- 16 мая - 30 ноября 2019 года - пилотный проект с добровольным участием производителей, импортеров и розничных сетей (распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2019 года № 589). Проводится для выбора средства идентификации, проверки программного обеспечения и так далее. Уже сейчас в эксперименте принимают участие такие гиганты, как Canon, Nikon, Sony, Яндекс Маркет, УК «Ситилинк» и Fujifilm. Подключиться к эксперименту может любой желающий - время еще есть;
- 1 декабря стартует обязательное подключение к системе всех игроков рынка фототоваров. Минпромторг уже разработал подробную инструкцию и правила. На подключение к системе маркировки отводится 3 месяца - до 29 февраля. Новые участники обязаны подать заявку на подключение в течение 7 дней после начала осуществления оборота;
- с 1 июня 2020 года все зарегистрированные участники будут обязаны передавать в систему данные о маркированной продукции, то есть делать все то, о чем мы писали выше. На каждой этапе нужно сканировать код маркировки и отправлять информацию в программу учета;
- с 1 июля 2020 года оборот немаркированных фототоваров должен быть полностью прекращен;
- с 10 января 2021 маркировка станет обязательной для всех видов фототоваров 26.70.14, 27.40.31 по коду товарной номенклатуры 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0).
После подключения к системе маркировке участники оборота фототоваров обязаны обеспечить готовность к работе: закупить необходимое оборудование, подключить системы электронного документооборота и провести прочие работы. На это дается 30 дней с момента регистрации в системе.
Кто обязан наносить код маркировки на фототовары
Основную нагрузку понесут производители и импортеры. Именно они обязаны наносить коды маркировки на упаковку с продукцией. Заводы-изготовители делают это на этапе производства, импортеры - при ввозе на территорию Российской Федерации. Розничные продавцы и сети будут делать это в исключительных случаях:
- при повреждении или полном уничтожении кода маркировки;
- при возврате товара покупателем обратно в магазин. Как мы уже говорили, при продаже код изымается из оборота. Для того, чтобы продать единицу товара, потребуется получить новый;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Для получения нового кода маркировки розничный продавец делает соответствующий запрос оператору программы маркировки - центр развития перспективных технологий. Именно ЦРПТ создал и разработал систему маркировки “Честный знак”.
Единая национальная система маркировки и отслеживаемости
После того, как код идентификации будет получен (он передается в формате PDF), его можно распечатать и нанести на упаковку. Теперь товар разрешается продавать.
Что сделать розничному продавцу, чтобы подключиться к системе обязательной маркировки фототоваров
А теперь перейдем непосредственно к практике. Итак, приводим пошаговый алгоритм действий для магазина, продающего фототовары. Читайте, если уже торгуете такой продукцией или собираетесь делать это в ближайшем будущем.
1. Подключитесь к системе “Честный знак”
Сделать это можно на официальном сайте ЦРПТ. Для этого нужно выбрать категорию “Фотоаппараты и лампы-вспышки”. После этого следуйте инструкции:
- получите УКЭП - усиленную квалифицированную электронную подпись. Это можно сделать в одном из удостоверяющих центров, имеющих аккредитацию Министерства коммуникаций и связи;
- установите на компьютер программное обеспечение для работы с УКЭП (Рутокен или КриптоПро);
- зарегистрируйте личный кабинет ИП или юрлица.
2. Установите систему электронного документооборота
А вот это серьезная ложка дегтя всей идеи. Если раньше вы обходились без программы товароучета, то теперь придется делать это обязательно. Вся информация о движении кодов маркировки, а также продажах и перемещениях будет передаваться в электронном виде через цифровой документооборот.
Это плохо только на первый взгляд. Да, на внедрение придется потратиться, однако затраты с лихвой окупятся благодаря автоматизации бизнес-процессов. Программы товароучета, например, ЕКАМ, позволяют контролировать склад, сотрудников и продажи, а также вести подробную аналитику бизнеса. И это только малая часть возможностей системы.
В этом ключе главное требование к программе ЭДО - возможность работы с кодами маркировки.
Возможная схема системы электронного документооборота
3. Приобрести онлайн-кассу
Это касается предпринимателей, только начинающих свою деятельность. Все те, кто давно на рынке, уже работают с применением интернет-ККТ. Однако стоит отметить, что некоторые модели касс придется перепрошить или обновить. Дело в том, что устаревшее ПО может не поддерживать работу с кодами маркировки. Для того чтобы обеспечить такую функцию, нужно, чтобы касса имела версию ФФД 1.05 и выше.
Новые кассовые аппараты, в большинстве своем, поддерживают работу с маркированными товарами прямо из коробки.
Онлайн-кассу нужно зарегистрировать в налоговых органах и заключить соглашение с оператором фискальных данных. Именно ОФД будет передавать информацию о продаже маркированных фототоварах в систему “Честный знак”.
Готовые комплекты и сопутствующее оборудование ЕКАМ
4. Изменить правила приемки, продажи и возврата фототоваров
Изменения коснутся обмена данными. Теперь каждый шаг придется фиксировать в системе электронного документооборота. Для этого ответственное лицо обязано сканировать код Data Matrix. После этого программа товароучета сама изменит статус товара в системе.
Продажа тоже будет проводиться по-новому. Продавец будет сканировать уже не один, а два кода: простой штрих-код товарной единицы и код маркировки.
Теперь о возврате товара. В части отношений с покупателем все останется по-прежнему: продавец принимает товар и возвращает денежные средства. Разница в том, что после этого фотоаппарат или вспышку нельзя продавать сразу. Сначала нужно сделать запрос на восстановление кода маркировки. После получения потребуется распечатать и нанести код на упаковку. Теперь товар разрешается продавать.
5. Провести дополнительное обучение персонала
Итак, вы разработали новые правила работы с маркированными товарами. Теперь нужно донести информацию до всех сотрудников. Обучение коснется:
- продавцов-кассиров, работающих с контрольно-кассовым оборудованием и отпускающих товар покупателям;
- лиц, ответственных за приемку товара у поставщиков;
- кладовщиков, рабочих склада;
- сотрудников логистических служб;
- курьеров, работающих на доставке с применением ККТ и оплатой при получении;
- других лиц, имеющих отношение к работе с кодами маркировки.
Чтобы все прошло безболезненно, вы можете принять участие в эксперименте по обязательной маркировке фототоваров. Это позволит проверить готовность в тестовом режиме. Пилотный проект продлится до декабря, так что время еще есть. И не забудьте внедрить современную систему товароучета - ключевой пункт программы маркировки. Удачи!