Обязательная маркировка одежды: что такое, как подготовиться, кого коснется - рекомендации для розничных магазинов
Федеральный закон № 487-ФЗ предусматривает переход на обязательную маркировку всех категорий товаров. Сегодня речь пойдет о маркировке одежды. С 1 марта идет пилотный проект, а в декабре это станет обязательным. Рассказываем, как работает маркировка одежды и что потребуется поменять в рознице.
Маркировка товаров: как это выглядит на практике
Обязательная маркировка - очередной шаг правительства в борьбе с некачественной контрафактной продукцией. Она позволяет отслеживать весь жизненный цикл товара - от производства (импорта) до продажи через розничную сеть. Каждое изделие уже на этапе производства помечается специальной меткой и вносится в общую базу. Вещи, не имеющие кода маркировки, невозможно продать с использованием онлайн-кассы. Дело в том, что кассовый чек должен содержать информацию о маркировке. Если его нет, продажа будет незаконна, а то и невозможна технически: кассовый аппарат просто заблокирует транзакцию.
Код маркировки Data Matrix
В качестве метки, которая ставится на одежду, предлагается использовать изображение формата Data Matrix. Это двухмерный код, в который зашифрована вся информация об изделии:
- данные о производителе;
- материал, используемый при изготовлении;
- размер;
- цвет, фасон;
- наименование и так далее.
2D-код Data Matrix имеет ряд преимуществ перед обычными QR и штрих-кодами:
- он проще и дешевле в изготовлении. Это поможет избежать повышения розничных цен при введении обязательной маркировки одежды;
- код невозможно подделать или изменить. При создании применяются криптографические технологии шифрования данных;
- информацию можно считывать даже в случае, когда изображение частично испорчено. Технология позволяет восстановить данные, если для считывания доступно 70% площади знака;
- для считывания кода не требуется специальное оборудование. Это возможно при помощи обычных 2D-сканеров, которые уже применяют большинство розничных продавцов;
- наклейку или изображение с кодом легко нанести на упаковку. Заводской ярлык или само изделие. Метка имеет небольшие размеры и убирается на поверхность минимальных размеров. При этом в ней закодировано до 2 килобайт данных.
Код маркировки Data Matrix
Этапы маркировки одежды
Окончательные сроки перехода еще не утверждены. Это же касается и самой технологии маркировки, а также продаж и взаимодействия участников рынка. С 1 марта 2019 года идет пилотный проект с участием крупных производителей и сетевых ритейлеров. Розничные магазины тоже могут подключиться к плоту на добровольной основе. Штрафы за нарушение пока не накладываются, и участники проекта имеют возможность поработать в тестовом режиме.
С 1 декабря 2019 маркировка станет обязательной. В правительстве рассчитывают, что к тому времени будут устранены все шероховатости, а технология “обкатается” в реальных рыночных условиях. Не исключено, что сроки будут смещены, как это было с Федеральным законом № 54-ФЗ о порядке применения контрольно-кассовой техники.
С 2024 года маркировка будет обязательной для всех участников рынка. К этому времени все производители, импортеры и розничные продавцы должны быть зарегистрированы в системе и передавать данные о каждой совершенной операции.
Этапы маркировки товаров
Какая одежда подлежит маркировке
Перечень регламентируется постановлением правительства РФ № 792-p (от 28.04.18). Согласно документу, обязательной маркировке подлежат:
- изделия из кожи, в том числе рабочая спецодежда;
- блузки и блузоны (вязаные и трикотажные);
- предметы верхней одежды (плащи, куртки, ветровки, пуховики, пальто и так далее).
Немногим ранее началась маркировка изделий из натурального и искусственного меха: шуб, полушубков, курток. Правда, там своя особенность: в качестве кода маркировки применяется не изображение Data Matrix, а специальный чип RFID. Скорее всего, такой способ маркировки меховых изделий сохранится и в будущем. Продавцам меховой одежды не обязательно переходить на коды Data Matrix - они продолжат работать в привычном режиме.
Оператор системы маркировки
Сбором, хранением и обработкой информации будет заниматься центр развития перспективных технологий - ЦРПТ. Эта организация уполномочена государственными органами на такую деятельность. Центр разработал специальную программную среду - приложение “Честный знак”. Все участники рынка должны зарегистрироваться в системе для передачи информации. Подключение бесплатно.
Кроме этого, на ЦРПТ возложены обязанности по генерации и распределению кодов маркировки. Пока коды выдаются бесплатно. В дальнейшем предполагается, что стоимость одного кода не превысит 50 копеек. Это позволить избежать повального повышения розничных цен.
Приложение “Честный знак” в Google Play
Кто должен маркировать одежду
Обязанности по маркировке выполняют:
- Производители одежды - фабрики и заводы-изготовители. Они запрашивают в системе “Честный знак” коды на каждую новую партию. Для этого им нужно приобрести регистраторы эмиссии кодов и печатное оборудование - специальные принтеры.
- Импортеры. Те, кто возит одежду из-за рубежа, также обязаны ее маркировать при пересечении границы и оформлении таможенных документов. Дальнейшее движение по территории РФ товаров без маркировки запрещено.
- В исключительных случаях маркировать одежду обязаны розничные продавцы. Они делают это при возврате товара покупателем, утере или повреждении кода и других случаях.
Для получения нового кода в рознице продавец делает соответствующий запрос в ЦРПТ. Изображение скидывается в формате PDF-файла, остается только распечатать его. Для этого подойдет любой принтер, на котором печатаются этикетки, ценники или штрих-коды. Регистраторы эмиссии кодов розничным торговцам не нужны.
Маркировка и онлайн-кассы
Передача данных о движении маркированной одежды будет производиться посредством обычных онлайн-касс. Изменения коснутся реквизитов кассового чека - он должен содержать метку маркировки. Для того чтобы устройство поддерживало такую функцию, его потребуется перепрошить до свежей версии ФФД. Новые кассовые аппараты будут поддерживать работу с маркированными товарами из коробки.
Передавать данные о продаже маркированной одежды будет оператор фискальных данных - ОФД. Тем, кто уже имеет договор с оператором и работает с онлайн-ККТ, ничего делать не нужно. Кассовый чек с новыми реквизитами уходит ОФД, а оттуда - в хранилище ЦРПТ.
Жизненный цикл одежды с использованием маркировки
Состоит из нескольких этапов:
- Производство. Как мы уже отмечали, завод-изготовитель маркирует каждую единицу на этапе производства. Он же заносит информацию в базу - общий каталог маркированных товаров.
- Распределение и логистика. Производитель отпускает продукцию через дилерскую сеть. Все перемещения фиксируются в системе электронного документооборота - ЭДО. Для этого на каждом этапе сканируется код маркировки. Так производитель подтверждает продажу одежды, а дилер - ее приемку. Движение видит ЦРПТ в системе отслеживания.
- Дилер продает товар поставщику. Здесь также происходит сканирование одежды и перемещение на баланс снабжающей организации.
- Поставщик отпускает партию одежды розничному продавцу. Тот принимает каждую единицу на свой складской баланс, сканируя код Data Matrix.
- Магазин продает единицу товара конечному покупателю. Он сканирует код в последний раз, а онлайн-касса отправляет данные о продаже ОФД. Оператор фиксирует сделку и подтверждает ее в системе “Честный знак”. После этого код гасится в системе и перестает существовать.
Таким образом, оборот контрафактной одежды становится невозможным. Система отслеживает все: от изготовления до продажи. Если какие-то коды всплывают повторно, программа увидит несуществующую метку маркировки. Кроме того, существует общественный контроль за оборотом одежды. Любой желающий может скачать приложение “Честный знак” и проверить товар на подлинность.
Продавать контрафакт можно будет только “мимо кассы”, что чревато применением штрафных санкций согласно действующей редакции КоАП РФ.
Как розничным продавцам подготовиться к маркировке одежды
1. Зарегистрироваться в системе “Честный знак”
Для этого нужно зайти на сайт ЦРПТ и создать учетную запись. После этого вы получите доступ в личный кабинет. Приготовьте данные о компании, а также информацию касательно вашего оператора фискальных данных.
Главная страница сайта ЦРПТ
2. Приобрести онлайн-кассу
Особых требований к ККТ в разрезе маркировки нет. Единственное условие - устройство должно поддерживать новый формат фискальных документов - ФФД 1.05 и выше. Если вы уже применяете онлайн-кассу в работе - ее нужно обновить для работы с новыми реквизитами кассового чека. Для этого придется обратиться в ЦТО вашей кассы. Можно сделать это самостоятельно, используя инструкцию производителя. По любым вопросам касательно контрольно-кассового оборудования вы можете обратиться в компанию ЕКАМ. Мы поможем вам выбрать подходящее устройство и провести все работы по подключению и настройкам.
К кассовому аппарату понадобится дополнительное оборудование - сканер 2D-кодов. Если вы не используете такой в работе, придется его приобрести. Также может пригодиться принтер штрих-кодов и ценников.
Сканер штрих-кодов
3. Подключиться к системе ЭДО
Все документы о маркированных товарах будут передаваться в электронном виде. Для этого потребуется внедрить товароучетную систему, работающую на облачных технологиях. Такие программы изначально умеют принимать и обрабатывать документы, работать с кодами маркировки и фиксировать продажи. Кроме того, системы складского учета - отличный помощник в автоматизации вашего бизнеса. Они позволяют контролировать персонал, следить за наличием товаров на складе, контролировать остатки.
4. Изменить правила приемки, продажи и возврата товара
Теперь на каждом этапе требуется делать отметку в системе “Честный знак”. При приемке и продаже сканируется не только привычный штрих-код, но и код маркировки. Данные фиксируются в системе товароучета и передаются в облачное хранилище. Весть процесс становится видимым и прозрачным для государства и всех участников рынка.
Не забудьте провести обучение персонала новым правилам и приемам работы. Это касается продавцов-кассиров, кладовщиков и других ответственных лиц.
Отдельно стоит рассказать о возврате товара покупателем. Как было отмечено, в момент продажи код маркировки выбывает из общей базы. Возвращенный товар продать нельзя - у него отсутствует легитимный код. Перед реализацией необходимо сделать запрос в ЦРПТ на получение нового кода маркировка. После выдачи метки ее надо распечатать на принтере и нанести на упаковку. Теперь единицу можно продавать как обычно.
Почему стоит начать готовиться прямо сейчас
До 1 декабря осталось не так много времени. Не стоит надеяться, что сроки в очередной раз перенесут. Ближе к этой дате может начаться ажиотаж на дополнительное оборудование, онлайн-кассы и подключение к системе. По этой причине не нужно откладывать дело в долгий ящик. Начните готовиться уже сегодня, чтобы избежать проблем.
Не забывайте следить за новостями в нашем блоге. Окончательный порядок маркировки одежды еще не утвержден - это будет сделано по результатам пилотного проекта. Ваша задача - встретить нововведение во всеоружии. Удачи в бизнесе!