Обязательная маркировка обуви в рознице: сроки, порядок перехода, пошаговая инструкция
С 1 июля стартовала обязательная маркировка обуви. До этого времени шел пилотный проект, в котором участвовали крупные производители. Сейчас полным ходом развивается второй этап - подключение к системе розничных продавцов, производителей и оптовиков. Впрочем, обо всем по порядку.
Что такое обязательная маркировка и как это работает
Задумка авторов закона проста: теперь вся обувь будет помечена особым способом - штрих-кодом формата Data Matrix. На каждую пару клеится специальное изображение, содержащее зашифрованную информацию о товаре. Как обычный 2D-код, только сложнее. При его создании применяются методы криптографического шифрования. Такой подход позволяет упаковать в картинку намного больше данных. Кроме того, изображение можно считать сканером, даже если оно частично повреждено. А еще код нельзя сфальсифицировать или повторить - это слишком сложно и дорого.
После этого каждая единица обуви вносится в общую базу. Теперь она становится видимой для всех участников рынка и государства. Для этого используется специально созданная система отслеживания. Ее создал центр разработки перспективных технологий - ЦРПТ. Это специальная программная среда, в которой фиксируются все этапы перемещения обуви. Система носит название “Честный знак”. Цепочка выглядит так:
- Производитель или импортер выпускают на рынок партию обувных изделий. При этом они делают запрос в ЦРПТ на получение кодов Data Matrix для всей партии.
- Изображения с кодом клеятся на упаковки с обувью и заводские ярлыки.
- При отгрузке в дилерские сети перемещение товара фиксируется в программе “Честный знак”.
- Дилеры отгружают продукцию оптовикам. Это тоже отражается в системе.
- Поставщики продают обувь розничным магазинам. В этот момент она переходит с баланса оптовика на баланс торговой точки.
- Обувь продается конечному покупателю. После этого единица исчезает из базы.
Штрих-код формата Data Matrix
Каждое перемещение отражается в системе “Честный знак”. Для этого сканируется код Data Matrix. Сопроводительная документация передается через систему электронного документооборота. Поставщик отмечает отправку в розничный магазин, а тот фиксирует приемку.
Для чего потребовалась маркировка обуви
На обувном рынке РФ всегда было много контрафакта. По разным оценкам, доля подделок составляет от 10 до 34%. Для борьбы с этим явлением и служит обязательная маркировка. С ее введением контрафакт, не имеющий проверочного кода, продавать нельзя. Дело в том, что Data Matrix-изображение теперь будет в каждом кассовом чеке. Его прикрепит онлайн-касса в момент продажи. Нет кода - нет продажи, все просто.
Возникает справедливый вопрос: а не подорожает ли обувь после введения тотальной маркировки? Авторы закона уверены, что этого не произойдет. Во-первых, коды пока выдаются бесплатно, достаточно сделать запрос. Во-вторых, маркировкой будут заниматься только импортеры и производители обуви. Розничные магазины этого делать не станут. В-третьих, с рынка уйдут нечестные продавцы, торгующие контрафактом. Это оздоровит торговлю и позволит законопослушным предпринимателям нарастить объемы продаж и снизить цены. По самым оптимистичным прогнозам, стоимость обуви в розничных магазинах может даже снизиться до 10%.
Для более эффективной работы системы в целом предусмотрен общественный контроль. Любой клиент может скачать приложение “Честный знак” на свой смартфон. Это дает возможность отсканировать код маркировки и отследить происхождение изделия. Если при сканировании программа не находить Data Matrix, значит, перед вами контрафакт или откровенная фальшивка.
Приложение “Честный знак” в App Store
Сроки перехода на обязательную маркировку обуви
Процесс уже идет полным ходом - сейчас он уже на втором этапе. Как было отмечено в начале статьи, до 1 июля шел пилотный проект.
С 1 июля до 1 октября 2019 года все участники рынка - от производителей до продавцов должны подать заявку в ЦРПТ и подключиться к системе “Честный знак”. Рознице понадобится еще и купить онлайн-кассы, а также наладить ЭДО - электронный документооборот, если это еще не сделано. Ниже мы расскажем об этом подробнее.
С 1 октября 2019 запрещается производство немаркированной обуви. С этой же даты магазины должны начать маркировку складских остатков. Можно продавать и немаркированные запасы - закон этого не запрещает. Больше того: если у вас хорошая оборачиваемость и вы уверены, что реализуете остатки до 1 февраля - их вообще можно не маркировать.
С 1 февраля 2010 года оборот немаркированной обуви будет полностью прекращен. Поступающие с завода партии должны быть промаркированы. Это же касается и остатков. Их тоже надо промаркировать или распродать.
Оборудование для работы в системе маркировки
Самая большая нагрузка ляжет на производителей и импортеров. Они должны будут приобрести регистраторы эмиссии кодов. Для розничных магазинов все просто. Многим из них вообще не придется ничего покупать дополнительно.
Вот что им нужно:
- Онлайн-касса. Самая обычная, которой вы пользуетесь уже сейчас. Продавцы обувных изделий обязаны работать с онлайн-ККТ согласно закону № 54-ФЗ. Исключение сделали только для предпринимателей, работающих в труднодоступных местностях и населенных пунктах, удаленных от сетей связи.
- Сканер штрих-кодов. Подойдет самое простое устройство для считывания 2D-изображений. Если уже применяете такой в работе - покупать опять же ничего не надо.
- Принтер кодов Data Matrix - тоже любой подходящий. Это не проблема: печатать ценники и этикетки сейчас могут даже онлайн-кассы. В ряде случаев (возврат товара, порча метки, маркировка остатков) обязанности по маркировке возложены на розничный магазин.
Обычный принтер штрих-кодов
На этом список оборудования для розничного магазина заканчивается. Как вы видите, большинству предпринимателей вообще не придется ничего докупать.
Как розничному магазину перейти на обязательную маркировку - пошаговая инструкция
Шаг 1 - подключиться к системе “Честный знак”
Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ЦРПТ. Процедура стандартна: потребуется адрес электронной почты и номер телефона. По ходу процесса система попросит придумать логин и пароль, которые будут использоваться для входа в учетную запись.
После регистрации нужно указать информацию о компании или ИП, а также данные о вашем ОФД. Именно он отвечает за техническую сторону вопроса - передачу, хранение и обработку информации в ЦРПТ.
Регистрация и подключение к системе “Честный знак” бесплатны, обслуживание тоже.
Шаг 2 - подключить систему ЭДО
На этом пункте стоит остановиться подробнее. Как мы уже говорили, весь документооборот будет осуществляться в электронном виде через сеть интернет. Для этого нужно установить специальную программу - товароучетную систему. Именно в ней будут храниться данные о маркированных обувных изделиях. Все товароучетные системы, предлагаемые на рынке, поддерживают работу с маркированными изделиями.
Если вы до сих поре ведете учет в блокноте или Excel-таблицах, то придется перестраиваться. Но это даже плюс: товароучетки не только работают с маркировкой, но и следят за складскими остатками, формируют аналитику, контролируют цены и маржинальность. Для этих целей подойдет товароучетная система ЕКАМ. Здесь есть встроенная CRM для контроля персонала, поддержка программ лояльности и интеграции с контрольно-кассовым оборудованием.
Варианты использования системы электронного документооборота
Шаг 3 - купить оборудование
Об этом мы писали выше. Вам понадобятся:
- онлайн-касса;
- сканер 2D-кодов;
- принтер.
Если чего-то из этого списка не хватает - есть смысл заказать прямо сейчас, не дожидаясь ажиотажа. Для этого вы можете обратиться в компанию ЕКАМ.
Шаг 4 - ввести новые правила приемки товара
Теперь все будет происходить через электронный документооборот. Поставщики будут скидывать накладные с кодами маркировки. Ваша обязанность - принять документы и сделать отметку в ЭДО. Каждую пару при этом придется заносить в систему при помощи сканера кодов маркировки. После этого товар падает на баланс вашего склада
Шаг 5 - ввести новые правила продажи обуви
Каждая единица при продаже будет сканироваться 2 раза. Сначала продавец “пикает” на штрих-код, затем - на метку Data Matrix. После этого онлайн-касса вносит данные в кассовый чек. В момент совершения оплаты пара обуви исчезает из оборота, а код маркировки гасится и выводится из общей базы.
По имеющейся информации, после того, как маркировка обуви заработает в полную силу, товар будет запрещено продавать по свободной цене. Сейчас это можно сделать, выбрав соответствующий пункт меню онлайн-кассы. Дело в том, что при свободной продаже к чеку не прикрепляется код маркировки, что запрещено законом.
Шаг 6 - разработать новые правила возврата обуви
После реализации код маркировки выводится из системы. Если покупатель вернул товар, вам нужно получить новый. Для этого делается запрос в ЦРПТ. Полученный код нужно распечатать и нанести на упаковку изделия. После этого продукцию можно снова продавать.
Шаг 7 - провести переобучение сотрудников
Это коснется продавцов-кассиров и лиц, ответственных за приемку товара - кладовщиков. Лучше разработать для них инструкцию и дать с ней ознакомиться. Работники должны знать новые правила приемки и продажи товаров, которые описаны в шаге №4 и №5.
Штрафы за работу в обход маркировки
За продажу обуви без маркировки предусмотрены серьезные штрафные санкции. Полная система наказаний пока не разработана. Штрафовать будут за кассовые чеки, не содержащие кодов маркировки (часть 4 статьи 14.5 КоАП РФ; статья 4,7 пункт 5 54-ФЗ).
Суммы штрафов:
- для должностных лиц и ИП - предупреждение или 1,5-3 тысячи рублей;
- для организаций и юрлиц - от 5 до 10 тысяч рублей или предупреждение.
Информация о возможном переносе сроков
Как это обычно бывает, не все участники рынка успели подготовиться к введению обязательной маркировки товаров. Поэтому возможны переносы сроков в сторону увеличения. С такими инициативами регулярно выступают представители бизнес-сообщества.
Произойдет это или нет, покажет время. Пока достоверной информации о переносе сроков нет.
Чек-лист статьи
Итак, что нужно запомнить:
- Маркировка обуви становится обязательной с 1 февраля 2020 года.
- До 1 октября 2019 нужно подать заявку и подключиться к системе “Честный знак”.
- Для работы потребуется следующее оборудование: онлайн-касса, 2D-сканер и принтер кодов Data Matrix.
- Чтобы передавать данные в систему, понадобится товароучетная система, например ЕКАМ.
- Нужно изменить правила приемки, продажи и возврата товара.
- Потребуется провести обучение персонала.
- За нарушение закона грозит ответственность по статье 14.5 КоАП РФ.
Следите за актуальными новостями, чтобы быть в курсе событий.