Обязательная маркировка автомобильных шин: сроки, правила, последние новости для участников оборота
Мы уже писали об обязательной маркировке одежды и обуви. Сегодня речь пойдет еще об одном популярном товаре - автомобильных покрышках. Сейчас проект находится на стадии разработки, но лучше уже начинать готовиться к переходу. До момента, когда маркировка станет обязательной, осталось не так уж много времени.
Что такое маркировка товаров и как она работает
Борьба с поддельной и контрафактной продукцией - приоритетное направление работы правительства РФ. Именно для этих целей и была разработана программа маркировки товаров. Она станет обязательной с 2024 года и пройдет в несколько этапов. Уже сейчас маркируются табачные изделия, идет подключение к системе продавцов обуви. Следующие на очереди - товары легкой промышленности и автомобильные шины.
Суть закона проста: каждую единицу товара теперь можно будет идентифицировать при помощи специальных средств. Вся выпускаемая продукция будет занесена в общую электронную базу. Этапы производства, логистики и продажи отслеживаются государством и самими покупателями. Реализовать контрафактную продукцию станет невозможным легальными способами, только на черном рынке.
Не подорожают ли шины после маркировки
Этот вопрос волнует как производителей с импортерами, так и конечных покупателей. Авторы закона уверяют, что этого не произойдет по нескольким причинам. Во-первых, сами технологии маркировки выбираются с учетом экономичности. При этом государство прислушивается к пожеланиям бизнес-сообщества. Во-вторых, оборудование для маркировки производители могут получить бесплатно. Это серьезно сократит издержки и накладные расходы. В-третьих, с рынка уйдут нечестные продавцы. Это позволит поставщикам избежать конкуренции. Они смогут нарастить обороты производства и даже понизить цены. Как пример приводится маркировка обуви. Ожидается, что после начала процедуры обувные изделия могут потерять в цене до 10%.
Этапы перехода на обязательную маркировку шин
С 20 июля идет пилотный проект с участием всех желающих производителей и продавцов шин. Подключиться к эксперименту можно прямо сейчас. Для этого посетите сайт “Честного знака”. Нажмите клавишу “Участвовать в эксперименте” - она находится в верхней части экрана. Вы попадете в раздел меню, с дальнейшими инструкциями и ссылкой на регистрацию.
Эксперимент на сайте честныйзнак.рф
С 1 декабря 2019 года маркировка станет обязательной для каждого продавца, производителя и импортера автомобильных покрышек. К этому времени правительство определится с методами идентификации продукции. Скорее всего будет назначен еще один временной отрезок, до которого подключение к системе будет добровольным. После этого процедура станет обязательной, а за уклонение начнут накладывать штрафные санкции.
В чем суть пилотного проекта
Как мы уже говорили, пилотный проект проводится для того, чтобы определиться с техникой маркировки. Сейчас участники обкатывают 3 средства идентификации автомобильных покрышек:
- лазерная гравировка. Уникальный код маркировки наносится на покрышку с использование лазерных технологий. Такое изображение невозможно удалить или подделать, но это относительно дорого;
- чипирование. Здесь в покрышку устанавливается электронный чип - RFID-метка. Такой способ маркировки уже применяется при продаже изделий из натурального и искусственного меха;
- нанесение двухмерного кода формата Data Matrix. Это самая недорогая, но при этом надежная технология. При таком методе на каждую покрышку наносится 2D-изображение, которое можно считывать обычным сканером. При этом код зашифрован криптографическими способами. Его также нельзя сфальсифицировать.
Какой из способов идентификации будет выбран, узнаем по результатам пилотного проекта. Исходя из этого станет понятно, какое дополнительное оборудование придется покупать предпринимателям. В этом свете предпочтительнее всего выглядит код Data Matrix. 2D-сканеры есть почти у всех розничных продавцов, а если нет, стоят они не так дорого. К тому же, информация может быть передана в систему обычной онлайн-кассой при помощи оператора фискальных данных.
Какую информацию содержит код маркировки
Маркировка нужна не только для идентификации товара и проверки подлинности. В код зашифрованы еще и основные сведения о товаре:
- завод изготовитель покрышки;
- страна, где было выпущено изделие;
- данные о компании-импортере;
- дата изготовления;
- технические характеристики;
- срок эксплуатации;
- другая информация.
Data Matrix код: матрица из шаблона поиска (А) и закодированных данных (В)
Общественный контроль
Предполагается, что пробить код маркировки сможет каждый покупатель. Для этого нужно скачать и установить на смартфон мобильное приложение “Честный знак”. После этого появится возможность отсканировать код и получить информацию о покрышке. Если код не бьется - его нет в базе, а товар является подделкой.
Покупатель получает:
- защиту от фальшивок, подделок и контрафакта;
- уверенность в том, что перед ним оригинальная покрышка;
- возможность сверить информацию в системе с той, что декларирует продавец;
- гарантию качества.
Кто будет маркировать автомобильные покрышки
Розничные продавцы могут спать спокойно: они будут маркировать покрышки в порядке исключения. Основная обязанность возложена на:
- отечественные заводы-изготовители. Они будут маркировать свою продукцию на определенном этапе производства;
- импортеров шин из-за рубежа. В этом случае шины маркируются при ввозе на территорию Российской Федерации.
Из этого следует, что в розничную сеть шины будут поступать уже промаркированными. Не будут заниматься чипирование и дилеры, а также поставщики товаров в розницу. Однако в некоторых случаях делать это все же придется. Вот перечень таких ситуаций:
- покрышка была продана, но затем покупатель вернул ее в магазин. При продаже код исчезает из базы и повторную продажу совершить нельзя, пока не получен новый;
- код маркировки был уничтожен физически. Это возможно при повреждении упаковки, заводских ярлыков или самой покрышки;
- маркировка остатков продукции. Понятно, что на складах у розничных продавцов есть запасы, которые не успели промаркировать до начала действия закона. Если к этому моменту они не успеют все распродать, запасы потребуют промаркировать.
Во всех перечисленных случаях нужно получить новый код маркировки. Для этого продавец делает соответствующий запрос в ЦРПТ. Изображение или чип прикладываются к товару, после чего он может быть реализован.
Как выглядит цепочка производства, распределения и продажи
Окончательная схема еще не отработана - это будет сделано по результатам пилотного проекта. Предположительно все будет выглядеть так:
- Завод изготовитель получает партию кодов не весь произведенный товар. Он маркирует продукцию и отпускает ее своим региональным дилерам.
- Дилеры сканируют маркировку и принимают покрышки на свой баланс. Перемещение фиксируется в системе “Честный знак”.
- Поставщики, принимая шины у дилера, делают то же самое: сканируют код и делают отметку о принятии в программе.
- Продажа в розничную сеть также отражается в системе. Магазин принимает товар и фиксирует этот факт в системе электронного документооборота.
- Последний этап - продажа покупателю. В момент оплаты онлайн-касса прикрепляет к чеку код маркировки. Для этого там появится новый реквизит. Чек отправляется в ОФД, а оттуда - в программу “Честный знак”. После этого код гасится в базе и перестает существовать.
Контролирующие органы смогут отслеживать всю цепочку на любом ее этапе. Это повысит прозрачность производства и торговли. Это смогут делать и покупатели при помощи приложения.
Оператор системы маркировки
Функции сбора, хранения, обработки и анализа информации возложены на “Центр развития перспективных технологий” - ЦРПТ. Именно эта организация разработала программное обеспечение “Честный знак”.
Передача данных от продавца к ЦРПТ осуществляется операторами фискальных данных - ОФД. Они уже сейчас отвечают за отправку фискальных документов в Федеральную налоговую службу. Все действующие операторы уже готовы к работе с маркированными товарами, в том числе, автомобильными шинами.
Что нужно розничным продавцам для участия в системе маркировки
Окончательный перечень оборудования и программного обеспечения будет утвержден после завершения пилотного проекта. Возможно, вообще ничего не понадобится покупать дополнительно. Однако есть вероятность, что сделать это придется. Все зависит от того, какое средство идентификации шин выберут участники и государственные структуры.
Вот что понадобится вне зависимости от итогов пилота:
- Электронная цифровая подпись - ЭЦП. Причем не простая, а усиленная и квалифицированная. Многие предприниматели уже пользуются таким девайсом. Он нужен для регистрации онлайн-касс в налоговых органах. Если у вас нет ЭЦП, можно получить ее в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи. Цена услуги - от 1500 рублей, срок изготовления - примерно 3-5 рабочих дней. Для получения нужен личный паспорт, а также учредительные документы ИП или юрлица.
- Онлайн-касса. Устройство отправляет фискальные документы оператору фискальных данных через сеть интернет. В кассовом чеке появится новый пункт - “Код маркировки”. Если работаете без онлайн-кассы, надо ей обзавестись. Для этого вы можете обратиться в компанию ЕКАМ. У нас всегда в наличии любое контрольно-кассовое оборудование, поддерживающее обязательную маркировку. Работающие кассовые аппараты потребуют перепрошивки до нового формата ФФД 1.05. Можно воспользоваться услугами организации, занимающейся техническим обслуживанием ККТ.
- Система электронного документооборота. Ключевое звено системы маркировки. Все движения маркированных товаров фиксируются в электронном виде с помощью специальной программной среды. Для того, чтобы принимать и подтверждать накладные с кодами, понадобится современная товароучетная система, поддерживающая маркировку. Для этих целей отлично подойдет программа складского учета ЕКАМ.
- Дополнительное оборудование. Здесь четких рекомендаций нет. Возможно, получится обойтись 2D-сканером, но есть вероятность, что придется покупать считыватель чипов RFID.
- Новые правила приемки, продажи, возврата и списания автомобильных шин. Теперь при покупке товара у поставщика нужно не только принять партию и проверить документы, но и сделать отметку в системе ЭДО. Соответствующие инструкции должны получить кладовщики и ответственные лица. Продажа также будет происходить по-новому. Кассир обязан сканировать не только штрих-код, но и код маркировки.
Виды ЭЦП
Штрафы за несоблюдение закона о маркировке шин
Полная система штрафов находится в стадии разработки. Уже сейчас известно следующее.
Штрафы для производителей, выпускающих немаркированные автомобильные шины (КоАП РФ ст. 15.12):
- индивидуальные предприниматели - от 10 до 15 тысяч рублей;
- организации - от 100 до 150 тысяч рублей.
Штрафы для торговых сетей и оптовиков, допустивших оборот немаркированных изделий:
- ИП - от 10 до 15 тысяч рублей;
- физлица - от 4 до 5 тысяч;
- юридические лица - от 200 до 300 тысяч рублей.
Если оборот нелегальной продукции превысил полтора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность согласно УК РФ. Наказания тут строже: нарушителю грозит лишение свободы на срок до 3 лет и штраф 80 тысяч рублей.
Во всех случаях немаркированная продукция конфискуется.
Надеемся, статья оказалась полезной. Теперь вы сможете встретить закон о маркировке во всеоружии. Удачи!