Кросс-докинг в логистике интернет-магазина: принципы работы, плюсы, минусы и особенности системы
Скорость и эффективность цепочки поставок – важнейший фактор роста любой коммерческой организации, в том числе и интернет-магазина. От него зависит оперативность доставки заказов, что в свою очередь сказывается на лояльности покупателей. Чтобы превратить сервис в мощное конкурентное преимущество, компании используют разные стратегии оптимизации логистики. Одна из них – кросс-докинг. О том, что это за схема и когда ее стоит применять – читайте в нашей статье.
Что такое кросс-докинг?
На обычном складе товар разгружают, оприходуют и принимают на ответственное хранение, распределяя каждое наименование по отдельным секторам и полкам. После того, как продукцию купит клиент, ее собирают, формируют в заказ и отгружают. При таком варианте складской организации часто нарушаются сроки хранения, появляется много залежавшегося товара. Схема кросс-докинга работает иначе.
Кросс-докинг – логистический процесс, в рамках которого продукция от поставщика или производителя поставляется клиенту напрямую, минуя зону длительного хранения. Груз находится на перевалочном складе минимум времени.
Пример структуры кросс-докинга
В результате затраты на организацию складских операций сокращаются на 20-30%, а конечный потребитель получает заказ в кратчайшие сроки.
Сквозное складирование бывает:
- одноэтапным. Поставщик доставляет скомплектованный товар на склад ответственного хранения, где его перегружают в другой транспорт и направляют в точку назначения в неизменном виде. Это самый простой и наименее затратный вариант логистической цепочки кросс-докинга;
- двухэтапным. Товарные наименования поступают на склад вразнобой. Их формируют в заказы в специально выделенной зоне комплектации, после чего отгружают по мере готовности на транзитные транспортные средства или в службы доставки. На упаковке каждой единицы проставляются номер, маркировка и данные получателя.
Система предусматривает изменение формата перевозок, комплексную сортировку по товарным группам для отправок в определенных направлениях, систематизацию и объединение продукции от разных поставщиков.
Схема оптимальна для компаний с большим товарооборотом. Также это удобный вариант для интернет-магазинов, которые работают с товарами массового спроса и обеспечивают непрерывный поток мелких поставок в регионы.
Преимущества и недостатки системы
Система сквозного складирования – это возможность:
- упростить и ускорить комплектацию и доставку заказов;
- улучшить эффективность работы склада, избежать серьезных погрешностей при отгрузке и грубых ошибок в учете;
- работать одновременно с неограниченным количеством поставщиков и покупателей;
- предоставлять потребителю продукт по более низкой цене без потери качества;
- увеличить интенсивность оборота компании;
- сократить издержки на транспортировку, размещение и складирование товара;
- предотвратить потери, связанные с порчей, ухудшением качества и внешнего вида продукции из-за длительного хранения;
- оптимизировать систему управления складскими запасами;
- моментально реагировать на покупательский спрос.
Самое большое преимущество кросс-докинга – экономия времени и средств. Отгрузки происходят максимально быстро, снижаются затраты на аренду и обслуживание склада, уменьшается потребность в персонале.
Схема работы
Отсутствие пересортицы и минимизация ошибок при комплектовании помогают сократить возвраты. А поскольку при использовании системы практически не нужен учет сроков годности, на складе заметно уменьшаются объемы списания материальных ценностей.
Сквозному складированию характерны определенные ограничения, которые могут помешать внедрению технологии. Предпринимателю нужно постоянно анализировать спрос на проходящую через склад продукцию. Следовательно, она должна быть хорошо прогнозируемой в динамике прихода/расхода.
Для обработки больших объемов грузов необходимо четко организовывать движение встречных транспортных потоков. Также желательно, чтобы поступающий товар был:
- уже готов к отправке или предполагал минимальные дополнительные операции;
- удобен в плане обработки;
- снабжен соответствующими отгрузочными этикетками.
Кроме того, стоит учесть и не совсем очевидные минусы кросс-докинга:
- Высокая вероятность разногласий между операторами, поставщиками и получателями груза. Это связано с тем, что в системе не предусмотрен контроль количества и качества принимаемого товара и его упаковки.
- Схема оправдана только при больших объемах отгрузок: от 3000 м³ в неделю.
- ERP-системы получателя и поставщика должны быть взаимосвязаны с WMS оператора. Без этого неизбежны проблемы с юридическими нюансами относительно оформления отгрузки в точках передачи материальной ответственности.
Особенности и схемы кросс-докинга
Если сформированный в заказы товар нужно только распределить по разным транспортным средствам, кросс-докинг проходит в один этап.
В данном случае используют несколько видов технологии:
- Перевалка грузов через склад. Собранные заказы перегружаются в другой транспорт. Чаще всего – из фур в средне- и мелкотоннажные автомашины. Комплектация при этом не меняется.
- Расконсолидация. Заказы для нескольких получателей от поставщика находятся в одном транспорте. Их расформировывают по разным машинам, переадресовывая в конкретные торговые точки.
- Консолидация. Разные виды транспортных средств поставляют груз для одного получателя. Из мелких партий комплектуют заказ, а затем загружают его в автомашину.
- Переконсолидация. Товары от разных поставщиков для нескольких получателей выгружаются в специальной зоне. Их делят на заказы и распределяют по машинам.
- Подсортировка со склада. Поступивший груз доукомплектовывается продукцией, уже имеющейся на складе.
При таких форматах отгрузки заказ отправляется получателю в неизменном виде. Содержимое паллеты остается неизвестным, так как его защищают от несанкционированного доступа, обматывая скотчем и стрейч-пленкой. Двухэтапный кросс-докинг осуществляется с подключением отдельной зоны комплектации.
Для единичных упаковок применяют специальные сортировочные системы:
- line sorter. Конвейерная лента с автоматизированным механизмом сортировки. Изделия на ней идут под небольшим наклоном, попадая в твердую упаковочную тару. Применима для бытовой техники, электроники, дисков;
- hang sorter. Крюк, сбрасывающий товары на скользящие рельсы, которые перенаправляют его в зону отправки для упаковки в тележки или контейнеры. Используется для комплектации продукции на вешалках;
- slide tray sorter. Устройство овальной формы с наклоном 45 градусов. Груз помещается в нижнюю часть лотка. Когда она открывается, изделия попадают прямо в коробки. Таким образом сортируют обувь, одежду, книги, технику, почтовые посылки;
- crossbelt sorter. Модифицированная система линейного типа, оборудованная поперечными частями. Передвигаясь в правую и левую сторону, элементы направляют груз в накопительный отсек, после чего он перекладывается в коробки;
- oval sorter. Позиции размещаются на лотках, при открытии которых сбрасываются в отправочный мешок, короб или контейнер. Подходит для сортировки товарных наименований, упакованных в мягкую тару.
Конвейерная сортировочная система на складе
Сотрудничество по схеме кросс-докинга возможно с поставщиками, которые выполняют требования по качеству продуктов, упаковке, ярлыкам и этикеткам, быстро и эффективно дают всю нужную информацию.
Условия для внедрения
Сквозное складирование подойдет не каждому бизнесу. Поэтому важно заранее оценивать способность кросс-докинга увеличить производительность компании и удовлетворить запросы конечных потребителей в каждом конкретном случае.
Применение технологии оптимально в следующих ситуациях:
- оптовая торговля в сегменте B2B, предусматривающая сотрудничество со многими дистрибьюторами и торговыми точками;
- производство и реализация скоропортящихся товаров высокой оборачиваемости – продуктов питания, медикаментов, цветов;
- продажа продукции массового потребления, которая имеет небольшие сроки годности и не нуждается в дополнительных проверках качества;
- множественные отправки позиций в рамках акций и распродаж, ограниченных по времени;
- сетевая торговля, которая подразумевает перекомплектацию большого количества грузов;
- регулярные отправки маленьких партий из широкого товарного ассортимента;
- необходимость обеспечения доставки точно в срок (актуальна при отгрузке по многочисленным адресам в период активного сезонного спроса);
- наличие заранее отобранных и упакованных продуктов с ярлыками и этикетками;
- консолидация сложных поставок, работа со смешанными паллетами от различных поставщиков.
Центром кросс-докинга служит крупный распределительный склад, куда транспорт с большой грузоподъемностью свозит товар. Меньшие машины транспортируют его в пункты назначения. С данной целью налаживается четкий механизм «Поставка – Перевалка – Отправка». Склад не контролирует комплектность, внутреннюю целостность и сроки годности запечатанных паллет. Согласно договору, вся ответственность за это ложится на поставщика.
Коммуникация в логистической цепочке кросс-докинга
Схема максимально эффективна в случаях, когда хранение продукции обходится слишком дорого, она занимает большой объем площади, на сортировку и компоновку уходит много времени. В основном системой пользуются крупные компании: онлайн-гипермаркеты, сетевые магазины, автобизнес, логистические платформы. Ее активно применяют на распределительных центрах «Магнит», «Пятерочка», «Метро», «Лента» и другие крупные ритейлеры.
К складским помещениям в кросс-докинге предъявляются такие требования:
- ширина пространства – не менее трети от длины;
- достаточное количество ворот – минимум 1 на каждые 300-500 м²;
- наличие необходимой погрузочной техники;
- погрузочно-разгрузочные зоны для разделения входящих/исходящих товаропотоков с обеих сторон здания.
Обязательное условие для правильной организации процессов – использование штрих-кодов и сканеров. Также важны грамотный информационный обмен, оперативное оформление электронной документации, фиксирующей детализированные данные по приходам/расходам.
Главная задача – корректное внедрение системы. Для ее подключения нужно пересмотреть учет товаров на собственном складе, перестроить отдел закупок и тщательнее контролировать движение товарных единиц.
Услугу кросс-докинга предоставляют различные компании, в распоряжении которых есть собственный перевалочный склад и служба логистов, работающих с поставщиками интернет-магазина. Стоимость комплектации обычно зависит от количества артикулов или единиц в заказе. Специалисты занимаются возвратами, при необходимости выполняют раскомплектацию и отправку товара назад поставщикам.
Пример расценок на услугу
Услуга позволит не закупать товар впрок, а поставлять его потребителям непосредственно по запросу или подвозить на свой склад мелкими партиями, ориентируясь на текущий уровень спроса. Кросс-докинг можно организовывать и собственными силами компании. В любом случае он привязан к месту формирования товарной партии: если не оператором кросс-докинговой платформы, то поставщиком.
Альтернатива технологии – так называемая «револьверная» отгрузка. В этой схеме пришедшая от поставщиков продукция сортируется по адресам доставки и распределяется по отдельным секторам зоны хранения, соответствующим определенным клиентам. Это сокращает время на загрузку исходящего транспорта.
Но нужно помнить, что склад кросс-докинга рационален не всегда. Прежде чем принимать решение по поводу его применения, нужно анализировать товаропоток интернет-магазина. Иногда для оптимизации логистики достаточно функциональной автоматизированной системы учета, которая позволит:
- отслеживать товарные остатки в режиме реального времени;
- быстро формировать заказы поставщикам;
- эффективно работать с разными видами отчетов и документов;
- контролировать все передвижения товара по складам в едином интерфейсе;
- анализировать данные о продажах.
Такие и множество других полезных функций присутствуют в товароучетной системе «ЕКАМ».
Складской учет в «ЕКАМ»
На данный момент, несмотря на все преимущества кросс-докинга, им пользуется довольно ограниченное число российских компаний. Многие не осознают, что грамотное прогнозирование спроса может практически исключить необходимость длительного хранения продукции. Некоторые не знают с чего начать или попадают в условия сквозного складирования ненамеренно.
Кросс-докинг может выглядеть по-разному: начиная простым перемещением поддонов, заканчивая комплексной обработкой грузов с применением сложных сортировочных систем. Независимо от этого, технология способна существенно сократить затраты на организацию складских операций. Главное – выбрать подходящую систему и правильно ее внедрить или же найти ответственного оператора услуги.
Чем меньше промежуточных операций, тем дешевле продукция. Поэтому сквозное складирование выгодно и компаниям, и потребителям. Клиент покупает качественный продукт по хорошей цене. Интернет-магазин налаживает сбыт, увеличивает объемы продаж, сокращает сроки поставок и финансовые издержки на хранение товара.