Код маркировки Data Matrix: что такое, как устроен, где получить, оборудование для считывания кодов
Для маркировки подавляющего большинства товаров будет использоваться код Data Matrix. Разбираемся, что это за изображение, как его считывать и кто будет выдавать.
Что такое код Data Matrix
Код Data Matrix - средство идентификации, которое будет использоваться при обязательной маркировке товаров. Его выбрали в результате проведения пилотных проектов по маркировке отдельных категорий продукции с участием представителей бизнес-сообществ: производителей, оптовиков и крупных импортеров. Тестировали и другие варианты: QR-коды, RFID-метки, а также штрих-коды. Data Matrix оказался лучше соперников по всем фронтам благодаря своим преимуществам.
Достоинства кода Data Matrix
Высокая степень защиты
Средство идентификации закодировано с применением современных криптографических методов шифрования. Подделать такое изображение практически нереально. Код содержит информацию и криптохвост, позволяющий его идентифицировать. Высокая степень защиты предохраняет маркированные товары от подделывания.
Код можно считывать при повреждении
Часто бывает, что средство идентификации подвержено порче при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и небрежном обращении. Если после повреждения QR или штрих-кода отсканировать их невозможно, то с Data Matrix ситуация иная. Его можно считывать даже при повреждении до 30 процентов площади поверхности. Это возможно благодаря криптохвосту, входящему в состав изображения.
В изображении можно зашифровать большое количество информации
Гораздо большее, чем в привычные QR и штрих-коды. Объем данных, доступных для считывания, может достигать 2 килобайта и даже больше. Это позволяет упаковать в картинку не только наименование и цену товара, но другие данные:
- информацию о заводе изготовителе изделия;
- материал, из которого изготовлен товар;
- потребительские характеристики: цвет, размер, фасон;
- страну происхождения;
- дату изготовления, срок годности, срок эксплуатации;
- другие данные.
Код имеет низкую себестоимость
Стоимость генерации одного кода Data Matrix будет 50 копеек без учета НДС. Это сопоставимо с ценой привычных QR и штрих-кода. В ряде случаев, например, при маркировке обувных остатков, коды будут выдаваться на безвозмездной основе.
Небольшая себестоимость средства идентификации позволит избежать удорожания товаров при переходе на обязательную маркировку, что является одной из приоритетных задач всей программы.
Код Data Matrix наглядно
Жизненный цикл кода Data Matrix
Этап первый - генерация кода
За создание кодов отвечает государственная информационная система мониторинга за оборотом маркированных товаров - ГИС МТ “Честный знак”. Программа создана центром развития перспективных технологий - ЦРПТ. Именно здесь генерируются коды дата матрикс для всех категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке. Для получения средств идентификации производители и импортеры делают в ГИС МТ “Честный Знак” специальный запрос. Для этого применяются регистраторы эмиссии кодов. В ряде случаев их тоже предоставят предпринимателям бесплатно, чтобы продукция не подорожала на выходе.
Кроме запроса на генерацию кодов, регистраторы эмиссии передают в систему мониторинга сведения о выпуске маркированных товаров. После этого продукция становится видимой для государства и участников рынка. Ее перемещения и продажу можно отслеживать в программе мониторинга.
Но пока это только цифровое изображение в формате PDF-файла. Для того, чтобы промаркировать им товар, код нужно нанести на изделие.
Этап второй - нанесение кода Data Matrix на товар
В зависимости от особенностей товара (его наименования, способа упаковки, размера и материала) код маркировки может быть нанесен одним из следующих способов:
- непосредственно на само изделие. Применяется в случаях, когда товар не упаковывается и продается как есть. В качестве примера можно привести автомобильные шины. Способов несколько: лазерная гравировка, использование несмываемых красителей, наклейка этикеток;
- на упаковку. Может осуществляться типографскими методами, использованием наклеек и так далее;
- с помощью товарного ярлыка. Если не получается промаркировать изделие вышеперечисленными способами, можно применять ярлык. Он закрепляется на товаре любым удобным методом, исключающим повреждение или утерю. На ярлык Data Matrix наносится методами типографской печати или применением наклеек.
Сравнение QR-кода и Data Matrix
Этап третий - передача сведений о кодах в логистическое звено
После отгрузки в транспортные компании, службы доставки и другие логистические звенья, информация о кодах передается туда. Перемещение средств идентификации фиксируется в государственной системе мониторинга. Если цепочка логистики длинная, в ГИС МТ отображается каждый ее этап.
Этап четвертый - передача сведений дистрибьюторам, оптовикам и поставщикам
Также фиксируется в программе мониторинга. Логисты передают партию маркированного товара оптовику, а информация о кодах прикрепляется в виде электронных накладных.
Этап пятый - передача сведений о продаже розничному магазину
На этой стадии коды оказываются в последнем звене торговой сети - розничном магазине. Схема та же, что и в предыдущих случаях: маркированный товар попадает на склад, а электронные накладные передаются контрагенту. Все это видят участники оборота в системе мониторинга.
Этап шестой - продажа товара с кодом
Заключительная стадия жизненного цикла кода маркировки. После реализации покупателю, Data Matrix гасится в базе и перестает существовать. Сведения о выбытии кодов передаются в ГИС МТ онлайн-кассами через операторов фискальных данных.
Новый код появится в кассовом чеке
Для этого там уже есть специальный реквизит - код маркировки. Но доступен он только для кассовых аппаратов с версией прошивки ФФД 1.05 и выше. Если ваша онлайн-касса имеет старую прошивку, работать с кодами маркировки она не будет. ФФД можно посмотреть в настройках кассы. При необходимости нужно обновить контрольно-кассовую технику, обратившись в специализированную организацию, например, компанию “ЕКАМ”.
Оборудование, необходимое для считывания кодов Data Matrix
Для работы с кодами маркировки понадобится 2D-сканер. Такое устройство может считывать как линейные (пример - штрих-код) так и двухмерные (Data Matrix, QR) коды.
Вот небольшой обзор двухмерных сканеров, рекомендованных ЦРПТ для работы с маркированными товарами:
- Datalogic QD2430, стоимость от 5045 рублей*;
- Honeywell 1450g, стоимость от 2929 рублей*;
- Zebra DS2208, стоимость от 3878 рублей*;
- “Атол D1”, стоимость от 6290 рублей*.
*по данным сервиса “Яндекс.Маркет”
Выбор сканера зависит от объема розничных продаж магазина. Если это десяток сделок за рабочую смену, достаточно недорогого ручного считывателя. Когда через устройство проходит несколько тысяч кодов в день, лучше задуматься о покупке устройства с высокой производительностью. Обычно это настольные сканеры (в нашем списке - “Атол D1”).
Ну и главное: если вы уже работаете с 2D-сканером, приобретать дополнительно ничего не надо. Любые устройства, поддерживающие считывание двухмерных кодов, годятся для сканирования Data Matrix изображений.
Сканер штрих-кода Атол D1
Что делать с кодом при возврате товара
При продаже код маркировки гасится в базе и выбывает из оборота. Если покупатель вернул товар в магазин, продавать его сразу нельзя. Нужно получить новый код и внести его в систему мониторинга.
Для получения средства идентификации необходимо сделать запрос в личном кабинете на сайте ЦРПТ. После этого дата матрикс будет выслан в формате PDF. Остается только нанести его на товар при помощи одного из способов, указанных выше. Теперь изделие можно продавать.
Обмен кодами между участниками оборота
Для обмена документацией, содержащей коды маркировки, будет использоваться электронный документооборот. Информация будет передаваться по защищенным каналам через операторов ЭДО. К системам электронного документооборота должны подключиться все участники рынка маркированных товаров.
Для этого потребуется выбрать подходящего оператора и заключить с ним договор. Операторы ЭДО должны быть аккредитованы государственными органами и иметь разрешение на ведение деятельности. Список компаний, оказывающих услуги электронного документооборота, можно посмотреть здесь.
Общественный контроль и маркировка
Программой обязательной маркировки предусмотрен широкий общественный контроль. Любой желающий может скачать на смартфон бесплатное приложение “Честный знак” и считывать коды маркировки. Поддельный Data Matrix не будет биться через базу. Если сведений о коде нет, значит, перед вами подделка.
Приложение “Честный знак”
Продажа товара, помеченного средством идентификации
Розничным продавцам придется немного поменять правила реализации продукции, помеченной кодами маркировки. Теперь на кассе придется сканировать его дважды. Первый раз считывается штрих-код товара, второй - код Data Matrix. В ряде случаев достаточно отсканировать только код маркировки, так как он содержит всю необходимую для продажи информацию: наименование товара, его стоимость и другие данные.
Приемка маркированного товара у поставщика
Теперь вместе с каждой партией продукции, подлежащей обязательной маркировке, будут передаваться электронные накладные с кодами Data Matrix. При приемке ответственное лицо обязано проверить соответствие реальных кодов тому, что указано в сопроводительных документах.
Для этого сотрудник сканирует код упаковки (он может содержать средства идентификации всей партии) или каждого товара в отдельности. Если все верно и ошибки отсутствуют, партия принимается на склад. В противном случае у поставщика запрашиваются исправленные накладные с корректными сведениями о средствах идентификации.
Как изготовить код для нанесения на товар или упаковку
В случаях маркировки остатков, получения новых кодов или возврате, розничному магазину нужно распечатать изображение и нанести его на продукцию. Понятно, что осваивать лазерную гравировку слишком дорого, да и подходит это не всем.
В стандартном случае будет достаточно принтера ценников и этикеток. Возможно, вы уже используете такое оборудование. Если это так, покупать дополнительно ничего не надо. Ваш принтер прекрасно справится с печатью кодов Data Matrix. После изготовления код наносится на изделие.
Тут может понадобиться еще одно устройство - аппликатор. В него вставляется рулон с лентой, на которую нанесены коды маркировки. Лента самоклеящаяся, для нанесения достаточно провести аппликатором по изделию или упаковке.
Есть как ручные, так и автоматические аппликаторы. Вторые применяются в условиях промышленного производства и не нужны розничному магазину. Их стоимость варьируется в районе 150 тысяч рублей, а промаркировать такие устройства могут тысячи единиц продукции за смену.
Кто обязан наносить коды маркировки
Для розничного магазина нанесение кодов - исключительный случай. Большинство продавцов вообще не столкнется с этой процедурой. Обязанность по нанесению кодов возложены на поставщиков, производителей и импортеров товара на территорию РФ и стран Таможенного Союза. Кроме этого они должны освоить печать и нанесение кодов в массовом порядке, а также обзавестись регистраторами эмиссии.
Надеемся, статья была полезной. Успехов в бизнесе!