Как увеличить выручку в интернет-магазине: ключевые правила и приемы
Выручка – один из главных показателей эффективности интернет-магазина. Руководитель должен прилагать максимум усилий, чтобы поддерживать ее на стабильно высоком уровне. Иначе компания просто не сможет нормально развиваться из-за банальной нехватки средств на важные потребности. Предлагаем подробнее разобраться в том, что влияет на выручку и как ее увеличить.
Определение, факторы влияния и способы подсчета выручки
Выручка – сумма различных видов денежных поступлений, за счет которых компенсируются расходы на закупку, хранение, упаковку, транспортировку продукции и прочие потребности. Это поступления от основной деятельности – реализации товаров или услуг.
Показатель бывает нулевым или положительным. Отрицательным он быть не может. Большое значение имеет постоянство и динамика роста показателя. Ее отсутствие в течение длительного времени плохо сказывается на работе. Чтобы четко представлять свои финансовые возможности, успешные компании всегда заранее прогнозируют выручку и принимают меры по ее увеличению. Это индикатор финансового положения организации и отправная точка для расчета прибыли.
Показатели выручки берут во внимание при:
- оценке спроса на разные товарные группы;
- принятии решения о поднятии цен на товары/услуги;
- определении экономической эффективности фирмы.
Часто понятие отождествляют с прибылью и доходом. Но эти термины не идентичны.
Выручка – совокупность средств, получаемых в результате коммерческой деятельности, которая является ключевым источником дохода компании. Проще говоря, это оплаты от клиентов, прошедшие через кассовый аппарат.
Выручку делят на валовую и чистую. Валовая – общая сумма оплат, полученная за реализацию продукта. Чистая – сумма, которая остается после выплаты соответствующих налогов и сборов.
Доход представляет собой суммарные финансовые поступления с коммерческой деятельности и любых других источников (например, проценты от акций, партнерские отчисления, продажа стеллажей, холодильного оборудования).
Валовая прибыль – разница между выручкой и издержками. Чистая прибыль – свободная сумма за вычетом всех сопутствующих затрат, налогов, пошлин, акцизов.
Следовательно, выручка – один из видов дохода. С нее выплачивают заработную плату персоналу, налоги, кредиты и долги, закупают новые партии товара. Своевременные поступления обеспечивают непрерывность оборота денежных средств и бесперебойность основной деятельности компании.
Схема распределения выручки в коммерческой компании
На размер показателя влияют:
- темпы и объемы выпуска товара (для компаний-производителей);
- качественные характеристики, себестоимость продукции;
- величина товарных запасов;
- регулярность поставок;
- простота оформления заказа;
- использование различных способов оплаты;
- качество сервиса.
Установленные в интернет-магазине цены должны покрывать расходы на закупку и поставку товара. При низких ценах увеличить выручку и обеспечить жизнеспособность компании невозможно. Занижать стоимость следует только кратковременно с целью популяризации товара и поднятия спроса.
В коммерческом учете предусмотрено два метода расчета выручки:
- Кассовый. Определение по факту поступления средств на расчетный счет предприятия. Учитываются только реально зачисленные деньги.
- Метод начисления. Начисление средств при отгрузке товара покупателю или в момент предоставления услуги. В расчет берутся будущие платежи по товарам (отсрочка, оплата частями).
Классическая формула расчета выручки:
Цена за единицу х Количество проданного товара
Формула для подсчета среднемесячного показателя:
Валовая выручка за отчетный период / Количество месяцев в отчетном периоде
Темп роста параметра измеряется в процентах и рассчитывается следующим образом:
Выручка в нынешнем периоде / Выручка в предыдущем периоде х 100%
Для расчетов берется длительный период – год или квартал.
В товароучетной системе «ЕКАМ» ведется автоматический подсчет этого KPI. В личном кабинете можно посмотреть данные аналитики продаж, включая размер выручки за выбранный период времени.
Учет выручки в программе «ЕКАМ»
Как увеличить темпы роста выручки?
В случае, если темп роста выручки падает несколько месяцев подряд, нужно принимать срочные меры. Что может помочь в первую очередь:
- оптимизация технического состояния ресурса – улучшение скорости загрузки, устранение ошибок, дубликатов, мусорных страниц, несогласованных кодировок;
- расширение ассортимента – добавление новых позиций или товарных групп;
- увеличение объемов производства/закупок;
- мотивация и обучение персонала эффективным техникам продаж;
- корректировка рекламной стратегии;
- охват новых рынков сбыта.
Чтобы понять, что именно делать, стоит проанализировать ситуацию на рынке и в нише, изучить деятельность конкурентов, провести SWOT-анализ компании. Также необходимо сравнить плановые и фактические объемы выручки, выяснить причины, повлиявшие на расхождение в показателях.
Обзор эффективных способов увеличения выручки
Для увеличения выручки интернет-магазина важно повысить уровень конверсии, отклик потенциальных клиентов, средний чек, маржу, число повторных обращений. Общая цель, объединяющая все перечисленные действия – увеличение количества продаж. Достичь этой цели в интернет-магазине помогут следующие эффективные приемы.
Cros-sell и up-sell
Затраты на упаковку, отгрузку и доставку одного заказа примерно одинаковые. Поэтому самый выгодный путь для компании – стремиться продать больше позиций за раз. Стимулировать допродажи нужно с помощью рекомендаций продуктов – смежных, дополняющих, похожих, популярных.
Деликатно склонить клиента к покупке позволяют технологии cross-sell и up-sell.
Cros-sell – методика перекрестных продаж. Она мотивирует покупателя приобрести сопутствующие товары из других категорий. Например, чехол к смартфону, чистящий набор для ухода за ноутбуком, 3D очки для телевизора.
Up-sell – методика, направленная на поднятие суммы продажи. Она побуждает клиента купить более дорогой вариант того же продукта, потратить больше денег в интернет-магазине. Для этого делается акцент на выгодах и дополнительной пользе от альтернативного варианта – более современная модель, лучшие характеристики, дополнительные функции, больший комфорт в использовании.
Технологии реализуются на сайте в виде рекомендательных блоков с пометками:
- с этим товаром покупают;
- вам также может понравиться;
- хиты продаж;
- популярные товары.
Пример cross-sell в интернет-магазине бытовой техники и электроники
Наборы товаров
Наборы продукции или бандлы – готовые решения в сгруппированных комплектах товаров, которые объединены по каким-либо характеристикам и продаются как единое целое. На практике такие наборы покупают быстрее, чем отдельные позиции. Они помогают клиенту сэкономить время и совершить сбалансированное выгодное приобретение. А для компании это хорошая возможность повысить средний чек и общую выручку.
Примеры бандлов:
- смартфон + карта памяти + наушники;
- умывальник + подставка + смеситель + зеркало;
- ноутбук + портативные колонки.
Можно комбинировать самые ходовые позиции с теми, которые продаются медленно, создавать тестовые наборы на пробу. Во многих нишах востребованы подарочные комплекты в красивой упаковке. Предложение пользуется высоким спросом, особенно, если дать клиенту возможность выбирать состав набора.
Дополнительные услуги
Помимо основного товара, стоит предлагать различные дополнительные услуги. Они должны перекликаться с тематикой и направлением деятельности, увеличивать глубину и качество сервиса.
Что может быть в списке подобных услуг:
- экстренная доставка;
- примерка выбранной одежды на дому;
- изготовление определенной модели на заказ;
- конструктор для создания авторского продукта из выбранных ингредиентов;
- ремонт техники;
- настройка гаджетов;
- установка мебели, сантехники, дверей, бытовой техники;
- кейтеринг.
Разновидность предоставляемых дополнительных услуг зависит от специфики интернет-магазина. Некоторые из них продаются отдельно (доставка, установка), другие – включены в стоимость товара (примерка, настройка, конструктор).
Для активизации продаж позиций с более высокой стоимостью можно внедрить товар или услугу-локомотив – бесплатное либо недорогое сопутствующее предложение. Оно послужит триггером для привлечения внимания аудитории и приведет новых покупателей. Пример товара и услуги-локомотива – бесплатная диагностика смартфона перед ремонтом, защитное стекло в подарок при покупке мобильного телефона.
Расширение ассортимента
Большее количество позиций в ассортименте значительно увеличивает шансы на продажи. Покупателям нужен выбор, даже если это интернет-магазин одного товара.
Возьмем для примера сайт, на котором продаются сумки. Его каталог должен включать достаточно много продукции в различных разделах и категориях: трансформеры, портфели и рюкзаки, микро-сумки, поясные, дорожные, спортивные, деловые сумки.
Желательно дать выбор для женского и мужского сегмента аудитории, предложить детские модели, представить различные цвета, комплектации, материалы, размеры и цены. Как вариант – расширить ассортимент за счет дополнительных разделов с кошельками, портмоне и косметичками, аксессуарами, бижутерией, часами. Пути к расширению присутствуют в любой сфере бизнеса.
Скидки, бонусы и акции
Выручка определяется числом и объемом продаж. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый клиент покупал больше. Так увеличится средний чек и уменьшится количество ресурсов, затрачиваемых на реализацию одной товарной позиции. Поэтому необходимо стимулировать крупные заказы.
В качестве стимула следует использовать разные бонусы, скидки и выгодные предложения:
- 3-4-5 товар бесплатно;
- подарок или бесплатная доставка при оформлении заказа на сумму свыше определенного порога;
- скидка в размере 30-40-50% на дополнительную услугу при покупке основного товара.
Повторным и более дорогим покупкам также способствуют индивидуальные скидки, дисконтные карты, программы лояльности. Бонус устанавливается согласно конкретным схемам и условиям. В идеале нужно применять формулу расчета безубыточности. Любая скидка должна быть оправдана предполагаемым ростом объема заказа и не может приводить к убыткам.
Стимулирование покупок на большую сумму
Назначать скидки в зависимости от суммы покупки или для отдельных групп покупателей удобно в автоматизированных товароучетных системах. Такой функционал и много других полезных возможностей для интернет-магазина есть в программе «ЕКАМ».
Оптимизация рекламной активности
Выручка может также увеличиться, если сократить затраты на привлечение покупателей. Для этого нужно повысить эффективность рекламы:
- сделать таргетинг более точным. Не стоит рекламировать интернет-магазин всем пользователям сети. Необходимо четко определить свою ЦА и привлекать заинтересованных посетителей;
- подключить ретаргетинг. Желательно напоминать о компании и продукте потенциальным клиентам, которые уже интересовались сайтом – показывать им рекламу новинок, объявления о скидках и распродажах, напоминать о брошенных корзинах;
- продвигаться в популярных медиа и блогах. Большинство современных интернет-пользователей склонны доверять лидерам мнений;
- стимулировать постоянных клиентов оставлять отзывы. Советы друзей, знакомых и других покупателей воспринимаются с большим доверием, чем стандартная реклама.
Автоматизация бизнес-процессов
Работа над увеличением продаж будет более эффективной и простой при условии, что все основные бизнес-процессы в интернет-магазине автоматизированы. Сделать это можно с помощью таких товароучетных систем, как «ЕКАМ».
Преимущества автоматизации для коммерческого сайта:
- быстрое обновление ассортимента;
- актуальная информация о цене и доступных товарных остатках;
- управление складскими запасами;
- оперативная обработка заявок на покупку;
- автоматическое формирование заказов поставщикам;
- детальная аналитика продаж.
Подключение к товароучетной системе помогает оптимизировать работу магазина и улучшить качество обслуживания. Это, в свою очередь, влияет на лояльность покупателей, способствует увеличению продаж и выручки. В программе есть конкретные инструменты, которые позволят принимать продуктивные решения по данному направлению – отчеты по покупателям и сотрудникам, функция назначения скидок для групп клиентов.
Отчеты по сотрудникам и покупателям в системе «ЕКАМ»
Что еще предпринять, помимо предложенных способов:
- Персонализировать взаимодействие с клиентами.
- Использовать визуальное позиционирование.
- Подключить эквайринг.
- Внедрить геймификацию, нестандартные маркетинговые механики.
- Искать партнеров для увеличения потока клиентов.
- Применять динамическое ценообразование (когда в зависимости от заданных условий посетителю сайта показывается разная цена).
Чтобы обеспечить стабильно высокую выручку в интернет-магазине, нужны соответствующие эффективные меры. Предприниматель должен постоянно совершенствовать проект, искать способы сократить расходы, повышать конкурентоспособность компании. Усилить действие всех рассмотренных методик позволит автоматизация бизнеса посредством специализированных программ.