Как создать клиентскую базу и научиться ею эффективно управлять
Одной из основных тенденций в розничной торговле является работа с клиентской базой и её использование для расширения бизнеса. Мало надеяться только на рекламу и случайных посетителей, гораздо больше прибыли можно получить от постоянных клиентов и удовлетворения их потребностей. А для этого нужно создавать клиентские базы, которые позволяют анализировать предпочтения покупателей и разрабатывать на их основе программы лояльности.
Необходимость ведения клиентской базы
Любая растущая компания сталкивается со временем с необходимостью упорядочивания и автоматизирования своей клиентской базы. Для этого рекомендуется использовать готовые программы, которые позволяют не только вести учет потребителей продукции или услуг, но и использовать накапливаемую информацию в своих целях.
Необходимость ведения клиентской базы определяется следующими её преимуществами:
- Сохранение информации. Чтобы сотрудники не могли украсть и продать клиентскую базу конкурентам, можно вести её в электронном виде с ограничением возможности копирования.
- Легкость передачи клиентской информации новым сотрудникам, которые должны будут сразу взаимодействовать с потребителями и учитывать их предыдущие действия.
- Возможность анализа потребительских предпочтений, реакций на маркетинговые ходы в разрезе отдельных клиентских групп.
- Формирование и проведение программ лояльности на основе анализа поведения клиентов.
- Возможность сегментирования клиентов по возрасту, полу, средней цене покупки и прочим параметрам.
- Расширение бизнеса за счет параллельных продаж и информирования клиентов о новых продуктах.
- Автоматические рассылки промо предложений, которые являются бесплатным целевым рекламным каналом.
Перечисленные цели действительно важны для развивающейся компании. Поэтому к созданию клиентской базы необходимо подходить основательно, не ограничиваясь обычными табличными редакторами. Ведь бывшие клиенты сегодня – это потенциальная прибыль завтра.
Что должна включать клиентская база?
В клиентской базе собираются данные не только о покупателях и потребителях услуг, но и о поставщиках. Необходимо с пользой использовать информацию обо всем бизнес-окружении фирмы.
Для торговой деятельности важны следующие сведения о клиентах:
- Имя и отчество. Необходимость указания фамилии можно оставить на усмотрение клиента.
- Дата регистрации, которая фактически будет означать время первой покупки.
- Телефон.
- E-mail.
- Дата последнего заказа или покупки.
- День рождения клиента. Эта информация важна для рассылки индивидуальных предложений к празднику.
- Накопленная сумма чеков, которая позволит ранжировать уровни скидок в зависимости от активности клиента.
- Общее число чеков.
Формат анкеты должен быть простым, без отвлекающих элементов
Помимо перечисленной информации, которую можно вести в табличном виде, необходимо сохранять всю историю личного взаимодействия с клиентом. Эти данные являются текстовыми и могут содержать:
- Сведения о переговорах.
- Реакцию клиентов на индивидуальные предложения.
- Время звонков и их результаты.
- Напоминание о необходимости перезвонить клиенту через определенный промежуток времени.
Чтобы вместить все перечисленные сведения обычного табличного редактора будет мало.
Лучше приобрести специальные программы для розничной торговли, которые совместимы с онлайн-кассами и бухгалтерским софтом. В результате предприниматель получит единую систему данных для анализа клиентской информации.
Как наработать клиентскую базу?
Нарабатывать клиентскую базу нужно начинать с момента основания компании. Особенно это касается розничных магазинов, которые уделяют большое внимание первым дням работы, завлекая клиентов с помощью рекламы. Продолжать работу по сбору данных необходимо на протяжении всего времени работы.
Для этого рекомендуется использовать следующие методы:
- Заполнение клиентом анкеты при первой покупке для выдачи бонусной карты.
- Приобретение готовой базы. Следует оговориться, что купленные базы не всегда являются актуальными и требуют ручной проверки контактных данных каждого клиента.
- Анкетирование на сайте магазина. Мотивировать клиента к таким действиям можно активацией после регистрации бонусной карты или получением индивидуальной разовой скидки.
- Стимулирование вовлечения в процесс покупки своих друзей, за каждого из которых клиент получит определенную выгоду.
- Анкетирование покупателей во время проведения акций, при организации выездной торговли, на тематических семинарах, ярмарках.
- Использование соцсетей. За промокод многие люди согласны будут предоставить свои данные в анкете. Кроме того, можно отслеживать посетителей фирменных страничек и использовать их открытые сведения.
- Прием на работу человека, имеющего наработанную клиентскую базу необходимого профиля. Можно переманить лучшими условиями оплаты труда сотрудника у конкурентов.
- Холодный обзвон. Это метод редко используется в розничной торговле, но при реализации дорогостоящих товаров стоит использовать и его.
При сборе персональных данных важно не перестараться с объемом запрашиваемой информации.
Не каждый клиент захочет тратить 5-10 минут своего времени на заполнение бумаг. Анкета должна содержать минимум данных, позволяющих идентифицировать клиента и поддерживать с ним связь в дальнейшем.
Возможности клиентской базы
Клиентская база не требует больших расходов на оборудование, но сильно способствует автоматизации торговли. Будет достаточно купить онлайн-кассу и программу для розничной торговли к ней. Предприятиям торговли, у которых уже есть ККТ, немного проще. Хотя индивидуальные предприниматели при покупке этой техники также получают 18000 рублей за счет налогового вычета.
Дополнительной защитой клиентской базы будет её ведение в «облаке»
Онлайн-касса совместно с софтом предоставляет компаниям следующие полезные возможности при работе с клиентскими базами:
- Повышение лояльности потребителей продукции за счет индивидуальных скидок и внимания в праздничные для них дни.
- Возможность напоминания о магазине и проводимых акциях путем СМС и e-mail рассылок.
- Рост числа новых клиентов вследствие обсуждения людьми информации из рассылок.
- Индивидуальный и сегментарный подход к организации программ лояльности, который позволяет максимально эффективно определять и удовлетворять потребности клиентов.
- Возможность выделения VIP-клиентов в отдельный сегмент для прямого контакта с ними.
- Анализ эффективности проводимых маркетинговых мероприятий.
- Формирование системы бонусных карт с возможностью идентификации клиента с помощью телефона на любой торговой площадке компании.
- Предоставление улучшенного сервиса за счет учета предыдущих предпочтений клиента. Особенно актуально это преимущество для косметологического бизнеса.
- Анализ продуктивности работников при работе с постоянными клиентами.
Онлайн-кассы позволяют работать с бухгалтерской клиентской базой удаленно
Перечисленные преимущества ведения клиентской базы помогут компании стать гораздо привлекательнее своих конкурентов. Повышение лояльности клиентов стабилизирует доходы, а анализ их потребностей поможет в поиске направлений для расширения бизнеса.
Секреты работы с клиентской базой
Клиентская база – источник потенциальной прибыли. Она похожа на сырье, которое в умелых руках превращается в высокомаржинальный продукт.
Лояльные клиенты приносят максимальную прибыль для магазина
Основным направлением использования базы является удержание клиента и стимулирование его к повторным покупкам. Для этого используются скидки, бонусы, рассылки и прочие маркетинговые инструменты. Их эффективность зависит от грамотного управления самой клиентской базой. Далее приведены практические советы по её ведению:
- Необходимо соблюдать баланс между назойливостью и привлекательностью предложений, рассылаемых клиентам. Излишне частые рассылки раздражают людей, в результате чего они отписываются от них или начинают игнорировать содержание.
- Оптимальная частота проведения рассылок – 1 раз в неделю.
- Нет предела сегментированию базы, особенно при её профессиональной автоматизации. Чем больше информации о клиенте имеется, тем более актуальные предложения можно для него сформировать.
- Клиент должен приятно удивляться поздравлениям, индивидуальным предложениям, новинкам.
- В e-mail рассылках и социальных группах необходимо периодически распространять обучающие, интересные статьи о приобретаемой клиентом продукции. Это заставит его ожидать очередной порции информации.
- Акции не должны быть предсказуемыми. Еженедельные скидки по пятницам станут для клиентов ожидаемыми и интерес в них вскоре снизится.
- Необходимо проводить регулярные опросы, ведь множество людей любят, когда интересуются их мнением. Заодно указанная клиентами информация пригодится для корректировки ассортимента.
- Делайте фото счастливых клиентов с продукцией и публикуйте их на сайте и в соцсетях, но только после получения согласия человека.
- Лучший способ польстить клиенту – совершить звонок с кратким поздравлением или индивидуальным ненавязчивым предложением.
Понять правильность работы с клиентом можно, поставив себя на его место. Психологические особенности потребителей могут отличаться, в зависимости от географического региона, величины населенного пункта, национальности и прочих факторов. Поэтому при ведении клиентской базы необходимо обращаться также к собственной интуиции и опыту.
Программы для ведения клиентской базы
Практически все учетные программы предполагают наличие систематизированных ячеек памяти, в которых хранятся данные. Вести клиентскую базу можно с использованием трех основных инструментов:
- Excel или другой аналогичный табличный редактор.
- Microsoft Access.
- Система CRM.
Простейшим местом ведения базы является привычный всем Excel. Его функционал знаком большинству компьютерных пользователей, поэтому учет в нем клиентских данных не составит труда. Кроме того, файл Excel всегда можно скопировать на флэшку или телефон.
Excel имеет много встроенных инструментов для работы с базами данных
Но в табличных редакторах удобно вести лишь небольшие базы до 100 клиентов, которые не предполагают сбор и учет текстовой информации. Попытка вместить в ячейки результаты звонков приведет к путанице и значительному ухудшению восприятия их содержимого. К тому же незащищенность табличных файлов повышает риск того, что они попадут к конкурентам. Не доступен здесь и многопользовательский режим.
Программа Microsoft Access предоставляет больший уровень защиты информации, но для ведения клиентской базы подходит слабо. Она чувствительна к совместимости ПО компьютеров и склонна к повреждениям при проблемах в локальной сети.
Ориентировочный интерфейс CRM-системы для работы с клиентской базой
Лучшим вариантом ведения клиентов являются CRM-системы, особенно интегрированные в программы розничной торговли для онлайн-касс. Эти приложения позволяют:
- вести базу контактных данных и историю взаимодействия с клиентами;
- удаленно контролировать продавцов, консультантов;
- анализировать данные продаж в разрезе ответственных сотрудников, рабочих смен и прочих категорий;
- отображать эффективность маркетинговых мероприятий;
- вести продажу с момента заказа до оплаты, что позволяет использовать эти системы даже небольшим кафе;
- выстраивать воронки продаж;
- составлять планы для каждого сотрудника, контролировать их;
- отслеживать конверсию;
- проводить рассылки и обзвоны прямо из программы.
Таким образом, всем торговым точкам и магазинам, не приобретшим онлайн-кассы, лучше купить это оборудование, а заодно софт для создания клиентской базы.
Учет клиентов, их контактов и истории взаимодействия позволит не только увеличить доходы за счет использования маркетинговых инструментов, но и вовремя заметить негативные тенденции в бизнесе. Поэтому тщательное ведение клиентских баз является ещё и буфером, который смягчит ошибочные действия и позволит перенаправить их в прибыльное русло.