Как составить бизнес-план для интернет-магазина: пошаговая инструкция с примерами
Открытие интернет-магазина начинается с составления бизнес-плана, рассчитанного на длительную перспективу. Созданию предшествуют аналитические исследования, SWOT-анализ, конкурентная разведка: больший цикл работ, позволяющих объективно оценивать текущую ситуацию на рынке и делать прогнозы. Бизнес-планирование необходимо для привлечения инвесторов и получения кредита, при использовании личных средств – для предупреждения форс-мажоров, определения целей, бюджетирования и решения других задач. Рассказываем, как составить бизнес-план для интернет-магазина, какую структуру он имеет и почему без него невозможно обойтись.
Что такое бизнес-план, почему он необходим интернет-магазину
Бизнес-план является путеводителем любой компании, в котором зафиксированы все этапы развития, возможные риски, финансовые расходы, цели и другие нюансы работы, рассчитанные минимум на 6-12 месяцев. Можно составить схематичный бизнес-план или использовать готовый шаблон из интернета, однако результат будет неудовлетворительным. Отражение основных моментов без глубокой проработки на перспективу приводит к получению поверхностных данных, не имеющих практической ценности.
Основная цель бизнес-планирования – оценка перспективности проекта на этапе создания, выявление подводных камней и рисков, которые спустя несколько месяцев могут нанести существенный урон. Выделим другие цели и задачи:
- правильное бюджетирование: предприниматель точно будет знать, сколько средств понадобится на маркетинг или закупку товара, поэтому предупрежден перерасход;
- пошаговое планирование стратегии развития с наращиванием потенциала по мере увеличения прогнозируемой выручки;
- постановка точных целей, понимание рынка и ниши в динамике;
- выбор критериев, которые будут использоваться для ведения отчетности и определения ключевых показателей эффективности;
- привлечение инвесторов, 99% которых не верят в грандиозную идею, не подкрепленную фактами. Бизнес-план, в котором собраны сухие данные и аналитика, поможет определить перспективность и принять решение о выделении средств.
Составив бизнес-план, предприниматель сможет понять, как будет развиваться дело, и получит возможность правильно донести информацию до инвесторов, потенциальных партнеров. Документ имеет многослойную структуру, при его разработке приходится проводить разные виды анализа, привлекая как риск-менеджмент, так и маркетинговые исследования. В связи с этим предпринимателю может понадобиться помощь нескольких специалистов: маркетолог, финансист, аналитик рыночного риска, другие.
При ограниченном бюджете доминирующее количество работ можно выполнить самостоятельно, используя открытые источники, онлайн-инструменты, сервисы аналитики: рассмотрим этапы составления бизнес-плана и методы, которые можно привлекать. Структура – вариативная, некоторые пункты можно не использовать, если они не представляют интерес для бизнеса.
Как составить бизнес-план: основные этапы и исследования
Сведения о компании
На этом этапе нужно собрать общие сведения о будущей компании или интернет-магазине:
- организационно-правовая форма (индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, иные);
- ниша, сведения об учредителях;
- коды в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (47.91.2 для интернет-магазина);
- енты, оказывающие влияние на взаимодействие с клиентами: пользовательское соглашение, публичная оферта, политика конфиденциальности;
- краткое описание товаров и услуг, ценообразование.
Нужно включить информацию о реализуемых товарах, целях открытия бизнеса, истории проекта: блок является вводным, позволяя составить представление о компании и направлении ее деятельности.
Общий анализ проекта
На этом этапе важно выделить:
- преимущества бизнеса: чем отличается от конкурентов, какие перспективы имеет, может ли соперничать по качеству товаров и инновационной составляющей (у конкурентов нет мобильного приложения, у вас – есть, что является преимуществом);
- недостатки: маленький стартовый капитал, небольшой штат персонала, невозможность предлагать клиентам скидки, способные соперничать с конкурентными предложениями, иное;
- перспективы развития: подключение собственной службы доставки, открытие точек выдачи, расширение географии работы с выходом на международный рынок;
- риски: поставщик может отказаться от сотрудничества, реклама взлетит в цене, сайт на бесплатном движке будет заблокирован. Сюда не нужно включать апокалиптические сценарии: только то, что представляет реальную угрозу для бизнеса.
Для сбора и обработки данных нужно использовать разные виды анализа, например, SWOT и PEST (в их основе – матрица). Разведать обстановку у конкурентов помогут онлайн-сервисы, такие как Serpstat, Be1.ru и другие, помогающие собирать данные по ключевым словам, URL-адресу.
Анализ рынка и конкурентов
Сведения о рынке можно найти в открытых источниках, например, в исследованиях Росстата, обзорах аудиторских компаний. Нужны факты, на базе которых будет сформулирована информация о e-commerce в конкретной нише:
- прогнозы, касающиеся развития и роста;
- отраслевые инициативы, тенденции и риски.
Важно провести анализ продукта, который будет продаваться в интернет-магазине, для чего можно привлечь данные маркетплейсов, планировщиков запросов, Google Trends.
Сведения о реализуемых продуктах и аудитории
Нужно очертить особенности продукта и целевую аудиторию:
- кто покупатель: возраст, пол, социальное положение, регион проживания, тип аудитории (прямая или косвенная);
- какую проблему потребителя продукт решает;
- способы доставки и хранения товаров;
- плюсы и минусы, слабые стороны, которые нужно обосновать. Например, идентичные комплекты одежды могут иметь разную цену: искусственная кожа стоит дешевле натуральной. Предприниматель должен знать, как донести это до клиента;
- возможна ли закупка товара по системе дропшиппинг;
- как будут выполняться хранение и доставка.
Все вопросы, связанные с товарами, должны быть зафиксированы в этом пункте. В качестве подкрепления аргументов – конкурентный анализ, ссылки на крупные аналитические агентства, данные из маркетплейсов, результаты опросов потребителей.
План производства
В интернет-магазине можно продавать готовые товары или продукцию собственного производства, в последнем случае нужно сделать отдельный раздел в бизнес-плане. Необходимо включить в него следующие пункты, сопровождающиеся затратами на реализацию:
- мощность производства: прогнозируемое количество товаров, которые цех или фабрика смогут выпустить в течение суток, недели, месяца, квартала, года;
- количество сырья для производства единицы или партии;
- схема технологического процесса;
- оборудование, необходимое для старта, и его технические характеристики;
- источники получения сырья: собственное производство, российские или китайские поставщики;
- подрядчики, если они будут привлекаться, и схемы перемещения товара со склада к клиенту.
Отдельные вопросы – персонал и помещения. Найти онлайн-консультанта намного легче, чем пищевого технолога или химика для разработки формул косметики. Нужно прописать в плане количество персонала, должности, обязанности и заработные платы.
Помещений потребуется несколько: производственное, для хранения готовой продукции. Если осуществляется изготовление одежды, то нужно стандартное сухое и теплое помещение, продуктов – холодильники, морозильные лари, вытяжка. В случае оказания услуг сторонним клиентам в рамках производства, например, распила древесно-стружечной плиты или пошива одежды по индивидуальным эскизам, в бизнес-план нужно закладывать дополнительные траты – от привлечения персонала до рекламы через любые каналы.
Пример производственного плана
Анализ рисков
Стоит зафиксировать все группы рисков, особенно если планируется получение займа или привлечение инвесторов:
- внутренние, вызванные неправильными действиями сотрудников или руководства;
- производственные, касающиеся брака и излишка остатков;
- финансовые, включающие широкий спектр проблем: поставщик несвоевременно отгрузил сырье, получив предоплату, план не выполнен и нет средств для закрытия заработных плат персонала;
- страховые: пожар на производстве или складе, например. Для минимизации риска стоит оформить страховку, которая покроет издержки в случае форс-мажора;
- внешние, на которые невозможно повлиять. Речь идет о падении спроса, вызванного неблагоприятной финансовой обстановкой в мире, или неурожаем, влекущим за собой дефицит сырья.
Для оценки каждого риска составляется матрица (по аналогии со SWOT), в которой фиксируются угрозы и уровень их опасности по шкале от 1 до 4-5. На базе собранных в матрице данных можно выбрать стратегию управления рисками: в перспективе показатели придется актуализировать минимум раз в полгода.
Организационные вопросы
На этом этапе выбираются инструменты, обеспечивающие жизнеспособность бизнеса. Эти вопросы нужно решить до запуска интернет-магазина:
- выбор организационно-правовой формы;
- разработка публичной оферты и других документов, с которыми взаимодействуют пользователи;
- поиск и аренда помещений под производство, склад, точки выдачи, шоурумы;
- составление списка товаров, которые будут продаваться в интернет-магазине, и перечня дополнительных услуг;
- оснащение помещений для работы: оборудование, офисная техника, ремонт, покупка мебели, иное;
- заключение договора с транспортными компаниями, банками и другими организациями, обеспечивающими оплату, доставку, отчетность.
Последний шаг – составление списка персонала, необходимого для интернет-магазина, с перечислением обязанностей (лучше подкрепить должностными инструкциями). Дополнительно нужно зафиксировать темпы финансирования.
Маркетинг
Реклама – затратное мероприятие, от которого напрямую зависит объем трафика на сайте интернет-магазина и доверие со стороны пользователей. В бизнес-план должны быть включены следующие компоненты маркетинга:
- целевая аудитория с разбивкой на сегменты: нужно разделить потребителей на небольшие группы, чтобы повысить охват и сделать маркетинг более персонализированным;
- уникальное торговое предложение, в емкой форме отражающее плюсы продуктов;
- стратегия позиционирования с привлечением дополнительных каналов: социальные сети, мессенджеры, блоги.
Нужно составить список приоритетных рекламных каналов, соответствующих целям и бюджету. Разные варианты нужно будет подвергнуть А/В-тестированию, чтобы отсечь неперспективные и получить возможность развивать наиболее эффективные инструменты.
Финансовый план
В структуру финансового планирования входят как источники стартового капитала, так и прогнозы на период после запуска интернет-магазина.
- Источники стартового капитала. Нужно зафиксировать канал поступления средств, которые будут использоваться для открытия бизнеса: инвестиции, личные, банковский заем.
- Расходы. Сюда входят затраты на закупку товара, создание интернет-магазина, запуск рекламы, оплату услуг наемных работников, аренду, коммунальные платежи, упаковку. Некоторые расходы – единоразовые, например, создание сайта и разработка фирменного стиля, большинство – ежемесячные (аренда, зарплаты, реклама). Каждую трату нужно зафиксировать, чтобы предупредить убыточность бизнеса и нецелевое расходование средств.
- Доходы. Рекомендуется составлять прогноз на ближайшие 6-8 месяцев после запуска.
- Непредвиденные расходы. Сюда стоит отнести финансовые риски: арендодатель повысил стоимость на 10%, поставщик отгрузил товары ненадлежащего качества, другие. Финансовые форс-мажоры должны быть заложены в стартовый капитал (примерно 15-20% от общей суммы).
На финише рассчитывается окупаемость: объем расходов по отношению к доходам, позволяющий определить чистую прибыль. Автоматизировать процесс помогут онлайн-калькуляторы, например, businesscalculator.pro и подобные: нужно ввести данные, после чего останется лишь скопировать результат.
В заключение
При составлении бизнес-плана нужно конкретизировать цели и задачи: чем лучше сформулированы определения и концепция, тем легче их будет реализовать в будущем. Каждый этап должен сопровождаться аналитикой: используются данные из открытых источников, онлайн-сервисы, методы тайных покупателей и другие виды исследований, позволяющие собрать точную и актуальную информацию. Учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния, отдельно – возможные форс-мажоры, от которых не застрахован ни один проект. Если бизнес-план нужен для личного пользования и организации работы, то подготовку можно выполнить самостоятельно. В случае получения займа или привлечения инвестиций работу лучше делегировать сотрудникам агентства или частному специалисту, которого можно найти на бирже или доске объявлений