Из-за предубеждения, что книжный рынок катится к своему закату, оставшиеся на нем предприниматели получают больше возможностей для развития бизнеса. В России всего 1500-2000 стационарных точек, торгующих книгами, поэтому есть смысл занять среди них собственную прибыльную нишу. Далее будет рассмотрены нюансы, как открыть книжный магазин и сделать его успешным.
Особенности книжного бизнеса
Если открыть книжный магазин, не продумав заранее концепцию и ассортимент, то велика вероятность потери значительной части инвестиций. Этот бизнес следует начинать только после тщательного анализа рабочих нюансов.
Мобильные устройства никогда полностью не заменят бумажную книгу
Среди часто распространенных ошибок можно выделить следующие:
- Неправильный выбор помещения.
- Низкий спрос на продукцию вследствие потребительских особенностей жителей города.
- Непропорционально высокая ставка арендной платы.
- Ассортимент не соответствует ожиданиям посетителей.
- Отсутствие активной работы с покупателями вне магазина.
Перечисленные ошибки могут привести к низкой рентабельности и резкому увеличению сроков окупаемости проекта.
Таблица оценки рисков при открытии книжного магазина
Также перед тем, как открыть первый книжный магазин, предприниматель должен знать следующее:
- Иногда сопутствующая продукция (канцтовары, подарки и прочее) может давать большую часть прибыли, чем книги.
- Необходимо следить за книжными конкурсами, чтобы владеть информацией о бестселлерах.
- Книжный магазин должен стать для постоянных посетителей клубом.
- Примерно по 20% продаж на российском рынке приходится на детскую, учебную и художественную литературу.
- Книжный магазин должен организовывать общественные мероприятия: конкурсы, встречи с писателями, мастер-классы.
- Необходима ежедневная медийная активность в региональных соцсетях.
Таким образом, работа книготорговца несколько отличается от деятельности предпринимателя, занимающегося реализацией обуви или хозтоваров. Чтобы успешно продавать книги, нужно любить их читать и уметь анализировать потребности своих клиентов.
Формат книжного магазина
При выборе формата книжного магазина необходимо ориентироваться на основную группу покупателей. Если это преимущественно женщины, то акцент следует делать на детской и художественной литературе, если студенты – на учебной.
В учебных заведениях магазин может иметь вид небольшого киоска, а в торговых центрах понадобиться просторное помещение с мебелью, где клиенты могли бы спокойно пролистать интересующие их книги. Во многом формат зависит от планируемого объема инвестиций и концепции.
Открыть крупный книжный магазин непросто, ведь для этого потребуется внедрить целый комплекс маркетинговых действий для стимулирования продаж. Причем акции и скидки будут второстепенными мероприятиями. В такой ситуации лучше воспользоваться франшизой известного сетевика, чтобы минимизировать возможные риски.
Выбор помещения
Главный принцип выбора помещения для розницы довольно прост – чем больше проходимость места, тем лучше. Однако ввиду низкой рентабельности книжного бизнеса, предпринимателям приходится искать компромиссные варианты с небольшой арендной ставкой.
Хорошими местами для продажи книг являются:
- Вторые-третьи этажи ТРЦ.
- Первая линия домов в пешеходной зоне спальных районов.
- Помещения вблизи учебных заведений, садиков, супермаркетов.
При выборе помещения должна учитываться целевая аудитория. Детскую литературу желательно продавать вблизи школ, садиков, супермаркетов, потому что её приобретают преимущественно женщины. Если ассортимент будет универсальным, то лучше остановиться на торгово-развлекательных центрах, которые посещают представители обоих полов.
Что касается площади книжного магазина, то она редко выходит за рамки 50-60 кв.м. Для первой торговой точки будет вполне достаточно и 30-40 кв.м., особенно при отсутствии большого количества сопутствующих товаров.
Книжный бизнес не прощает недоработок при его организации, поэтому нельзя соглашаться на помещение, которое «вроде бы подходит». Если хорошего варианта нет, лучше выждать несколько месяцев до его появления.
Как правильно оборудовать книжный магазин?
Целенаправленно ищут книжный магазин мало людей, поэтому его вывеска должна самостоятельно привлекать их внимание.
Что касается внутреннего оформления, то дизайнерских изысков будут излишни. Главное, чтобы в магазине было чисто и уютно.
С книгами хорошо гармонирует деревянная мебель, поэтому желательно приобретать полки именно из этого материала. Кроме того, у дерева есть два несомненных плюса:
- Внешний вид полок можно обновить.
- Интерьер всегда можно дополнить аналогичной мебелью, заказав её у столяра.
- При открытии магазина можно приобрести б/у полки, отшлифовать их и сделать практически новыми.
Книжный магазин желательно делать с открытыми витринами, чтобы покупатели могли ощутить книгу в руках, полистать её, не отвлекая продавца. Ведь даже детскую энциклопедию часто приходится выбирать из десятков возможных вариантов.
С программой для автоматизации магазина закупать книги намного проще
Помимо стеллажей и полок, понадобиться следующее оборудование:
- Светильники. В любой точке магазина должно быть достаточно света, чтобы покупатель мог, не напрягая зрение, ознакомиться с содержанием книги.
- Противокражные рамки. Они необходимы преимущественно в больших магазинах.
- Кассовое оборудование.
- Пожарная сигнализация. Следует помнить, что локальное освещение, деревянные полки и книги создают опасное сочетание с точки зрения пожароопасности.
Отдельное внимание при открытии книжного магазина следует уделить покупке кассового оборудования. Складской учет в книжном магазине сильно осложнен из-за наличия в ассортименте тысяч различных наименований. Поэтому помимо онлайн-кассы, предпринимателям понадобиться программа для автоматизации торговли. Она упростит складской учет, продажи, а также предоставит удобные инструменты для оптимизации ассортимента и анализа финансовых показателей.
Автоматизация книжного магазина является важной составляющей успешности этого бизнеса.
Выбор поставщиков
Издательства, самостоятельно печатающие книги, будут для книжного магазина оптимальными поставщиками. Крупнейшими из них в России являются Питер, Азбука, Литера, АСТ, Махаон и прочие. Они делают дисконт оптовым покупателям около 40%, поэтому наценка магазина на книги составит 67%.
Одно издательство может выпускать самую разнообразную литературу
Но объемы минимальных заказов издательств не всегда устраивают руководителей книжных магазинов. Поэтому нужно искать оптовых поставщиков и среди местных компаний. Они доставляют товар быстрее и более лояльны к клиентам, хотя цена у них несколько выше.
Канцелярские товары можно покупать у региональных оптовиков. Их объявления всегда можно найти в интернете.
Подбираем ассортимент
Подбирать ассортимент книг следует, исходя из формата магазина и его места расположения.
В универсальных торговых точках рейтинг продаж литературы выглядит следующим образом:
- Учебная.
- Художественная.
- Детская.
- Прикладная.
- Профессиональная.
- Книги о культуре/искусстве.
- Прочие.
Какую литературу и в какой доле закупать должен решать сам предприниматель перед тем, как открыть книжный магазин. Всегда пользуются популярностью художественные и детские книги, спрос же на остальные зависит от внешних условий.
Ширина ассортимента зависит и от объема инвестиций. Средняя цена книги в регионах сейчас составляет около 350 рублей, в Москве – 550 рублей. Даже небольшой магазин площадью 30-40кв.м. с детской и художественной литературой требует для своего наполнения хотя бы 2 тысяч книг.
Визуально увеличить количество книг на полках можно, развернув их обложкой к посетителю
Кроме того, для привлечения покупателей желательно продавать и сопутствующую продукцию:
- канцелярия;
- календари, открытки;
- карты, глобусы;
- детские наборы для творчества;
- настольные игры;
- мягкие игрушки и прочее.
Ассортимент сопутствующей продукции может быть минимален, будет достаточно тех изделий, которые можно выставить в торговом зале. Создавать большие складские запасы не стоит, ведь на них также придется тратить оборотные средства.
Финансовое планирование
Открыть книжный магазин с минимумом средств не удастся, ведь этот бизнес является довольно капиталоемким.
При неуверенности в уровне продаж книжный магазин лучше не открывать
Ниже приведены расходы на обустройство отдела по продаже книг в торговом центре площадью 40 кв.м.:
- Закупка книг – 700 тыс. рублей (2000 штук по 350 рублей).
- Закупка сопутствующих товаров – 100 тыс. рублей.
- Торговое оборудование – 150 тыс. рублей.
- Кассовое оборудование – 50 тыс. рублей.
- Прочее оборудование – 50 тыс. рублей.
- Резерв – 200 тыс. рублей.
- Налоги – 20 тыс. рублей.
- Двухмесячная аренда – 50 тыс. рублей.
- Расходы на двух работников – 60 тыс. рублей.
- Стартовая реклама – 30 тыс. рублей.
В итоге, чтобы открыть книжный магазин, нужно 1,4 млн. рублей.
Столь большой резерв (200 тыс. рублей) необходим, чтобы компенсировать низкие продажи в первые месяцы работы. Ведь в продаже книг наращивание клиентской базы идет медленно, и только к 4-6 месяцу выручка достигает максимальных значений. Все это время стоит внимательно относиться к первым покупателям, потому что именно они станут «говорящей» рекламой магазина.
Окупаемость книжного бизнеса составляет около двух лет. Если уже через год выручка устраивает предпринимателя, то можно задумываться об открытии ещё одного магазина по продаже книг.
Какими качествами должен обладать персонал
При открытии небольшого книжного магазина будет достаточно одного продавца в смене. Сам же предприниматель должен сосредоточиться на раскрутке торговой точки. К тому же первые недели ему нужно постоянно присутствовать в магазине.
Главное качество продавца книг – любовь к чтению. Только такой человек сможет охарактеризовать то или иное произведение, обсудить с посетителем сюжет и помочь в выборе новой литературы. Хорошим местом для поиска продавца являются городские библиотеки. Если сами библиотекари могут и не согласиться перейти в торговлю, то уж точно помогут найти работника среди постоянных читателей.
При установке программы для автоматизации торговли на услугах бухгалтера можно будет сэкономить, потому что это приложение делает отчётность простой и понятной.
При большом ассортименте книг может понадобиться товаровед, который будет работать с поставщиками, мониторить рынок, принимать товар. На него же впоследствии можно будет возложить обязанности по ведению созданных социальных групп и страничек.
Маркетинг – душа книжного магазина
Если открыть книжный магазин, дать рекламу и больше ничего не делать, то можно смело закрывать бизнес. Исключительно такими методами невозможно обеспечить в торговой точке приемлемые продажи. Книги для многих людей не просто товар, а хобби, целая жизненная сфера, поэтому и завлекать покупателей нужно разными способами.
Руководитель книжного магазина должен постоянно заниматься маркетинговыми мероприятиями, например:
- ежемесячно организовывать распродажи книг;
- создавать обменный фонд и рекламировать его среди посетителей магазина;
- анонсировать новые поступления в соцсетях;
- проводить творческие встречи с писателями, библиотекарями, постоянными читателями;
- встречаться с преподавателями учебных заведений для рекламы торговой точки и согласования ассортимента книг;
- организовывать мастер-классы для детей с использованием продающихся товаров;
- проводить конкурсы среди покупателей.
Мастер-классы для детей простимулируют продажи соответствующих творческих наборов
Также в книжном магазине следует использовать такие рекламные инструменты:
- Размещать на стенах постеры с логотипом магазина.
- Раздавать бесплатно фирменные закладки для книг, пакеты, чтобы покупатели не забывали о магазине.
- Размещать снаружи штендеры и ситилайты, если нет возможности установить бросающуюся в глаза вывеску.
- Создать программу лояльности с клубными дисконтными картами. Сделать это можно при помощи программы для автоматизации торговли. Она же позволит вести клиентскую базу.
- Вести собственные странички во всех популярных соцсетях.
- Предлагать приобретение книг под заказ.
Постоянная массовая реклама книжного магазина в СМИ и листовках редко дает экономический эффект. Поэтому если вблизи нет сильного конкурента, то достаточно и перечисленных способов, не требующих особых финансовых вливаний.
Перед тем, как открыть книжный магазин, нужно многое обдумать. Сможет ли предприниматель закупать востребованную литературу, способен ли будет объединить вокруг торговой точки любителей книг? Именно от ответов на этот вопрос и будет во многом зависеть финансовый успех книжного магазина.