Инструменты управления интернет-магазином: лучшие решения для успешного бизнеса
Управление интернет-магазином – сложный и многогранный процесс. Если не организовать его как следует, это отражается на ключевых показателях эффективности, приводит к снижению прибыли, а зачастую и к полному провалу проекта. Чтобы избежать этого, нужно создать единую продуктивную систему управления, функционирующую без каких-либо сбоев и ошибок. И не обязательно делать все вручную. Сейчас есть достаточно инструментов, которые в разы облегчают задачу и могут заменить десятки живых специалистов. О чем именно речь – читайте в статье.
Что входит в понятие управление интернет-магазином?
Управление интернет-магазином – комплекс регулярных действий и процедур, ориентированных на планирование, координацию и контроль всех бизнес-процессов, которые происходят в компании.
Основные цели управления:
- получение прибыли или увеличение текущих финансовых показателей;
- удовлетворение потребностей целевой аудитории;
- оптимизация работы интернет-магазина.
Эффективность управления повышается за счет непрерывного анализа рынка и конкурентов в отрасли, детального изучения потребительского спроса и влияющих на него тенденций. Также необходимо находить и устранять слабые места во взаимодействии компании с клиентами и партнерами.
Посредством грамотного управления реализовывают ряд важных функций:
- Текущее и стратегическое планирование. Составляются долгосрочные стратегии продвижения, выбираются текущие тактики интернет-маркетинга.
- Контроль и мотивация. Разрабатывается система поощрений сотрудников, контролируется качество работы.
- Организация бизнес-процессов. Организовываются операции и мероприятия для выполнения плановых задач.
- Анализ и учет. Ведется учет показателей и анализируются результаты.
Помимо этого, в управление входят задачи по контролю над административной и технической частями бизнеса.
Реализация всех функций предусматривает много скрытых процессов. Вот только часть из них:
- управление сайтом – администрирование, устранение технических ошибок, улучшение юзабилити;
- размещение информации о товарах и услугах;
- обработка клиентских заказов;
- отслеживание складских запасов;
- управление продажами;
- обмен информацией между разными отделами и каналами;
- коммуникация с персоналом;
- ведение бухгалтерского и налогового учета;
- работа над рекламой и продвижением;
- аналитика интернет-магазина.
Эти процессы обеспечиваются общими усилиями руководства и персонала компании в комплексе с автоматизированными системами учета и другими программными решениями.
Обзор полезных вспомогательных инструментов
Рассмотрим подборку инструментов, которые помогут организовать эффективное управление интернет-магазином. Мы распределили их в соответствии с предназначением и решаемыми задачами.
Администрирование сайта
Фундаментом любого ресурса служит специализированная платформа – самописный движок или полнофункциональная CMS (система управления контентом). Лучшим выбором для запуска интернет-магазина будет второй вариант.
CMS содержит базы данных о пользователях, наполнении ресурса и элементах интерфейса, с которыми взаимодействуют посетители, визуальный редактор для создания страниц. Важно, чтобы она была адаптирована под потребности e-commerce.
Одним из оптимальных решений на рынке является движок InSales, учитывающий нюансы и специфику электронной коммерции. В нем есть все, что необходимо для создания и успешного управления интернет-магазином.
Платформа предлагает множество готовых шаблонов дизайна и функциональных модулей, оказывает помощь в продвижении, круглосуточную техподдержку.
Платформа для интернет-магазинов InSales
В числе преимуществ InSales:
- возможность масштабирования;
- интеграции с профессиональными сервисами и программами;
- безлимитный, быстрый и безопасный хостинг.
Создать и вести интернет-магазин на InSales можно самостоятельно, без помощи сторонних разработчиков и программистов. Для тестирования функционала после регистрации предоставляется бесплатный 14-дневный период.
Исследования и аналитика
Аналитика интернет-магазина дает ответы на вопросы о том, окупаются ли вложенные средства, что нужно улучшить на сайте, какие рекламные каналы приносят наибольший доход. Ее главная функция – мониторинг показателей эффективности компании и методов, используемых для продвижения.
Детальное изучение KPI дает возможность увидеть полноценную, реальную картину текущего положения дел. В результате, исходя из полученной информации, разрабатываются действенные маркетинговые стратегии и принимаются решения по оптимизации сайта.
В рейтинге инструментов веб-аналитики лидируют Google Analytics и «Яндекс.Метрика».
Основные возможности сервиса Google Analytics:
- отслеживание основных метрик сайта – количества посетителей, сеансов, продолжительность сессии, глубину просмотра страниц, популярные разделы;
- анализ длительности загрузки ресурса и отдельных страниц;
- получение подробных сведений о целевой аудитории;
- оценка эффективности рекламных мероприятий и различных каналов трафика;
- мониторинг конверсий, настройка целей и контроль над их достижением;
- создание подробных пользовательских отчетов для последующего анализа.
Функционал бесплатной версии системы позволяет решать даже масштабные задачи. Он настолько обширный, что начинающий специалист может легко в нем запутаться.
Сервис Google Analytics
Основные возможности сервиса «Яндекс.Метрика»:
- мониторинг посещаемости;
- отображение основных ключевых запросов, по которым пользователи переходят на сайт;
- демонстрация карт скроллинга и кликов;
- отслеживание параметров загрузки ресурса;
- составление наглядных отчетов по различным показателям – целям, аудитории, конверсии;
- сравнение поведенческих характеристик пользователей из разных каналов.
«Метрика» является менее мощным, но более простым сервисом. Его особенность – уникальная функция «Вебвизор», предназначенная для визуальной оценки поведения посетителей на сайте.
Еще один инструмент мониторинга, полезный для SEO-специалистов и владельцев интернет-магазинов – «Яндекс.Вебмастер». Основные возможности этого сервиса:
- просмотр индекса качества ресурса в динамике;
- диагностика проблем на сайте;
- фиксация данных о поисковых запросах, индексации, внутренних и внешних ссылках;
- мониторинг важных страниц;
- предотвращение воровства контента.
Сервис «Яндекс.Вебмастер»
Кроме того, стоит обратить внимание на такие инструменты веб-аналитики, как Google Search Console, BuzzSumo. Для аналитики социальных сетей используют сервис Popsters, для отслеживания цен конкурентов – Competera.
Все, что касается продаж и финансовых показателей – спрос, объемы реализации, средний чек, самые ходовые позиции, прибыль и выручку интернет-магазина – можно анализировать в программе учета «EKAM». Она позволит дать объективную оценку текущей деятельности, оценить результативность управленческих и маркетинговых решений, выбрать правильные направления для дальнейшего развития.
Автоматизация бизнес-процессов
Огромная конкуренция и стремительное прогрессирование рынка электронной коммерции задает новые рамки. Чтобы выжить и выделиться на фоне конкурентов, предприниматели должны обеспечивать непрерывность и бесперебойность работы онлайн-магазина, безупречный сервис. При этом не обойтись без автоматизации бизнес-процессов.
Товароучетные системы, интегрированные с онлайн-кассами, помогают упорядочить документооборот, контролировать важные показатели, оптимизировать деятельность компании в целом. Всегда достаточное количество товарных запасов на складе, своевременный заказ продукции, ведение прозрачной финансовой отчетности – все это обеспечивается благодаря автоматизированному учету.
Одним из лучших комплексных предложений в данной сфере на рынке является товароучетная система «EKAM». Ее основные возможности:
- интеграция с CMS сайта;
- управление товарными запасами и отслеживание доступных остатков в режиме реального времени;
- обработка заказов покупателей;
- аналитика продаж;
- формирование заказов поставщикам, срочных дозакупок;
- подключение онлайн-кассы;
- оптимизация работы персонала;
- контроль движения денежных средств.
Учет для интернет-магазинов в «EKAM»
Работа с контентом
Грамотное управление контентным содержимым ресурса также имеет огромное значение, поскольку контент – это основа бизнеса в онлайн. Сайт интернет-магазина нуждается в регулярном наполнении свежими данными различных форматов, требует периодических обновлений.
Создавать и улучшать контент помогут следующие инструменты:
- Canva. Программа для разработки визуальных данных – презентаций, коллажей, баннеров, инфографики.
- Google Review. Виджет для трансляции пользовательского контента.
- Cappasity. Сервис для создания интерактивных 3D фотографий товаров.
- Stackla. Инструмент для управления пользовательским контентом. Выполняет поиск, сохранение и сортировку тематических публикаций, анализ вовлеченности пользователей.
Реклама и продвижение
Важная часть управления интернет-магазином – работа над рекламой и продвижением. Маркетинговые кампании помогают привлечь новых клиентов, повысить узнаваемость бренда, увеличить продажи. Чтобы эффективно ими управлять, понадобятся дополнительные инструменты.
Для запуска контекстной рекламы можно воспользоваться одним из двух удобных сервисов – «Яндекс.Директ» или Google AdWords. Некоторые работают с обоими системами одновременно, так как на практике они хорошо дополняют друг друга.
Основные преимущества и возможности сервисов:
- показ рекламы заинтересованным пользователям в контексте их информационных потребностей;
- оплата за показы или за конкретные переходы на сайт;
- гарантированное привлечение трафика;
- простой алгоритм управления кампаниями.
Настройка рекламных кампаний в Google AdWords
Управлять рекламой в системах «Яндекса» и Google через единый интерфейс позволяет бесплатный сервис-агрегатор Elama. Используя его, можно экономить бюджет с помощью автоматического управления ставками, получать ценные рекомендации по улучшению кампаний, делегировать задачи профессионалам.
Обязательна для продвижения интернет-магазинов и реклама в социальных сетях:
- органический посев;
- таргетинг и ретаргетинг;
- тизеры;
- рекламные записи в новостной ленте.
Способ управления зависит от соцсети, в которой запускается реклама. В VK есть специальный кабинет рекламодателя. Для «Одноклассников» предусмотрена платформа MyTarget.
Для поиска целевой аудитории в соцсетях с целью повышения точности таргетинга и эффективности рекламы применяют сервис Pepper.
Улучшение юзабилити
Удобство и простота в использовании с точки зрения посетителя сайта – один из главных показателей качества интернет-магазина. Пользователи с малой долей вероятности совершают покупки на сложных, запутанных и непонятных площадках.
Чтобы обеспечить положительный пользовательский опыт, нужно постоянно улучшать юзабилити ресурса, управлять его технической стороной. Юзабилити говорит о том, насколько сайт полезен и практичен.
Основные критерии удобства интернет-магазина:
- продуманная навигация;
- четкая структура;
- доступность важной информации;
- привлекательный дизайн;
- высокая скорость загрузки.
Управлять этими показателями поможет AskUsers. Сервис оценивает сайт и поведение пользователей, подбирает асессоров. На основании собранных данных выдаются рекомендации по улучшению площадки.
Варианты тестирования сайта в AskUsers
Для выявления слабых точек в юзабилити проводится A/B-тестирование. Функцию сплит-тестов поддерживают сервисы Visual Website, Optimizely.
Прочие полезные инструменты
Управление онлайн-магазином затрагивает еще много задач, под которые разработаны сотни вспомогательных инструментов для онлайн-торговцев:
- прием оплаты заказов в соответствии с требованиями 54-ФЗ – «ЕКАМ.Онлайн»;
- мониторинг и анализ телефонных звонков – Calltracking.ru, Calltouch;
- обратная связь – JivoSite, Callback Hunter;
- показ рекомендаций – Retail Rocket, Early Birds, Rich Relevance;
- работа с семантическим ядром – Keyword Tool, SpyWords.
Всевозможные программы и сервисы облегчают процессы управления и повышают эффективность работы интернет-магазина. Стоит выбирать те из них, которые решают конкретные задачи вашего бизнеса. В индивидуальной подборке должны присутствовать инструменты для емкого анализа и создания отчетности, на основании которой можно делать правильные выводы и принимать эффективные бизнес-решения. В первую очередь это сервисы статистики, аналитики и качественная товароучетная система.