Фулфилмент для интернет-магазинов: когда нужен и как выбрать оператора
Интернет-покупки требуют много затрат на обработку. Сотрудникам склада нужно собрать, упаковать и подготовить к отправке каждый оформленный заказ. Все это время и деньги. Некоторые компании предпочитают направлять ресурсы в собственное развитие и отдают задачу на аутсорс. Речь о фулфилменте для интернет-магазинов. Сегодня поговорим о том, когда и кому нужна эта услуга, как выбрать надежного партнера и подготовиться к сотрудничеству.
Что такое фулфилмент?
Одна из самых трудоемких задач в электронной коммерции – обеспечение всех логистических процессов, связанных с приемкой, хранением, комплектацией, упаковкой, отгрузкой и доставкой товаров потребителям. Чем больше обороты продаж, тем тяжелее реализовывать данные процессы самостоятельно и тем дороже обходится содержание складских помещений и персонала.
Фулфилмент – возможность оптимизации внутренних расходов компании. В этой бизнес-модели логистику интернет-магазина берет на себя сторонняя фирма. С ней заключается договор, по которому и регулируется будущее сотрудничество.
Фулфилмент-операторы работают по разным схемам. Чаще всего в соответствующий центр передается весь логистический цикл компании: от приемки до доставки заказа конечному потребителю.
Принципы работы фулфилмента
В зависимости от своих компетенций операторы обеспечивают хранение товара, обработку и доставку заказов, прием оплаты и работу с возвратами. Комплекс операций может варьироваться.
Основной перечень в большинстве организаций:
- Приемка и сортировка товара.
- Хранение на складах (не принимается скоропортящаяся продукция, цветы, товары, которые требуют фасовки и развеса).
- Предпродажная подготовка к последующей отправке: комплектация, правильная упаковка.
- Отправка в курьерские и почтовые службы.
- Обработка возвратов бракованного и испорченного товара, продукции низкого качества, недоставленных отправок.
Пример фулфилмент-услуг
Отдать на аутсорс можно все логистические процессы или часть из них. Помимо основных задач, многие поставщики услуги выполняют еще и ряд сопутствующих. Например, выступают платежными агентами, освобождая интернет-магазин от необходимости использования онлайн-касс, взаимодействуют с покупателями, страхуют груз на время доставки.
Оплата услуг может осуществляться за каждую выполненную операцию, в виде процентов от объема продаж или в рамках специальных пакетных тарифов.
Когда и зачем необходима услуга?
Фулфилмент актуален в период активного роста и расширения бизнеса, когда наблюдается высокий покупательский спрос. В таких условиях качественно организовать собственные складские процессы сложно. Плюс ко всему, это дополнительные вложения, и довольно значительные.
С ростом товарооборота увеличивается потребность в складских площадях и персонале, появляется необходимость в более тщательном контроле. Логистика начинает отнимать слишком много усилий и средств.
Нужно помнить, что основная цель любого проекта в e-commerce – увеличение присутствия на рынке сбыта. Поэтому в определенный момент имеет смысл передать финансово и энергозатратные процессы на аутсорс.
Конкретной точки развития проекта, в которой можно точно сказать, что сейчас стоит воспользоваться фулфилмент-услугами, не существует. У каждого бизнеса она своя. Важно вовремя ее почувствовать, чтобы не мешать развитию и сосредоточиться на самом главном – продвижении и продажах. Единственный нюанс: услуги целесообразны только при достаточно высоком товарообороте.
Фулфилмент дает интернет-магазину много преимуществ:
- помогает оптимизировать расходы, сэкономить на аренде склада и оплате труда дополнительным сотрудникам;
- сводит участие в логистических процессах к минимуму;
- снижает риски порчи, утери, кражи товара;
- повышает качество и скорость доставки заказов.
Выбор поставщика фулфилмент-услуг: инструкция для предпринимателя
Каждый оператор на рынке формирует индивидуальный набор сервисов с учетом потребностей потенциальных клиентов. Одни занимаются только базовыми операциями, другие – обеспечивают полный логистический цикл, включая прием платежей, фотосъемку товаров, наполнение сайта, call-центр и прочие дополнительные услуги.
У них уже предусмотрены оптимальные алгоритмы подготовки продукции и налажено сотрудничество с грузоперевозчиками. За счет этого покупатели интернет-магазинов получают заказы максимально быстро.
Но чтобы создать действительно эффективную логистическую цепочку, нужно выбрать надежного подрядчика. А это задача не из легких.
Рейтинг популярных фулфилмент-операторов в России
Рынок фулфилмента насыщен предложениями. Выбирая подходящее, стоит ориентироваться не только на позиции сайта компании в поисковой выдаче. Часто бывает, что они не соответствуют качеству предоставляемых услуг.
Рекомендуем действовать по такой схеме:
- Разузнайте подробности: как давно существует компания, есть ли постоянные клиенты и кто они. Пройдитесь по сайту и промониторьте отзывы в сети.
- Рассчитайте стоимость необходимых вам услуг. Уточните механизм расчета цены: какие есть тарифы, по какой системе считается размер оплаты, присутствуют ли дополнительные условия, пакетные предложения. Также нужно оговорить формат и периодичность отчетности, убедиться в отсутствии абонентских платежей.
- Учтите местоположение склада. Удаленность фулфилмент-оператора – один из самых важных критериев. Он не имеет значения лишь в том случае, если подрядчик будет сам принимать товар от поставщиков. В остальном многое определяет расстояние от склада до склада. Обдумайте процесс транспортировки, сопоставьте затраты и потенциальные выгоды от сотрудничества. Идеальный вариант – когда подрядчик находится в том же городе или как минимум регионе, что и склад магазина.
- Узнайте, предусмотрены ли скидки. Перевозчики предоставляют многим фулфилмент-центрам скидки на доставку. Ее размер зависит от объема отправок. Некоторые операторы делятся частью этих привилегий с клиентами при условии определенного товарооборота.
- Постарайтесь встретиться с потенциальным партнером на его территории и посмотреть на организацию внутренних процессов. У него должно быть все необходимое для работы: достаточно складского пространства, разгрузочно-погрузочное оборудование, приспособления и отведенные зоны для хранения и упаковки товаров, программное обеспечение. Пройдитесь по складам, взгляните на технику, посмотрите на действия сотрудников.
- Спросите, со сколькими курьерскими службами работает компания. Оптимальное количество – 4-5 служб. Это даст достаточный выбор и не вызовет проблем с интеграцией и налаживанием партнерства.
- Изучите шаблон договора. Задавайте уточняющие вопросы, предлагайте замену спорным формулировкам. Главное – обсудить процесс предстоящего сотрудничества как можно подробнее, чтобы исключить неприятные ситуации в дальнейшем.
Прежде чем заключать договор, разъясните потенциальному партнеру свои потребности, особенности организации бизнес-процессов в интернет-магазине. Это поможет подобрать услуги, которые будут максимально соответствовать запросам. Чем больше услуг в перечне подрядчика, тем лучше. Гораздо проще поручить все одному оператору, нежели сотрудничать с 3-5.
Однако в некоторых случаях заключение договора с 2 подрядчиками бывает вполне оправдано. Наличие запасного варианта позволит нивелировать основной недостаток фулфилмента – чрезмерную зависимость от подрядчика, сопряженную с большим количеством рисков, которые приводят к имиджевым и финансовым потерям.
В договоре с оператором необходимо обязательно прописать:
- формат и срок подачи заявок на обработку заказов;
- срок реализации поставленных задач оператором;
- ценник или конкретную формулу расчета стоимости для каждой услуги;
- технические нюансы интеграции.
Не будет лишним также составить план внедрения, в котором будут отражены задачи (по критичности и срочности), ответственные исполнители, вероятные проблемы и варианты их решений.
Подготовка к сотрудничеству
Чтобы сотрудничество было удачным, следует заранее разобраться со стандартами выбранного оператора. Это важно, поскольку отклонения от установленного центром сценария могут привести к издержкам. Стандарты подрядчика не должны противоречить бизнес-процессам компании.
Изучите правила поставки и приемки продукции, критерии проверки на брак, требования к упаковке заказов, режим работы склада, порядок обработки возвратов.
В интернет-магазине должна быть четкая продуктовая линейка, распределенная по категориям. Одно из обязательных требований – правильная маркировка товара. Операторы могут выполнять ее самостоятельно, но в таком случае цена на услуги будет выше. Идентификация товарных единиц осуществляется на основании данных, представленных в накладных.
Ключевые условия для опознавания товаров при приемке:
- наличие фотографий;
- подробное описание и характеристики;
- уникальные штрихкоды на каждой единице товара.
Соблюдение всех условий позволит снизить стоимость услуг и сократить время приема продукции на складе.
Базовое описание должно быть понятным и структурированным. Как минимум, следует оформить его в файле Excel. Также нужно передавать данные о штрих-кодах – контрольных знаках товаров в виде комбинаций пробелов и штрихов. Они помогают отслеживать движение продукции и точно контролировать ее наличие на складе.
В идеале информация выгружается с товароучетной системы. Использование этого инструмента автоматизации значительно упрощает ведение бизнеса.
Главное – выбрать действительно качественную, функциональную программу. Например, «ЕКАМ». В ней можно:
- добавлять товары;
- создавать каталог с нужной иерархией;
- формировать описания с краткими характеристиками, параметрами и свойствами;
- экспортировать данные в необходимый формат;
- вести учет списаний, оприходований, остатков, перемещений;
- генерировать и распечатывать штрих-коды;
- контролировать взаиморасчеты с контрагентами.
Номенклатура товаров в «ЕКАМ»
Грамотный полноценный учет товаров очень важен при сотрудничестве с фулфилмент-партнерами. Оптимальный вариант – автоматический обмен данными с помощью API-интеграции.
Популярные поставщики фулфилмент-услуг
«СДТ»
«СДТ» предоставляет полный пакет логистических услуг для интернет-магазина:
- прием продукции от поставщика, последующее хранение;
- обработка заявок покупателей;
- доставка, самовывоз заказов;
- отгрузка посылок в транспортные компании;
- прием платежей, возвратов.
Официальный сайт «СДТ»
На обслуживание принимаются заказы от 35 рублей. Оператор располагает собственным контакт-центром, 3 современными складскими помещениями, конвейерной линией для комплектации и сортировки. Преимущество компании – статус топ-партнера «Почты России».
USEND
USEND занимается комплексным обслуживанием магазинов в сфере фулфилмента. В списке услуг:
- call-центр, обеспечивающий полноценную коммуникацию с покупателями;
- складские процессы – приемка, проверка и хранение, комплектация розничных и оптовых заказов, упаковка;
- логистика – подготовка документов, отправка почтовыми службами, доставка курьером, работа с возвратами, sms и email уведомления клиентов;
- финансовые услуги – обработка платежей, факторинг.
Услуги в USEND
На обработку принимают заказы от 54 рублей. В компании не предусмотрена абонентская плата, нет ограничений по минимальному объему заказов.
ACCORD POST
ACCORD POST специализируется на различных директ-маркетинговых услугах, в числе которых есть и фулфилмент. Предлагает комплексные и модульные решения для сокращения логистических издержек в бизнесе.
В перечне фулфилмент-услуг:
- прием и хранение продукции;
- контакт-центр;
- комплектация/упаковка продукции;
- доставка грузов;
- обработка платежей, возвратов.
Фулфилмент в ACCORD POST
Преимущества компании – наличие собственной автоматизированной системы управления складом (WMS), API-протокол интеграции, оборудованный сортировочный центр.
При выборе фулфилмент-партнера для интернет-магазина принимайте максимально взвешенное решение, учитывая риски, текущие и потенциальные потребности компании. Переход на другого исполнителя в будущем – не такая уж простая и быстрая история. Поэтому стоит обращать внимание на все нюансы на старте. Репутация, оператора, расценки, набор основных и дополнительных услуг, скорость доставки – все это нужно учитывать во время принятия решения о сотрудничестве. Упростить обмен данными с оператором помогут такие учетные системы, как «ЕКАМ».