Стоит ли переводить продуктовый магазин в формат самообслуживания?
В небольших городах поход в супермаркет стал одной из форм времяпровождения. Преимущественно в них осуществляется покупка необходимых вещей и продуктов. В последние годы это привело к массовому закрытию магазинов «у дома», которые не выдержали конкуренции. Частично это связано с нежеланием собственников переводить покупателей на самообслуживание. Способно ли изменение формата магазина вдохнуть в него новую жизнь нужно разбираться более подробно.
Какие магазины можно перевести на самообслуживание?
Опыт компаний, специализирующихся на консалтинге магазинов самообслуживания, свидетельствует, что переводить на этот формат можно торговые точки с общей площадью от 50 кв. метров. Дополнительным ограничением является форма и полезная площадь торгового зала: под выкладку товара должно быть выделено минимум 30-35 кв.м. в рамках одной просторной комнаты.
Под формат самообслуживания хорошо подходят продолговатые помещения
Стены компактного торгового зала должны быть приспособлены для размещения вдоль них полок и стеллажей максимальной длины. В маленьких магазинах, решивших перейти на формат самообслуживания, может возникнуть проблема с установкой торгового оборудования стандартных размеров. Поэтому перед переформатированием помещения желательно спланировать схему полок и холодильников, а также проверить наличие подходящих моделей в продаже.
Обновление формата магазина обойдется собственникам в 300 дол/кв.м. Данная сумма учитывает покупку полного набора нового оборудования: стеллажей, холодильников, касс, системы видеонаблюдения и др. Реальные расходы окажутся ниже из-за частичного использования подходящей техники и мебели со старого магазина.
К онлайн-кассам подключается оборудование для автоматизации торговли
Максимально увеличить выручку с помощью самообслуживания смогут торговые точки с частыми очередями. Установив POS-терминал с онлайн-кассой и программой для автоматизации торговли, они смогут в разы ускорить обслуживание клиентов, а значит увеличить их лояльность.
Этапы перевода магазина в новый формат
Одного желания перевести на формат самообслуживания околодомовой магазин мало. Переоборудование стоит денег, поэтому предварительно необходимо учесть затраты на инженерные перестройки, новое оборудование, пополнение ассортимента и прочее.
Ориентировочная схема технологичных зон магазина самообслуживания
Для этого следует ознакомиться с этапами внедрения магазина самообслуживания и проанализировать возможность их осуществления.
- Составление план-схемы помещения с обозначением всех технологических зон.
- Анализ потребности в новом оборудовании, подсчет его стоимости. Планирование способа автоматизации торговли.
- Прогнозирование обновленного ассортимента по группам товаров и расчет денежных средств, требуемых для заполнения освободившегося торгового пространства.
- Прогнозирование роста продаж с учетом финансовых возможностей покупателей.
- Определение потребности в персонале.
- Планирование способов противодействия воровству.
- Изготовление дизайн-проекта и схемы расположения конкретных моделей техники.
- Закупка торгового и кассового оборудования, его установка.
- Обучение персонала работе в новом формате.
- Отработка основных процессов, тестирование работы персонала тайными покупателями.
Перед переводом магазина в формат самообслуживания необходимо несколько раз подумать, потому что окупаемость таких инвестиции составит 1-2 года.
Плюсы магазина самообслуживания
Традиционная «прилавочная» форма магазина является эффективной лишь для малых помещений и торговых точек с низкой проходимостью. Она требует минимум вложений для открытия торгового бизнеса, но затем может оказаться неконкурентоспособной.
Рекомендуемый выход – перевод магазина в формат покупательского самообслуживания, что позволит увеличить прибыль за счет таких преимуществ:
- Увеличение количества товарных позиций при расширении площади выкладки на 30-60%. Размещенные посреди зала стеллажи начинают генерировать дополнительную выручку, повышая рентабельность торговли.
- Рост товарооборота. Переформатирование магазина позволяет увеличить товарооборот точки в среднем на 40% за счет импульсивных покупок. Это реальный показатель, выведенный на опыте российских предпринимателей. В ряде случаев достигается рост выручки в 100-200%.
- Снижение времени ожидания в очереди в 3 раза. Это достигается за счет совмещения онлайн-касс и программного обеспечения для автоматизации торговли. В единый функциональный блок объединяются прилавок, весы, кассовый аппарат и система бухгалтерского учета.
- Экономия на персонале. Объединение торговых отделов в один зал позволяет отказаться от нескольких продавцов в пользу одного-двух кассовых терминалов.
- Снижение зависимости уровня продаж от квалификации продавцов и их навыков.
- Отсутствие психологических барьеров при выборе товара.
- Магазинам самообслуживания легче договориться с поставщиками оборудования об отсрочке и предоставлении бесплатных услуг мерчендайзинга хотя бы на короткий период.
При переформатировании магазина особое внимание следует уделять автоматизации торговли с помощью специализированных программ.
Анализ структуры временных затрат в магазине самообслуживания
Их интеграция с онлайн-кассой упрощается анализ продаж и позволяет удаленно управлять бизнесом. Объединение складского, бухгалтерского и налогового учета в одной онлайн-кассе значительно экономит время на формирование отчетов и снижает в них количество ошибок.
Минусы самообслуживания
Конечной целью переформатирования магазина под самообслуживание является рост прибыли собственников. Но недостаточное внимание к мелочам в процессе перехода на новый формат может нивелировать все плюсы и обернуться убытками.
Для предупреждения такого сценария необходимо знать обо всех недостатках магазинов самообслуживания:
- Высокий уровень расходов в переоборудование магазина без гарантий значительного увеличения продаж. Выручка может увеличиться и на 20%, и на 100%, поэтому спланировать сроки окупаемости вложений довольно сложно.
- Воровство. Количество людей, способных украсть товар в магазине, гораздо больше, чем может показаться добропорядочным гражданам. Поэтому без системы охраны и слежения воровство способно «съесть» всю прибыль. Причем красть могут сами сотрудники магазина.
- Неуниверсальность. Даже в крупных супермаркетах для продаж развесного мяса, кондитерских изделий, рыбы существует дополнительный персонал. Поэтому собственникам магазинов самообслуживания приходится выбирать между сокращением ассортимента и расходами на продавца-консультанта торгового зала.
- Вероятность не выдержать конкуренцию. Если после переформатирования магазина рядом откроется большой супермаркет, то есть вероятность не окупить вложенные деньги. Этого недостатка лишены только торговые точки, вокруг которых просто нет места для открытия серьезных конкурентов.
- Снижения количества постоянных покупателей, которые в «прилавочных» магазинах идут за советом к конкретному продавцу.
Важным фактором в начале работы магазина самообслуживания является переобучение старых сотрудников.
Новый формат предполагает более вежливое и услужливое отношение к клиентам, которым уже не продают товар, а помогают его выбрать. Целесообразней в ряде случаев нанять опытных сотрудников со стороны, чем переобучать старый персонал.
Показатели эффективности перевода в формат самообслуживания
При расчете предполагаемой эффективности внедрения самообслуживания учитывают экономические, технологические и социальные показатели.
Программа для розничной торговли – инструмент контроля для руководителя
К экономическим относятся:
- Товарооборот магазина общий, на единицу площади, на одного работника.
- Необходимый объем увеличения оборотных средств.
- Численность сотрудников.
- Процент неконтролируемых потерь.
- Изменение затрат на персонал.
- Срок окупаемости инвестиций.
Технологические критерии оценки эффективности:
- Отношение торговой площади магазина к общей.
- Число позиций ассортимента.
- Емкость оборудования.
- Процент площадей технологических зон.
Социальные показатели эффективности:
- Время на совершение стандартной покупки.
- Лояльность к клиентам и отзывчивость персонала.
- Процент посетителей, совершивших покупку.
- Время ожидания в очереди.
Теоретически все перечисленные показатели при переформатировании магазина должны улучшаться, что гарантирует окупаемость инвестиций за 1-2 года. Далее представлены некоторые усредненные показатели, демонстрирующие особенности перехода на формат самообслуживания:
- рост товарооборота – 40%;
- увеличение представленных товарных позиций – 40%;
- повышение расходов на персонал – 15-20%;
- финансовые вложения в оборудование – 200-250%;
- рост неконтролируемых потерь (воровство, забывчивость покупателей) – 1-5%;
- увеличение прибыли – 50%.
Важным фактором успеха переформатирования магазина является автоматизация торговли на кассовом узле. Рекомендуется купить онлайн-кассу со специально разработанным ПО, которое позволяет вести учет продаж, формировать отчеты и вовремя заказывать распроданные товарные позиции. Кроме того, оно имеет встроенные инструменты для анализа реализованных товарных категорий.
Оборудование для автоматизации торговли окупается за несколько месяцев
Принимая решение о переводе магазина в формат самообслуживания, необходимо понимать, что этот процесс потребует не только финансовых затрат. Переформатирование поставит перед собственниками множество организационных и кадровых вопросов, без решения которых денежные вливания могут оказать бессмысленными. Однако настойчивость и трудолюбие на первых этапах обернется ростом прибыли в 1,5-2 раза через несколько месяцев.