Рынок бумажных книг хотя и сжимается под напором цифровых изданий, но не утрачивает своей актуальности. На детскую, профессиональную литературу спрос есть практически всегда. Одним из методов повышения рентабельности этого бизнеса является автоматизация книжного магазина. Она упрощает операционные процессы для продавцов и делает работу руководителей более эффективной.
Особенности книжной торговли
Желание выжить заставило книжные магазины искать перспективные ниши и активно работать с ассортиментом. Как оказывается, этот бизнес имеет свои секреты, которые позволяют прибыльно работать и даже развивать сети стационарных розничных точек.
Книжные магазины занимают большую площадь, поэтому часто размещаются на 2-3 этажах ТРЦ
К особенностям работы книжного магазина относят:
- Книжные магазины прибыльно работают только в местах скопления целевой аудитории и в помещениях с высокой проходимостью: около детских комнат, метро, фудкортов, в ВУЗах, крупных торговых центрах и т.д.
- Параллельно с книгами магазины продают разнообразную сопутствующую продукцию: настольные игры, подарочные открытки, канцтовары.
- Книжные магазины обычно занимают определенную тематическую нишу: детская, классическая, профессиональная литература. Хотя в торговой точке в незначительном количестве могут продавать и неспецифические для неё бестселлеры.
- Обязательное проведение промо-мероприятий: встреч с писателями, интересными людьми, мастер-классов для детей.
- Необходимость совмещение стационарной розницы с интернет-торговли. Ведь большие временные затраты на выбор книг заставляют многих людей осуществлять это дома за компьютером.
Автоматизация книжного магазина должна проводиться с оглядкой на перечисленные особенности их работы. Программы и оборудование должны поддерживать торговлю и учет различного ассортимента и предусматривать возможность продаж на нескольких маркетплейсах.
Что позволяет делать автоматизация книжного магазина?
Проведение автоматизации книжного магазина должно быть оправдано, прежде всего, экономически.
Основной проблемой этого бизнеса является большой ассортимент и необходимость его систематизации. Кроме того, автоматизация должна комплексно решать вопрос увеличения клиентского потока и повышения лояльности покупателей.
Программ для автоматизации представляет собой многофункциональный инструмент
Эти проблемы преодолеваются при помощи дополнительного функционала, который предоставляют программы для автоматизации книжного магазина. К возможностям таких приложений относят:
- Ведение базы клиентов с помощью встроенной CRM-системы. Менеджер магазина всегда может посмотреть предыдущие покупки и предпочтения покупателя, предложив ему что-либо из новинок.
- Поддержка дисконтных карт. Накопительные скидки, акции и система лояльности способны удержать клиента, но они требуют соответствующих программных возможностей.
- Ведение каталогов книг по наименованию, автору, изданию и прочим параметрам. Программы автоматизации книжного магазина должны поддерживать возможность добавления произвольных номенклатурных характеристик продукции.
- Возможность выгрузки каталогов в базу интернет-магазина.
- Ведение учета продаж в стационарной торговой точке и интернет-магазине в одной программе с единой базой.
- Возможность резервирования книг.
- Автоматический расчет наценки в зависимости от группы товаров. Для книг, игр, канцелярии можно устанавливать различный процент прибыли.
- Интеграция в рамках единого программно-аппаратного комплекса техники, товарного и бухгалтерского учета.
- Инвентаризация книг с распечаткой все необходимой документации.
- Аналитические инструменты по работе с ассортиментом: проведение ABC-анализа, расчет показателей товарооборота по группам товаров, продавцам и прочим фильтрам.
- Планирование пополнения запасов на основании ассортимента проданных за определенный период книг.
- Формирование управленческой отчетности, удобный расчет финансовых показателей прибыльности, рентабельности оборотных средств и прочих.
- Удаленный доступ к базе книжного магазина через интернет, возможность подключение облачных сервисов.
- Поддержка оформления любых складских операций в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.
- Объединение учета сразу в нескольких розничных точках.
Удаленный анализ продаж в магазине – мечта каждого руководителя
Особенности ассортимента книжного магазина могут потребовать дополнительной глубокой настройки программ автоматизации. Такой функционал предлагает компания ЕКАМ. Её программы для учета товаров можно настраивать за счет открытого API, максимально подстраивая под потребности конкретного книжного магазина.
Преимущества автоматизации книжного магазина
При автоматизации книжного магазина главным преимуществом является рост прибыльности бизнеса. Но эта конечная цель достигается путем активной работы с функционалом соответствующих программ. Поэтому важно понимать, какие операционные и экономические выгоды позволяют в итоге получить увеличение количества клиентов и рост продаж.
Операционные выгоды
- Снижение времени на проведение инвентаризаций.
- Простота составления заказов поставщику на основании остатков и прошлых продаж. Это снижает затаренность и позволяет более эффективно использовать оборотные средства.
- За счет применения сканера штрихкодов возрастает скорость приемки новых книг.
- Объединение продаж по всей сети в единой базе позволяет перераспределять остатки и делать консолидированные заказы.
- Четкий учет продаж продавцами, при котором виден каждый чек.
- В долгосрочной перспективе программы позволяют учитывать сезонные колебания для коррекции ассортимента.
- Быстрое составление актуальных отчётных форм снижает налоговые риски.
- Уменьшение технических ошибок и пересортицы за счет учета каждой книги по штрихкоду.
- Возможность удаленно контролировать бизнес расширяет возможности руководителя.
Экономические преимущества
- Исключение воровства и мошенничества с товаром со стороны персонала.
- Контроль над скидками, которые делают продавцы.
- Аналитические инструменты рассчитывают процент прибыли, приносимый каждым продавцом. Это позволяет изучить работу лучших сотрудников и передать их опыт остальным.
- Учет заказов на сайте и в магазине в одной программе позволяет экономить на персонале.
- Технологичный магазин более привлекателен для клиентов, а значит, имеет большую выручку.
- Удобное обслуживание программ лояльности позволяет магазину книг удерживать постоянных покупателей, которые составляют значительную долю клиентов.
- ABC-анализ позволяет перераспределять оборотные средства на более прибыльные группы товаров.
- Уменьшение канцелярских расходов.
- Возможность учета продаж по нескольким системам налогообложения в одной программе позволяет минимизировать бюджетные платежи.
Перечисленные преимущества автоматизации не являются исчерпывающими. Программа для учета товаров ЕКАМ обеспечивает собственнику книжного магазина и множество более мелких выгод.
ABC- и XYZ-анализ помогают распределить оборотные средства между группами ассортимента
На внедрение автоматизации и настройку затрачивается несколько недель, а окупаются вложения в технику и ПО уже за первый год их использования. Поэтому приобретение программы учета ЕКАМ является целесообразным и необходимым для развития розничного книжного бизнеса.
Оборудование для проведения автоматизации книжного магазина
Для автоматизации книжного магазина хватит минимального набора кассового и складского оборудования.
Программы для автоматизации ЕКАМ устанавливаются на любую технику
Предпринимателям понадобится следующая техника:
- Онлайн-касса с ноутбуком или планшетом. Рекомендуется приобретение уже готовых комплектов ККТ с установленной программой для учета товаров ЕКАМ.
- Сканер штрихкодов для продажи книг и их приемки.
- Эквайринговый терминал.
- Денежный ящик.
Для автоматизации книжного магазина обязательно необходимо приобрести приложение для розничной торговли. Одним из лидеров по разработке таких решений является компания ЕКАМ. Она сможет предложить необходимое оборудование, ПО к нему, а также проведет все работы по автоматизации торговой точки. Кроме того, ЕКАМ имеет офисы в регионах и предоставляет постоянную консультационную и техническую поддержку своим клиентам.
Автоматизация книжного магазина крайне необходима для этого бизнеса. Без технического переоснащения невозможно долго выдерживать конкуренцию и эффективно управлять двумя и более торговыми точками. Поэтому продавцы книг уже сейчас должны заняться подбором соответствующей техники и ПО.