Артикул товара в рознице: как создаётся, где применяется, зачем нужен
Рано или поздно активно развивающийся торговый бизнес потребует внедрения внутренней маркировки товаров. Ведь без использования уникальных кодов точный складской учет становится практическим невозможным. Поэтому важно присваивать каждому товару артикул. Далее мы разберем, как создать артикул товара и каким образом он упрощает ведение бизнеса.
Артикул товара: общее понятие
Артикул – это систематизированный набор символов, который используется для идентификации моделей товаров и облегчающий работу с ними. Обычно он включает комбинацию букв, цифр и спецсимволов.
Артикулы повсеместно используются в интернет-магазинах для каталогизации ассортимента и являются неотъемлемым элементом любой товарной карточки.
6-значный артикул товара на Вайлдберриз
Универсального формата, который бы обязывал составлять артикул по определенному алгоритму, не существует. Каждый предприниматель может использовать собственную кодировку и набор символов.
Примерами артикулов являются:
- 0587411;
- NKКАMUS9W;
- RU-T-W-XL-EWS.
То есть одна и та же модель телефона может иметь различную внутреннюю кодировку в разных интернет-магазинах.
Целей использования артикулов много, но основные – это идентификация товаров и оптимизация их учета. Благодаря этому, например, по кодировке, нанесенной снаружи обувной коробки, можно легко определить размер и цвет находящихся внутри туфлей.
Зачем формировать собственные артикулы?
Зачем же нужны дополнительные кодировки товара и почему нельзя обойтись одним наименованием модели?
1. Идентификация продукции. К этому предприниматели приходят самостоятельно при расширении ассортимента. Со временем появляется необходимость точного складской учета разных размеров или цветов изделий, имеющих одинаковое наименование. Без уникальных идентификаторов делать это становится все сложнее. В тоже время, не составляет проблемы найти товар по уникальному артикулу, который учитывает все характеристики товара. В магазинах код можно указывать и рядом с обязательной информацией на ценнике.
2. Ускорение доставки. При наличии на товаре артикула комплектовщики склада гораздо быстрее его найдут и отправят посылку. Кроме того, снижается вероятность отправки изделия не того размера или цвета.
3. Автоматический учет товаров. При совмещении артикулов со штрихкодами значительно ускоряются процессы идентификации товаров и их инвентаризация. Отсканировав упаковку и нажав пару кнопок, комплектовщик будет уверен, что выбрал правильный товар. К тому же отгрузка автоматически проведётся в бухгалтерской программе.
4. Повышения скорости обслуживания покупателей. При обращении в колл-центр интернет-магазина клиенты часто интересуются характеристиками или наличием определенного товара. Чтобы оператор службы поддержки мог быстро найти информацию о нем, как раз и пригодится артикул.
5. Отслеживание остатков на складе. Проверять наличие товара по артикулу достаточно удобно. Это помогает вовремя отслеживать снижение остатков определенных позиций на складе и своевременно их дозаказывать. Для целей мониторинга товарных запасов в интернет-магазине и в рознице рекомендуем использовать программу ЕКАМ, которая упрощает все логистические процедуры.
Учет артикулов списанных со склада товаров
6. Формирование актуальных рекламных предложений. При торговле расходной продукцией (корма для животных, средства гигиены и прочие) важно периодически предлагать клиенту купить ранее приобретенные вещи. Для отслеживания точных параметров предыдущей покупки как раз и используются артикулы товаров в каталоге.
7. Упрощение построения омниканальной системы. Если продажи товаров осуществляются через множество интернет-каналов одновременно, то артикул является удобным идентификатором, который поможет объединить учет и скоординировать маркетинговые мероприятия.
Поиск товара по артикулу – очень удобная функция. Поэтому даже начинающие предприниматели, пользующиеся складом и программами для учета, получат от неё выгоды.
Правила, как правильно создать артикул товара
Перед тем, как создать артикул товара, следует ознакомиться со следующими правилами:
1. Используйте одновременно буквы и цифры. Если длинный артикул будет состоять исключительно из цифр, то его можно будет принять за код EAN, UPC или другой подобный.
2. Длина артикула должна быть не менее 6 символов, иначе его можно будет перепутать с ценой, весом или другими характеристиками товара. Оптимальный вариант – 6-8 цифр или букв. Именно такая длина общепринята в большинстве интернет-магазинов.
3. Для описания каждой характеристики используйте минимальное количество символов, но не более 3. Например, черный цвет можно обозначить BL, а мужскую принадлежность кроссовок – M (сокращенно от male).
Старайтесь не использовать в артикулах ноль в качестве первого символа
4. Соблюдайте грамматическую логику. Например, механические устройства обозначайте буквой М, а электронные – буквой Е.
5. Исключите пробелы, которые запутывают людей и часто приводят к ошибкам при обработке артикулов компьютерными программами. При необходимости разграничить отдельные характеристики пользуйтесь дефисом.
6. Избегайте специальных символов. Многим людям знаки @#$ трудно передать словами, что делает артикулы неудобными для клиентов. Кроме того, такие символы могут быть неправильно интерпретируемы программами.
7. Исключите символы, которые можно перепутать друг с другом: например, буквы l и O похожи на цифры 1 и 0. Программа в них не ошибется, но при общении с клиентами могут возникнуть недоразумения.
8. Всегда используйте в артикулах только заглавные буквы.
9. Применяйте шрифты семейства Monospace и Serif, которые имеют «насечки» на символах и позволяют лучше отличать их друг от друга.
10. Обеспечьте параллельный учет двух видов артикулов: собственного и артикула поставщика. При этом оба значения должны быть уникальными и прочно связаны между собой.
11. Создайте отдельный порядок формирования артикула и ознакомьте с ним всех сотрудников. Также обозначения отдельных шифров могут быть опубликованы на сайте интернет-магазина.
12. Используйте только латинский алфавит. Кириллица может сбить с толку как потребителей, так и программные алгоритмы.
В чем особенность артикулов SKU, EAN, UPC?
Довольно часто в интернете упоминается SKU-артикул товара на Вайлдберриз или на другом маркетплейсе. Кроме того, в торговой сфере активно используются аббревиатуры EAN и UPC относительно штрихкода или кодировки. Рассмотрим, что же обозначают все эти аббревиатуры.
Артикул товара SKU
Итак, SKU (Stock Keeping Unit) – это уникальный артикул, формируемый в целях логистики, складского учета и для внутреннего отслеживания товаров. Обычно он не затрагивает отношения с покупателем.
Артикулы SKU и EAN на упаковке
SKU, подобно стандартному артикулу, может включать элементы, обозначающие характеристики продукции, а может формироваться исключительно с логистической целью. Его основным отличием от всех других артикулов является полная уникальность. То есть не может быть двух коробок с обувью с одинаковым кодом даже при полном совпадении характеристик товара.
SKU может содержать цифры, буквы, символы, а также иметь уникальный штрихкод. Поиск товара по этому артикулу часто используют маркетплейсы при отгрузках со склада. Причем наносить SKU на коробку должен ещё продавец до его передачи на Вайлдберриз, Озон или другой компании.
Артикулы товара EAN и UPC
Артикулы EAN (European Article Number ) и UPC (Universal Product Code) чаще упоминаются как штрихкоды, и по своей сути являются их числовой интерпретацией. Они кодируют страну производства, производителя и другие характеристики товара. EAN всегда состоит из 13 цифр и используется преимущественно в Европе, а UPC – из 12 цифр и применяется в США. Но эти артикулы могут быть легализованы и в других странах, особенно в логистических целях.
Сравнение артикулов SKU, EAN и UPC
EAN и UPC сопровождаются штрихкодом для удобства их автоматического считывания. Оба эти артикула товара соответствуют требованиям GTIN (Global Trade Item Number) – международной системе маркировки продукции.
Как создавать артикулы: пошаговый алгоритм
Если вы решились упорядочить торговлю путем внедрения артикулов, то самое время рассмотреть пошаговый алгоритм их создания.
Шаг 1. Выбор оптимальной длины артикула
Как мы выяснили ранее, оптимальной длиной артикула является 6-12 символов, каждый из которых кодирует определенную характеристику товара. Например, компания Amazon использует 10-значный код. Если какая-либо характеристика имеет больше 10 вариаций, желательно кодировать её буквами.
При планировании длины кодировки важно учитывать возможности расширения ассортимента, чтобы в последующем не переделывать логику построения системы учета.
Виды артикулов товара можно конвертировать между собой
В ряде товарных категорий, например в электронике, артикул может быть больше 12 знаков. В таком случае нужно предусмотреть отдельный набор символов для соответствующих товаров и указывать его через дефис в конце стандартного кода.
Шаг 2. Определение ключевых характеристик
Длина артикула товара зависит, прежде всего, от количества характеристик, которые подлежат кодированию. Считается, что для описания одного свойства достаточно 1-2 символов. Но если характеристик немного, можно использовать и трехсимвольную кодировку.
Пример артикула телевизора
Наиболее часто кодируются следующие характеристики:
- Страна производства. Обычно эта характеристика кодируется двумя буквенными или тремя цифровыми символами в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1. Например, у России код RU и 643.
- Производитель. Здесь никаких правил нет, но желательно не использовать для кодирования модели артикул товара длиной более двух символов. Например, компанию Xiaomi можно обозначать XM, а Samsung – Sm.
- Категория товара. Для кодирования товарных групп и подгрупп желательно использовать буквенные обозначения, как более интуитивно понятные.
- Модель продукции. Часто для её кодирования используются первые 1-3 символа наименования товара.
- Гендерная принадлежность. Эта характеристика кодируется символами M (Male), W (Woman) и F (Female).
- Год изготовления. Для большинства товаров достаточно указывать в артикуле только последнюю цифру года.
- Материал изготовления. Например, ткани можно обозначать одной буквой: C (Cotton), S (Silk), L (leather) и так далее.
- Цвет. Длина кода этой характеристики зависит от разнообразия цветовой гаммы. Артикул цветов товара может быть закодирован так: YE (Yellow), BL (Black).
- Размер. Эта характеристика кодируется обычно либо двумя цифрами (для обуви) или буквами S, M, XL (для одежды).
В артикуле могут быть зашифрованы и любые другие характеристики.
Многие бухгалтерские программы имеют встроенный генератор артикулов товаров. Естественно, он требует тщательной настройки и наличия в системе всей необходимой информации.
Шаг 3. Создание шифров характеристик
Чтобы сотрудник склада мог однозначно определить, где артикул товара на упаковке, а где просто случайные номера, необходимо четко регламентировать алгоритм создания кодировки. Нельзя в одном случае обозначать черный цвет символами BLK, а в другом – BLС. Это только приведет к путанице. В таком случае лучше уж вообще продавать товар без артикула.
Избежать проблем можно, если создать таблицы шифров характеристик, например, как указано на рисунке ниже.
Такие шифры необходимо создать для всего ассортимента товаров, которые планируется отслеживать. Для несистематически реализуемой продукции можно использовать нерегламентируемые артикулы на основе наименования модели.
Шаг 4. Непосредственное создание артикулов
Теперь на основании таблицы шифров можно создать и сами артикулы. Важно определиться с последовательностью указания характеристик, чтобы сотрудники компании могли быстро расшифровывать тот или иной код.
Создавать артикулы можно либо в Excel, либо в специальном разработанной программе-генераторе.
Пример формирования артикула с учетом характеристик товара
Обрабатывать артикулы могут практически любые приложения. Для учета товаров в интернет-магазинах или на стационарной торговой точке мы рекомендуем использовать программу ЕКАМ. Это приложение легко интегрируется с другими российскими сервисами e-commerce и может значительно облегчить работу предпринимателя.