Обязательная маркировка молочной продукции: как рознице подготовиться к продаже молочки по-новому
Пальмовое масло, китайское сухое молоко, трансжиры - все это в скором времени должно уйти в прошлое. С середины будущего года в программу обязательной маркировки включат еще один социально значимый продукт - молочные изделия. В категории продуктов питания это первая ласточка, раньше маркировали только непродовольственные товары. Расскажем, что делать розничным магазинам в свете этих новостей.
Цели и задачи маркировки молочной продукции
При введении обязательной маркировки товаров правительство преследует несколько целей:
- повышение собираемости налогов. Это получится по техническим причинам: продать немаркированные молоко или сливки через кассовый аппарат не выйдет. Точнее, выйдет, но в систему мониторинга моментально попадут сведения о таких проделках, что будет караться серьезными штрафами согласно статье 14.15 кодекса об административных правонарушениях;
- снижение доли контрафактной продукции на молочном рынке. Согласно исследованиям Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Роскачества, процент контрафактной молочки в РФ зашкаливает. По разным оценкам, цифра может доходить до 50%. Только 72 образца молоко из 90 изученных соответствуют нормам качества. С творогом и сырами ситуация еще хуже. Введение обязательной маркировки должно защитить потребителя от низкокачественных товаров и откровенных подделок;
- улучшение конкурентной среды. Думаете, государство заботится лишь о себе и покупателях? А вот и нет: при работе над законом о маркировке будут учтены и интересы бизнес-сообщества. По задумке правительства, новые правила очистят рынок от черных продавцов, которые мешают всем. Они не платят налоги и сборы, а значит, имеют конкурентное преимущество в виде низких цен. С введением маркировки молока картина должна поменяться в лучшую сторону.
Справочно: одна из “фишек” программы обязательной маркировки - широкий общественный контроль со стороны конечных покупателей. Любой желающий может скачать на смартфон специальное приложение, позволяющее определять подлинность товаров. Сервис получил название “Честный знак”.
Пилотный проект и сроки маркировки молочной продукции
На самом деле молочную продукция маркируют уже сейчас. Для этого используется другая система - электронная ветеринарная сертификация “Меркурий”. С ее помощью путь товаров от поля до прилавка отслеживается посредством ветеринарных сертификатов. Обязательная маркировка выступает как альтернатива “Меркурию”, который изначально не нравился сельхозпроизводителям и продавцам по ряду причин.
Справочнно: к сожалению, надежды предпринимателей на отмену “Меркурия” и его заменой обязательной маркировкой молочки не оправдались. Пока системы будут работать совместно, практически дублируя друг друга. В правительстве решили подсластить пилюлю тем, что программы заработают совместно, возможно, через единый интерфейс.
Электронная ветеринарная сертификация “Меркурий”
Логично, что о переходе на обязательную маркировку молочки заговорили еще в 2018 году. В середине июля текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее введение обязательной маркировки молочных продуктов. Правда, с одной оговоркой: включить молочку в перечень маркируемых товаров должны были только после проведения пилотного проекта - с 1 июня 2020 года. Но это произошло чуть раньше: уже 25 сентября на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции был одобрен проект распоряжения правительства о внесении с 1 июня 2020 года в список товаров, подлежащих обязательной маркировке, молочной продукции. Об этом сообщает новостной портал РБК.
Документ был подписан Председателем Правительства 8 ноября. Таким образом, старт обязательной маркировки с 1 декабря 2020 года (именно в этот день молоко включат в перечень товаров, подлежащих маркировке) можно считать свершившимся фактом.
Эксперимент по маркировке молочной продукции
Сейчас полным ходом идет эксперимент, запущенный 15 июля 2019 года. В пилотном режиме в нем могут поучаствовать все желающие участники оборота молочной продукции. Уже сейчас к эксперименту присоединились производители (“Галактика”, Unilever, “Вакинское Агро”, “Шахунское молоко”) и розничные ритейлеры (“Лента”, “Магнит”, X5 Retail Group, Merto Cash&Carry и даже Ozon). Список постоянно пополняется, сейчас в нем уже более 30 участников.
Пилотный проект закончится 29 февраля 2020 года. В рамках эксперимента рабочая группа, состоящая из представителей контролирующих органов, предпринимателей и общественности, должны разработать методические рекомендации касательно технической стороны вопроса. Сюда входят:
- способ нанесения кодов маркировки на упаковку. Рассматриваются такие варианты, как печать на типографии, нанесение на упаковку или этикетку;
- варианты взаимодействия системы маркировки с программой учета - системой ветеринарной сертификации “Меркурий”;
- выбор средства идентификации (кода маркировки). Скорее всего выбор сделают в пользу двухмерного кода Data Matrix, положительно зарекомендовавшего себя при маркировке табака, одежды, обуви и других товаров.
Сроки перехода на обязательную маркировку молочки
Следующий этап, который наступит после окончания пилотного проекта - начало добровольной регистрации в системе обязательной маркировки. Это произойдет 1 марта 2020 года. С этой даты все участники оборота могут подавать сведения для подключения к системе обязательной маркировки. Регистрация бесплатна.
Последняя дата, после которой оборот немаркированной молочной продукции будет полностью прекращен - 1 декабря 2020 года. После этого продукцию без кодов продавать запрещено. Правда, могут дать какое-то время для распродажи немаркированных остатков, но с учетом специфики товара (короткие сроки годности и реализации) это вряд ли актуально.
Сведем все сроки в одно место. Итак, этапы перехода на маркировку:
- 15 июля 2019-29 февраля 2020 - пилотный проект по обязательной маркировке молочной продукции. За это время будут разработаны технические и методические рекомендации;
- 1 марта 2020-1 декабря 2020 - подключение к системе маркировки участников розничного оборота и производителей;
- 1 июня - внесение изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ № 2647 от 08.11.19);
- с 1 декабря 2020 - запрет производства и оборота немаркированной молочной продукции.
Какие молочные продукты будут маркировать
На самом деле перечень не ограничивается только молоком и распространяется на весь перечень молочных товаров. Здесь все - от пастеризованного молока до мороженого. Вот полный список категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке:
- молоко и сливки несгущенные код ВЭД 0401;
- молоко и сливки сгущенные, код ВЭД 0402;
- пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир, код ВЭД 0403;
- сыворотка, код ВЭД 0404;
- сливочное масло и прочие жиры, код ВЭД 0405;
- сыры и творог, код ВЭД 0406;
- мороженое и пищевой лед, код ВЭД 2105 00.
Структура кода Data Matrix
Как подготовиться к маркировке розничным продавцам
Окончательные рекомендации для участников оборота молочки появятся после проведения пилотного проекта. Но общая информация известна уже сейчас. Подход мало чем отличается от уже работающих маркировки табака, одежды и обуви, автомобильных шин и других изделий. Вот что нужно сделать поэтапно.
Получение электронной цифровой подписи
Первый шаг - получение усиленной квалифицированной электронной подписи - УКЭП. Оформить девайс можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством связи и коммуникаций. ИП могут заказать УКЭП в Многофункциональных центрах Госуслуг, а также на “Почте России”.
Оформить подпись можно лично или через законного представителя. Тогда к перечню документов прибавится нотариально оформленная доверенность. Подпись нужна для регистрации в системе “Честный знак”. Кроме самого девайса на рабочий компьютер понадобится установить программное обеспечение для работы с УКЭП - плагины и драйвера.
Справочно: если вы работаете с онлайн-кассами, значит, уже используете электронную цифровую подпись. Заказывать и оформлять новую в этом случае не нужно. Единственное, на что стоит обратить внимание - наличие действующего сертификата УКЭП.
Регистрация в системе “Честный знак”
“Честный знак” - оператор системы мониторинга маркированных товаров. Ее разработал Центр развития перспективных технологий - ЦРПТ.
Этапы регистрации:
- ввести данные о компании (ИНН/ITIN компании, адрес электронной почты для контактов, ФИО представителя компании, наименование компании, телефон, юридический адрес);
- установить на компьютер плагины и ПО для работы с ЭЦП;
- получить доступ к личному кабинету и войти в него под своими логином и паролем.
После регистрации потребуется интегрировать вашу товароучетную систему с личным кабинетом “Честного знака”. Это нужно для того, чтобы передавать в систему мониторинга данные о выбывших из оборота кодах маркировки.
Проверка готовности браузера перед регистрацией в системе “Честный знак”
Замена прошивки онлайн-кассы
Это для тех, кто уже работает с контрольно-кассовым оборудованием. Предприниматели, только выходящие на рынок, приобретут новую ККТ с обновленным ПО и о версии прошивки можно не беспокоиться. Речь идет о формате фискальных данных - ФФД. Работу с кодами маркировки поддерживают только кассы, имеющие прошивку ФФД 1.05 и выше. Обновить программное обеспечение ККТ можно самостоятельно или обратившись в специализированную компанию.
Справочно: фискальные накопители, работающие в составе ККТ, также пока не научились работать с кодами маркировки. Однако их использование пока разрешается. Об этом сообщил заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России А.А. Сорокин. Но в этом случае передавать сведения о выбывших кодах придется вручную, используя личный кабинет “Честного знака”.
Покупка дополнительного оборудования
Вполне возможно, здесь тоже получится обойтись тем, что уже используется в продажах. Для работы с маркированными товарами обязательно наличие двух устройств:
- двухмерный сканер для считывания кодов Data Matrix. Простой 1D-сканер не подойдет - он умеет работать только со штрих-кодами и не способен считывать коды маркировки;
- принтер ценников и этикеток. Устройство понадобится для того, чтобы распечатывать коды маркировки. В некоторых случаях (возврат товара покупателем, распродажа немаркированных остатков) обязанность маркировать молочную продукцию будет возложена на розничных продавцов.
Подключение системы электронного документооборота
Для обмена информацией между участниками оборота будут использовать электронную среду. Для подключения к ней нежно выбрать подходящего оператора и заключить с ним договор. Актуальный список операторов ЭДО можно посмотреть на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Помимо системы ЭДО вам нужна современная товароучетная система, поддерживающая работу с маркированными товарами. Для этих целей вы можете использовать программу складского учета “ЕКАМ”. По всем вопросам касательно маркировки вы можете обратиться к нашим специалистам.
Подытожим
Новые законы можно хвалить или ругать, но следовать им обязаны все без исключения. Собираемость налогов, отсутствие теневых схем и контрафакта - основа экономики любого государства. Внесите свой посильный вклад - подключитесь к системе маркировки как можно быстрее. Удачи!