Понятие пересортицы знакомо каждому, кто связан с торговлей. Выявляется пересортица при инвентаризации товарных запасов. Причины её могут быть разными. В каких случаях возможно ее зачесть, как правильно оформить документы и составить сличительную ведомость. Эти вопросы подробно рассмотрим ниже.
Что такое пересортица товара
Пересортица товаров – это избыток одно вида товара при одновременном недостатке другого вида товара. При этом ТМЦ должны относится к одной категории. Например, по данным учета на остатках числятся 6 коробок риса Басмати и 4 риса Индика. При проведении инвентаризации выяснилось, что фактически есть 3 Басмати и 7 Индика. Наличие такой ситуации означает, что произошла пересортица.
Как возникает пересортица
По итогам инвентаризации выявлен излишек товаров одного сорта и недостаток другого. Почему такое происходит? Причин возникновения пересорта может быть несколько. К основным относятся:
- продукция была неправильно оприходована кладовщиком при поступлении;
- допущены ошибки при передаче товара со склада в торговый зал;
- недостаточный контроль над складским документооборотом;
- ошибочные действия кассира при отпуске товара покупателю;
- маркировка продукции произведена с нарушениями;
- халатные действия сотрудников.
Во всех оформляемых документах датой пересорта будет считаться день проведения инвентаризации и обнаружения ошибок. Установить реальную дату, когда товары перепутались, бывает сложно либо вовсе невозможно.
Как оформить пересортицу при инвентаризации
Во-первых, потребуется установить виновных сотрудников и получить от них объяснительные. Они оформляются в письменном виде и прикрепляются к протоколам инвентаризации. Если сотрудник признан виновным в возникновении путаницы товаров, сумма нанесенного ущерба возмещается им. Недостача удерживается из заработной платы либо вносится ответственным лицом в кассу организации.
Во-вторых, провести зачет пересортицы. Это возможно лишь при соблюдении определенных условий. Зачет может быть произведен только на основании приказа руководителя компании.
В-третьих, бухгалтер организации должен отразить выявленный факт пересорта в учете. Способов отражения несколько:
- пересортившиеся товары имеют одну цену, а значит общая сумма ТМЦ не изменилась. Тогда бухгалтер делает одну проводку. Производится зачет недостачи товара выявленными излишками.
- пересортившиеся товары имеют разную цену, при этом сумма излишка больше суммы недостачи. Тогда бухгалтер делает две проводки. Производится взаимозачет и разница относится на внереализационные доходы.
- пересортившиеся товары имеют разную цену, при этом сумма недостачи больше суммы излишка и виновные лица не установлены. Тогда бухгалтер делает четыре проводки. Производится взаимозачет, отражается оставшаяся сумма недостачи, на нее начисляется НДС. Производится списание недостающей суммы на внереализационные расходы.
- пересортившиеся товары имеют разную цену, при этом сумма недостачи больше суммы излишка и установлены виновные лица. Тогда бухгалтер делает пять проводок. Производится взаимозачет, отражается оставшаяся сумма недостачи, на нее начисляется НДС. Недостача списывается на виновного сотрудника и удерживается из его заработной платы.
В-четвертых, необходимо полученные в ходе инвентаризации результаты оформить документально. Данные о пересортице заносятся в сличительную ведомость. Помимо этого должен быть составлен акт о пересортице.
В каком случае можно зачесть пересорт
Отнесение излишков в счет недостатка не всегда возможно. Методические указания о проведении инвентаризации, утвержденные приказом Министерства финансов №49 от 13.06.95г. содержат исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается произвести взаимозачет пересорта. Согласно приказу, зачет пересортицы при проведении инвентаризации допускается когда:
- пересорт обнаружен за один и тот же проверяемый период
- за выявленный излишек и недостаток отвечает один сотрудник
- пересорт выявлен среди продукции одной категории в идентичном количестве
Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдается, производить зачет излишков и недостатков нельзя. В этом случае необходимо:
- произвести списание той продукции, по которой выявлена недостача
- произвести оприходование товара, по которому выявлены излишки
Объяснительная от ответственного лица
Лицами, материально-ответственными за возникновение пересортицы, могут быть признаны следующие сотрудники:
- кладовщик
- бухгалтер по товарам
- продавец-кассир
- заведующий складом
- грузчик
Сотрудник, признанный виновным в возникновении путаницы с товарами, обязан предоставить объяснительную записку. Это предусмотрено 193 статьей Трудового Кодекса России. Объяснение должно быть предоставлено ответственным лицом в течение двух рабочих дней. Документ оформляется в письменной виде на имя председателя инвентаризационной комиссии. Объяснительная относится к разряду кадровых документов. Она пишется в произвольной форме и от руки. Записка может быть составлена на фирменном бланке организации либо на обычном листе бумаги формата А4. Объяснительная должна содержать следующие данные:
- В шапке документа указывается кому предоставляется записка и от кого. При этом пишется не только ФИО, но и должность ответственного лица.
- Название указывается без кавычек и располагается по центру документа.
- В тексте объяснительной следует перечислить товары, по которым выявлена пересортица. Далее поясняется причина возникновения путаницы. Указываются принятые меры по недопущению подобных ситуаций в будущем. Ответственное лицо предлагает произвести взаимозачет выявленных излишек и недостатков товара.
- Ответственное лицо подтверждает достоверность изложенных в объяснительной сведений своей подписью. Также указывается дата составления документа.
Предложение и приказ о зачете пересортицы
Предложение о зачете пересортицы вносит председатель инвентаризационной комиссии. Предложение оформляется специальным документом. Его называют заключение о пересорте. Предложение передается на рассмотрение руководителю компании. Документ содержит следующие данные:
- сведения об инвентаризации;
- информация, по каким товарам и в каком количестве была обнаружена пересортица;
- причины возникновения путаницы в товарах, которые указаны в объяснительной записке.
Руководитель рассматривает внесенное предложение и принимает решение. Если решение положительное, от его имени выносится приказ о зачете пересортицы. В приказе должна содержаться следующая информация:
- дата проведения и номер приказа о проведении инвентаризации;
- количество выявленных излишков и недостатков товарно-материальных ценностей;
- причины возникновения пересорта;
- в случае выявления, данные о лицах, признанных виновными в возникновении пересортицы;
- распоряжение главному бухгалтеру произвести взаимозачет выявленных в ходе инвентаризации излишков и недостатков;
- меры административного воздействия на ответственных лиц.
Фиксация в сличительной ведомости
После составления приказа о зачете пересорта, заполняется сличительная ведомость. Она содержит информацию о выявленных излишках и недостачах ТМЦ. Она имеет законодательно утвержденную форму — ИНВ-19. Ведомость составляется в 2 экземплярах. Один хранится с бухгалтерскими документами. Другой отдается ответственному лицу. Сличительная ведомость утверждается руководителем организации. Допускается составление документа в напечатанном и в написанном виде.
ИНВ-19 состоит из трех листов. На первом указываются данные об организации и материально-ответственных лицах. На втором и третьем — сведения о товарах, учетное и фактическое количество которых различается. Данные о ТМЦ представлены в виде таблицы. В конце документа указываются итоговые суммы расхождений по количеству и стоимости товаров. Сличительную ведомость заполняет бухгалтер. Документ подписывается составителем и материально-ответственными лицами.
Заключение
При проведении инвентаризации может быть выявлена пересортица ТМЦ. Это происходит вследствие невнимательности ответственных лиц. Для правильного документального оформления пересорта необходимо: получить объяснение от виновных, сформировать предложение и приказ о зачете, зафиксировать результаты в сличительной ведомости.