Розничная торговля цветами не относится к видам бизнеса, которым можно начать заниматься без понимания их специфики. Желательно проработать в этой сфере минимум несколько месяцев, чтобы открытие цветочного магазина прошло успешно. Кроме того, заранее нужно узнать об основных подводных камнях при торговле цветами, чтобы не разбить о них бизнес в реальной жизни.
Стоит ли открывать цветочный магазин
Торговля цветами является одним из наиболее позитивных видов бизнеса, поэтому заниматься им приятно. Люди заходят в магазин преимущественно по радостному поводу, с деньгами и с конкретной целью. Задача продавца – лишь выяснить желания покупателей и усилить их положительные эмоции, продав красивый букет.
Спрос на цветы ограничен, поэтому конкурировать в этой сфере сложно
Открытие цветочного магазина в качестве первого бизнеса имеет целый ряд преимуществ:
- Цветочный бизнес непопулярен у начинающих предпринимателей, поэтому зачастую можно найти место для магазина с высоким спросом и низкой конкуренцией.
- Постоянство спроса за счет празднования дней рождений.
- Войти в бизнес можно практически с любым бюджетом.
- Требуется минимум площадей.
- Прогнозируемые пики продаж позволяют подойти к ним с соответствующими запасами.
- В цветочном магазине легко установить систему автоматизации торговли.
Особенности открытия цветочного магазина позволяют получить успешный бизнес всего за 2000-3000 тысячи долларов. Но все предпринимательские планы могут быть перечеркнуты определенными минусами, которые не были вовремя учтены.
Увядшие в магазине цветы выбрасываются в мусорный бак
К ним относят:
- Высокая конкуренция в местах с хорошей проходимостью и большой потенциальной прибылью.
- Потери товара сильно зависят от знаний и умений продавца. При значительных издержках придется увеличивать наценку, что может негативно сказаться на уровне продаж.
- После увядания цветов их зачастую не удается реализовать даже со скидкой.
- Необходимость в приобретении кондиционера и специального торгового оборудования.
- Требуются хорошие знания флористики и специфики ухода за цветами, иначе первые партии продукции могут стать последними.
- Присутствуют пики продаж, для успешного прохождения которых нужны дополнительные средства и рабочие ресурсы.
Окончательное решение об открытии цветочного магазина необходимо принимать с учетом всех перечисленных нюансов. Но даже при достаточных финансовых ресурсах не стоит начинать бизнес, если нет персонала, способного правильно обращаться с товаром.
Система налогообложения
При открытии цветочного магазина новоиспечённому предпринимателю стоит сразу определиться с системой налогообложения. Прогнозируя ожидаемый уровень доходов, нужно выбирать между патентом, ЕНВД и «упрощенкой».
При достаточно высокой прогнозируемой прибыли лучше сделать выбор в пользу ПСН, но следует помнить, что это режим ограничивает возможности по сотрудничеству с юридическими лицами. Поэтому в больших городах стоит рассмотреть УСН, которая позволяет привлекать корпоративных клиентов, окупая повышенные налоговые расходы.
Выбор формата цветочного магазина
В первую очередь, при открытии цветочного магазина необходимо определиться с его форматом. Всего различают четыре варианта:
- флористический бутик;
- цветочный павильон;
- интернет-магазин с доставкой;
- цветочный магазин.
Нюансы каждого из перечисленных форматов цветочного бизнеса следует рассмотреть более подробно.
Флористический бутик
Цветочный бутик является серьезным бизнесом, который стоит организовывать только в крупных городах с высокими доходами населения. Вложения в него потребуются в размере 50-80 тысяч долларов.
При открытии бутика следует учитывать следующие нюансы:
- помещение должно иметь презентабельный вид, чтобы иметь возможность проводить презентации;
- бутик должен работать на ОСНО или УСН, чтобы иметь возможность работать с корпоративными клиентами;
- работать в бутике должен высококвалифицированный персонал, включая дипломированных флористов и дизайнеров;
- открытие бутика требует предварительной проработки концепции, интерьера, маркетинговых исследований, чтобы спрогнозировать спрос и потенциальную прибыль;
- руководители магазина должны быть готовы к проведению выездных презентаций, участию в выставках;
- необходимо постоянно следить за свадебной модой и дизайнерскими новинками в оформлении букетов.
Добавочная стоимость в бутиках формируется преимущественно за счет дизайнерского оформления букетов, поэтому работать там должны настоящие профессионалы.
Цветочный магазин
Цветочный магазин отличается от небольшого павильона расположением, площадью и ассортиментом. Он может размещаться в помещении со средней проходимостью. Основной доход магазина обеспечивают покупатели, которые заранее знают о месте его расположения и примерном ассортименте. Поэтому открывают такой бизнес преимущественно в торговых центрах или отдельно стоящих киосках и зданиях.
В магазине цветов должно оставаться место для свободного прохода посетителей
Площадь торговой точки этого формата составляет 20-30 кв.м., что обусловлено довольно широким ассортиментом. Обычно в магазинах продают следующие товары:
- срезанные цветы;
- цветы в горшках;
- грунт;
- букеты;
- сувениры;
- горшки;
- сопутствующую продукцию.
Плюсом цветочного магазина является стабильный заработок, который обеспечивают постоянные клиенты и широкий ассортимент. На открытие такого бизнеса потребуются вложения от 5000 долларов и выше.
Недостатком прикормленного магазина в ТРЦ является резкое падение выручки при появлении вблизи конкурентов. С целью удержания клиентов в таких случаях рекомендуется использовать систему дисконтных карт. Сделать это довольно просто с помощью автоматизации торговли и программы для учета товаров компании ЕКАМ. Приложение позволит легко вести клиентскую базу, анализировать продажи и отслеживать эффективность проводимых рекламных мероприятий.
Цветочный киоск или павильон
Маленькие цветочные павильоны могут быть прибыльными только в местах большого скопления людей, поэтому их организовывают зачастую около выходов метро, на автобусных остановках или рынках. Преимуществом таких торговых точек является неприхотливость клиентов к оборудованию и внешнему виду магазина, что заметно сказывается на стоимости первоначальных инвестиций в открытие бизнеса.
При хорошей проходимости больше возможностей продать залежавшийся товар
Обычно павильоны представляют собой небольшие помещения площадью 2-5 кв.м., торгующие срезанными цветами и небольшим количеством букетов. Их ассортимент редко превышает 15-20 позиций. Такой формат цветочного магазина подойдет начинающим предпринимателям с минимальным бюджетом.
Интернет-магазин
Многие пиццерии и магазины суши уже давно освоили интернет-сегмент и активно занимаются продажами без открытия торговых залов. Главным преимуществом такого формата является отсутствие в необходимости съема помещения и оплате аренды. Цветы можно хранить у себя дома, а рекламировать бизнес бесплатно в региональных социальных сетях.
Организовать интернет-магазин цветов можно и в небольшом городе
Первые продажи можно попробовать организовать без оформления себя предпринимателем. И только при достаточном спросе на товар можно начать оформлять все необходимые документы.
Целесообразной будет организация сайта и в качестве дополнительного канала продаж при открытии стационарного магазина. Это позволит расширить охват рекламой целевой аудитории, ускорив раскрутку торговой точки. Затрат такая схема не требует, а продажи помогут принести дополнительную прибыль.
Правильный ассортимент – залог успеха
Основой любого цветочного бизнеса являются розы, которые должны быть представлены в максимально широком ассортименте. Один человек хочет сделать символический подарок и ищет недорогие цветы, а другой хочет произвести впечатление и покупает букет из длинных красивых роз. Поэтому даже павильон у метро должен предоставить клиенту выбор из этих вариантов.
Продаж роз в магазинах цветов составляет основную прибыль
Часто ассортимент маленьких киосков в проходных местах ограничивается розами и некоторыми другими сезонными цветами – тюльпанами, гвоздиками, хризантемами, полевыми букетами. Их срок хранения редко превышает 20 дней, поэтому застоявшиеся позиции нужно активно предлагать покупателям.
В цветочном же магазине и при продаже через сайты ассортимент следует расширить за счет живых цветов и сопутствующей декоративной и сувенирной продукции. В таких форматах также должно быть представлено больше готовых букетов. Кроме того, ассортимент можно расширить герберами, крашенными цветами и декоративной зеленью.
Распределять оборотные средства между различными категориями продукции в цветочном магазине можно, анализируя продажи в программе для учета товаров. Она позволяет определить наиболее прибыльные позиции ассортимента и направить на них большую часть свободных средств.
В бутиках должен быть представлен максимально возможный ассортимент цветов и элементов декора, достаточный для составления цветочных композиций по последнему слову моды. Это могут быть букеты в деревянном ящике, шляпной коробке, альстромерия, эвкалипт, гортензии, пионы, пионовидные розы, ягоды.
Букеты альстромерии имеют солидный и презентабельный вид
Развивать ассортимент цветов нужно постепенно, ориентируясь на спрос покупателей в конкретном районе и формат магазина. Тогда рентабельность вложенных средств будет максимальной. Но в небольших городах часто приходится покупать лишь то, что предлагают оптовые поставщики.
Формирование ценовой политики
Формировать ценовую политику при открытии цветочного магазина довольно сложно. Связано это с большим разбросом торговой наценки на разные категории товаров. На розы, гвоздики, хризантемы и прочие живые цветы наценка может составлять 100-300%. Столь большая маржа связана с необходимостью покрытия убытков от увядания нереализованной продукции.
При открытии цветочного павильона в метро или на остановке ориентироваться при ценообразовании придется, прежде всего, на близлежащих конкурентов.
Цена букета может быть ниже за счет использования в нем нескольких увядающих цветков
В магазине цветов на наценку будет влиять размер арендной платы. В топовых ТРЦ она может быть на 100% выше, чем в небольших районных павильонах.
На наценку в цветочных бутиках сильно влияет объем дизайнерской работы. Иногда себестоимость материалов составляет всего 10-20% от цены букета, поэтому в этой сфере всё диктует уровень спроса и маркетинговые умения собственника бизнеса.
При торговле цветами очень важны постоянные клиенты, которые вряд ли появятся при ценах выше, чем у конкурентов. Поэтому при составлении бизнес-плана ориентироваться следует на стоимость аналогичной продукции в расположенных вблизи магазинах.
Оборудование для цветочного магазина
При планировании цветочного бизнеса предприниматели часто неправильно оценивают стоимость оборудования, полагая, что будет достаточно стеллажей и обычного кондиционера. Свежесрезанные цветы лучше всего хранятся при температуре +5 °С, поэтому они требуют специальных холодильников.
Стандартный набор оборудования для цветочного магазина включает:
- Холодильный бокс для хранения запасов.
- Торгово-выставочное оборудование: столы, полки, стеллажи, горки и т.д.
- Фитолампы для живых растений.
- Кондиционер.
- Онлайн-касса с программой для учета товара.
При открытии цветочного магазина с нуля стоимость полного комплекта оборудования составит от 150 тыс. рублей. Причем основную сумму придется потратить на холодильные установки
Рекламная кампания
При открытии цветочного павильона в проходном месте реклама не нужна, но для нового магазина в ТРЦ она уже необходима. Так как цветы – это товар не ежедневного потребления, то важно, чтобы люди заранее узнали о появлении торговой точки. Для цветочного бизнеса лучшим вариантом будет внешняя реклама в виде бигбордов, ситилайтов, вывесок. Не лишним будет установка указателя в сторону магазина в проходных местах и на остановках.
При открытии магазина в спальных районах можно заказать рекламу на инфодосках у подъездов или организовать доставку флаеров в дверь каждой квартиры. Аналогичные методы можно использовать и в деловых районах: раздача визиток в близлежащих офисах поможет сразу сформировать начальный спрос.
Большие цветочные магазины и бутики могут предоставлять своим клиентам более дорогую рекламную продукцию: навесные календари, фирменные вазы, настенные часы и прочее. Такие расходы обязательно окупятся.
И не стоит забывать про социальные сети, как один из самых эффективных способов рекламы.
Важные нюансы
Существует ряд важных нюансов, которые нужно учитывать при открытии магазина цветов. Они касаются различных сфер, но могут стать преградами на пути к успеху.
Программа для учета товаров ЕКАМ позволяет торговать цветами одновременно в магазине и на сайте
Нюансы следующие:
- При осуществлении доставки цветов необходимо сразу договориться о соответствующих услугах с транспортной компанией, а при её отсутствии – с таксистами.
- Перед покупкой оборудования следует составить чертеж помещения, чтобы горки и стенды не забрали всё свободное место в магазине.
- Планировать закупки следует за 2-3 недели, чтобы поставщики могли пополнить свои запасы. Делать это удобно с помощью программы складского учета товаров.
- В ассортименте должен присутствовать товар-локомотив, который обеспечит основной доход и будет продаваться по приемлемой для покупателя цене.
- Ориентироваться лучше на российских поставщиков, способных обеспечивать стабильные поставки.
- При отсутствии опыта в цветочной сфере стоит присмотреться к цветочной франшизе.
- При наличии онлайн-кассы рекомендуется установить программу для розничной торговли, чтобы иметь возможность применения индивидуальных дисконтных карт.
- Всегда нужно быть готовым к уходу флориста из магазина, поэтому базу региональных специалистов следует формировать заранее.
- Цветочные магазины в ТРЦ целесообразно размещать около подарочных отделов.
Учет перечисленных нюансов поможет снизить риски неудачи при открытии магазина цветов.
При подробном рассмотрении, цветочный бизнес оказывается не таким простым, как кажется на первый взгляд. Основные риски связаны со сложностью подбора кадров и грамотной организацией продаж скоропортящегося товара. Но при решении этих вопросов торговля цветами может приносить не только высокие доходы, но и отличное настроение.