Отгрузка товара со склада интернет-магазина: правила, порядок и регламент
Ежедневно на складе интернет-магазина происходит множество трудоемких процессов. Все они должны выполняться в соответствии с требованиями регламента и законодательных актов. В сегодняшней статье рассмотрим нюансы, связанные с отгрузкой товара. Разберемся, как правильно делать, в каком порядке и какие потребуются документы.
Как проходит отгрузка: особенности процесса и взаимодействие участников
Отгрузка – процесс подготовки и отправки товаров перевозчику, в точку выдачи или лично в руки покупателю. Эти взаимоотношения регулируются статьями 223, 506 и 509 ГК РФ.
Процедура включает целый комплекс последовательных операций:
- проверка наличия товара на складе;
- обработка заявки покупателя;
- получение листа комплектации;
- отбор товарных позиций с места хранения;
- перемещение в зону комплектации;
- сборка и упаковка в тару;
- формирование и закладка в грузовые места;
- маркировка и пакетирование на поддонах;
- передача в погрузочную зону;
- загрузка транспорта;
- оформление документации.
Схема отгрузки продукции с применением системы автоматизации
Главная задача руководителя и сотрудников склада – организовать эффективную работу, которая обеспечит быстрое передвижение товаров. Все отгрузки должны осуществляться точно в срок. Срочные – в течение суток, несрочные – около 3-х дней. Конкретные временные рамки устанавливаются регламентом компании.
В ходе выполнения рабочих операций склад взаимодействует с другими участниками процесса:
- С перевозчиками. Обговаривается место, время и способ погрузки, формы документации по сдаче/приемке, сопровождение грузов, порядок предъявления претензий. Обсуждаются риски транспортировки и ответственность в случае потери, порчи или повреждения товара.
- С отделом продаж. Разрабатываются правила, регулирующие порядок обработки заказов покупателей.
- С покупателями. Согласовываются и уточняются инструкции по отгрузке.
Непосредственно на складе в отгрузке задействованы:
- логистическая служба. Определяет рабочие графики, состав бригад, технологии перемещения грузов;
- служба хранения. Разрабатывает схему отбора и комплектации;
- отдел контроля. Создает инструкции по контролю отгружаемого товара, определяет последовательность действий и правила документирования;
- отдел упаковки. Выбирает методы упаковки и типы тары.
В цепочке участвуют комплектовщики, товароведы, контролеры, упаковщики, грузчики, технологи и прочие специалисты.
Организация качественной отгрузки продукции – одна из самых ответственных логистических процедур в интернет-магазине. Она должна соответствовать заказу: по качеству, количеству, комплектации и ожиданиям покупателя.
Перемещение ТМЦ на складе интернет-магазина
Любые нарушения в регламенте или полное отсутствие правил часто приводят к пересорту, недостаче, повреждениям груза. Это чревато претензиями со стороны клиентов, негативными отзывами, возвратами. Как результат – испорченная репутация и потеря доверия аудитории.
Виды отгрузки
На практике используется несколько разновидностей отгрузки продукции:
- помарочная;
- по коду маркировки с объединением в палеты или короба;
- по блокам и монокоробам.
Большинство розничных интернет-магазинов отгружает товар помарочно, сканируя штрих-коды на каждом товарном наименовании. Это могут быть внутренние и срочные операции, отгрузки по утвержденным графикам.
Для ускорения и оптимизации процесса применяется оргтехника, машины, оборудование и приборы. Быстрее обрабатывать заказы и оптимизировать складской учет помогает специализированное программное обеспечение. Такое, как товароучетная система «ЕКАМ».
В ней доступно много полезных функций:
- внесение данных о товарах: характеристик, описания, цен, остатков и так далее;
- автоматическая выгрузка информации на сайт интернет-магазина;
- отслеживание фактических и зарезервированных остатков;
- создание заказов поставщикам;
- ведение истории закупочных цен;
- учет оприходований, списаний, перемещений товара;
- оформление приемки.
Складской учет в «ЕКАМ»
С помощью программы можно автоматизировать основные бизнес-процессы, объединить данные в общей информационной структуре, построить эффективную систему комплексного управления: продажами, заказами, складскими операциями, финансами. Такой подход улучшит организацию и благоприятно скажется на показателях прибыли компании.
Порядок и правила процедуры
Процедура отгрузки на складе выполняется по заранее установленному регламенту. Каждая компания разрабатывает его самостоятельно с учетом особенностей ниши, специфики товара и доступных складских площадей.
Существуют и единые правила, обязательные для всех:
- строго соблюдать инструкции по упаковке, затариванию, маркировке и опломбированию мест;
- фиксировать точное количество отгруженных изделий (вес, число мест, пачек, связок, мешков);
- вкладывать упаковочный ярлык с наименованием и количеством продукции;
- грамотно оформлять документы, подтверждающие комплектность и качество груза, предъявлять их покупателю;
- составлять и своевременно отправлять получателю отгрузочную и расчетную документацию с данными о фактически отгруженном товаре;
- систематически контролировать работу всех участников процесса;
- отвечать за порчу изделий и убытки, к которым привели неправильная маркировка и упаковка.
В регламенте должен быть подробно расписан порядок передачи товара покупателю. Ключевые цели составления документа – минимизировать ошибки при отгрузке, организовать процесс таким образом, чтобы сохранить качество товара и грамотно передать груз перевозчику. Как минимум, один раз в год регламент нужно пересматривать, корректировать и дополнять.
Алгоритм составления регламента
Рассмотрим стандартную схему организации процедуры отгрузки на складе.
Подготовка
Отдел логистики получает и рассматривает заявку покупателя. После проверки наличия товарных наименований на складе клиенту отправляется уведомление о возможности отгрузки заказа в желаемом объеме. Чаще всего его отправляют электронной почтой с указанием ориентировочных сроков доставки.
Затем заказ отбирают с места хранения. При этом используется один из методов. Комплексный – когда товар отбирается для нескольких клиентов одновременно. Или индивидуальный – который предполагает отдельный сбор каждого заказа.
После отбора товар комплектуют, упаковывают в ящики, мешки либо контейнеры. Загруженная тара подлежит маркировке и опломбированию. В специальный журнал вносят данные о количестве мест и заказов, сгруппированные по перевозчикам.
Следующий этап – перемещение заказов в зону погрузки.
В описании отгружаемого товара упоминается:
- цена/количество;
- технические параметры;
- наличие техпаспорта, сертификатов качества;
- соответствие требованиям ГОСТов;
- принадлежность к общероссийскому классификатору.
Сопроводительная документация передается получателю. В ней не должно быть ошибок и исправлений. Процессы контролируют сотрудники, ответственные за отгрузку со склада.
Основные этапы отгрузки
Отгрузка
На заключительном этапе товар отгружают в предназначенные для транспортировки автомашины согласно графику работы склада. Например, ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья.
С целью планомерного отпуска разрабатывают почасовые, дневные и недельные оперативные планы, в которых предусматриваются:
- оптимальная расстановка сотрудников для реализации различных типов работ;
- сроки комплектации;
- время подачи автотранспорта под погрузку.
Последовательность, перечень и сроки выполнения складских операций фиксируют в технологической карте.
Перед погрузкой проверяется комплектность, вес, упаковка, качество и количество позиций в заказе. Далее груз передают в пункт выдачи для самовывоза, направляют в соответствующую транспортную компанию или доставляют заказчику собственной курьерской службой.
Контроль за выполнением процессов поручается ответственному за доставку. Обычно обмен информацией с почтой или курьерской службой обеспечивается автоматизированными системами передачи данных.
Подводя итоги, выделим элементы, за счет которых можно организовать эффективную отгрузку товара на складе:
- Достаточное по объему пространство и грамотно зонированные площади для сбора, упаковки и отпуска груза.
- Соответствующие компьютерные программы, машины, оргтехника и оборудование для контроля качества, комплектации, упаковки, маркировки и погрузки.
- Четко прописанные условия: тип тары, оптимальное количество позиций в одной упаковке, согласованные способы перевозки и передачи данных.
- Понятные технологические инструкции по выполнению процессов, алгоритмы управления отгрузкой.
- Утвержденные методики проверки качества, формы документов.
- Должностные инструкции, положения и правила для подразделений.
- Контроль исполнения, продуктивная система наказаний и поощрений.
- Правильное планирование: графики работ, планы продаж и грузооборота.
Нюансы документирования
Любую операцию, связанную с передачей ТМЦ, нужно правильно оформлять. Для удобства все необходимые бланки и формы составляются заранее.
Список стандартной документации:
- товарно-транспортная накладная;
- счет-фактура;
- чек, подтверждающий оплату заказа;
- спецификация, сертификат, техпаспорт.
Товарная накладная, составленная по унифицированной форме – главный документ, в котором подтверждается факт передачи права собственности. Он обязателен для всех компаний, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, в том числе и интернет-магазинов.
Универсальный шаблон товарной накладной
ТТН выписывается в нескольких экземплярах. Один остается в компании для дальнейшего списания товара, ведения налогового и бухгалтерского учета. Второй – отдают перевозчику, третий – получателю груза. Кроме этого, может потребоваться образец для водителя, который будет перевозить груз.
В унифицированную форму накладной вносят:
- данные о сторонах сделки – адреса, контакты, банковские реквизиты;
- информацию о документе, на основании которого осуществляется поставка (договор, спецификация);
- сведения о продукте – стоимость, наименование, количество единиц, НДС;
- названия приложений – сертификатов, паспортов и так далее;
- дату оформления.
Накладную подписывает сотрудник, который дал разрешение на отпуск, бухгалтер, начальник склада, кладовщик. Если есть возможность, проставляется печать. Документ оформляют, как в печатном, так и в электронном виде. Во втором случае необходима электронная подпись.
Оптовые и розничные сделки оформляются по-разному. Оптовые предприятия заключают с каждым контрагентом договор купли/продажи, где детально прописываются условия поставок. При необходимости его можно заменить спецификацией или счетом. Спецификация – отдельный вкладыш, в котором расписывают сумму, характеристики и прочие особенности товарных позиций.
Также составляется акт приема/передачи, который подписывают обе стороны сделки. В нем указывается объем заказа и характеристики продукции.
Пример формы акта приема/передачи
Для отбора груза с зоны хранения выдают счет-фактуру. В тару кладется упаковочный лист с номером позиции в каталоге, весом нетто/брутто, артикулом, перечнем изделий.
Бланк упаковочного листа
С перевозчиком заключается договор поставки, где прописывают условия отправки груза и передачи денежных средств, если товар оплачивается покупателем при получении заказа.
Отгрузка товара – ответственная и трудоемкая процедура. От качества и скорости ее выполнения зависит, останется ли покупатель доволен сервисом. Эффективность складских операций достигается благодаря соответствующим регламентам, инструкциям и правилам, а также строгому контролю за их соблюдением.
Ключевые нюансы, которые помогут обеспечить сохранность груза и своевременность отправок – маркировка товарных единиц и партий, тщательная проверка товара, грамотное заполнение документации. Для оптимизации процесса нужно использовать специализированную технику и программное обеспечение.