В этом материале нам предстоит подробно рассмотреть базовые принципы расположения товара, поскольку без грамотного мерчендайзинга не обойтись ни одному магазину.
Мерчендайзинг буквально переводится как «искусство торговли», представляет собой комплекс мер, направленный на существенное повышение продаж в торговых точках, а также на то, чтобы сделать товар наиболее доступным и узнаваемым для покупателей при соблюдении определённых стандартов и правил.
Продуктовые магазины во все времена не страдали от недостатка посещаемости, но основы мерчендайзинга следует знать всем, кто связан с торговлей. Благодаря эффективной выкладке повышается количество импульсных (незапланированных) покупок, а размер среднего чека значительно увеличивается. Мерчендайзинг начинает играть роль «безмолвного продавца», и нисколько не заслоняет товар.
Исследования о мерчандайзинге
Зачастую покупатели приобретают совсем не то, что нужно, и даже больше, однако остаются довольными в итоге. Почему в одних магазинах приобретается исключительно то, что было запланировано, а в других — масса того, что не планировалось? Просто в одних продуктовых магазинах товары оказались в нужном месте и в нужное время, другие покорили великолепной расстановкой. Именно так работают законы мерчендайзинга, которые притягивают покупателей как магнитом к тому, что они и не планировали приобретать.
Согласно исследованиям POPAI, грамотное размещение товарных групп в магазинах в совокупности с определённым поведением покупателей способно повысить продажи на 10%. Грамотная выкладка повышает продажи дополнительно на 15%, а выбранное расположение и цветовая гамма — ещё на 25%. В целом, данные факторы повышают продажи необходимых групп товаров в 2–3 раза, не в пример тем магазинам, где товар расположен хаотично. Главное, знать, как этого можно добиться.
Также следует отметить, что 2/3 всех решений о покупках принимаются непосредственно в торговом зале. Следовательно, на данном этапе процесса продажи мерчандайзинг в магазине продовольственных товаров и пути его реализации играет огромную роль.
Выкладка овощей и фруктов в магазине
Какие цели преследует мерчендайзинг
В дополнение к стандартным задачам мерчандайзинга предусмотрены следующие, в ходе которых:
- повышается качество обслуживания;
- укрепляется репутация фирмы;
- усиливается уровень конкурентной способности.
К важнейшим маркетинговым мероприятиям, направленным на повышение покупательского спроса, следует отнести:
- работу, связанную с выкладкой товаров, расширяющую круг покупателей;
- визуальное оформление торгового пространства;
- грамотный подбор музыки и её темпа;
- акцент на торговом персонале и его качественном обучении;
- внутренние промо-акции мероприятий, позволяющие продвигать брендовую продукцию.
В целом, мерчендайзинг в продуктовом магазине как таковой базируется на комплексе важнейших принципов.
Принцип пяти «Н»:
- Нужный товар.
- В нужном месте.
- В нужное время.
- В нужном количестве.
- По нужной цене.
Важно, чтобы подход к продажам был системным во всём. Лишь в данном случае коммерческая стратегия будет по-настоящему эффективной.
Особенности и правила мерчендайзинга в супермаркете
На протяжении истории товарно-денежных отношений любой владелец магазина всеми силами стремился выделить товарный ассортимент как более привлекательный для покупателя.
Грамотно организованный мерчендайзинг в магазине позволит представить свою продукцию наиболее выигрышно. Усиленное развитие мерчандайзинга в магазинах и супермаркетах началось в 90-х. Помимо этого, существенными темпами развивался рынок, и возрастала конкуренция.
Мерчендайзинг в Россию пришел позже, сейчас это достаточно молодая наука, которая ещё только подстраивается под наши реалии. Во многих магазинах можно наблюдать бардак на стеллажах, нелогичную выкладку, персонал не мотивирован. Для того чтобы мерчендайзинг в супермаркете был эффективным, следует пользоваться следующими инструментами:
- дизайн магазина в целом (как внутри, так и снаружи);
- грамотное планирование движения покупательского потока;
- разработка материалов рекламного характера;
- применение цветовой блокировки.
Главный фактор, позволяющий сформировать имидж магазина, выражается в его дизайне в целом. Внешний облик супермаркета должен свидетельствовать о том, что представляет собой деятельность организации, притягивать покупателей и делать так, чтобы они не предпочли конкурентов. Привлекательной должна быть и вывеска. Она может быть и простой, тут следует отталкиваться от аудитории.
Обязательно нужно заранее рассчитывать маршрут движения покупателей, чтобы предусмотреть максимальную выгоду. Важно определить первое направление, выбранное покупателем, который пришёл в магазин. Наилучшим для расположения товара следует считать зону, которая непосредственно находится в «золотом треугольнике». Прикассовая зона заполняется товарами импульсного спроса, которые покупаются в момент нахождения в очереди (шоколад, орехи, жвачка и так далее).
Управление темпом покупателей
Благодаря мерчендайзингу в магазине можно замедлить или ускорить клиентский поток. Эффективным для этого оказывается применение правильной музыки. При помощи медленных композиций покупатели расслабляются и неспешно совершают дальнейшие покупки. В час-пик, напротив, следует использовать быстрые мелодии, позволяющие концентрировать внимание покупателей на том, чтобы максимально быстро выбрать товары и обойти торговое пространство, не создавая очередей и давки.
Базовые принципы выкладки товара
Важнейшим критерием для успешного мерчендайзинга в магазине следует считать правильную выкладку продукции. Важно распределять товар по определённым группам, так, чтобы покупателю было проще его найти. Главным принципом мерчендайзинга в продуктовом магазине следует считать максимально упрощённый поиск нужной продукции:
- Товар, который хочется подчеркнуть, должен отличаться от продукции, расположенной рядом. Он должен быть самым заметным среди своего окружения.
- Продукция, которая пользуется повышенным спросом, должна размещаться на уровне глаз.
- Разнообразие пойдёт на пользу лишь при чётком и логичном разграничении товаров.
- Залогом импульсных покупок являются профильные разделы, которые располагаются по ходу движения клиентов.
Весомой частью мерчендайзинга в магазинах и супермаркетах является рекламная продукция, которая должна неизменно обновляться (плакаты, листовки, буклеты). Покупатели должны хорошо видеть все эти материалы, располагаемые в непосредственной близости от товара, либо вести покупателей в нужном направлении. Рекламная продукция должна быть актуальной и уместной. Лишь в этом случае клиент сумеет совершить покупку и заинтересуется определёнными товарами.
Цветовая блокировка
Не менее важен приём, основанный на цветовой блокировке в продуктовых магазинах. Основой для данных методик являются цветовые сочетания, которые определенным образом влияют на эмоциональное состояние покупателей. Именно поэтому наиболее привлекательными оказываются яркие насыщенные оттенки по сравнению с бледными, и светлые тона по сравнению с темными. Но самым эффектным способом при мерчендайзинге в супермаркете является блоки, в которых сочетаются различные цвета и формы упаковок.
Таким образом, наука мерчендайзинга полна сотнями советов и рекомендаций, и все из них не освоить в кратчайший срок. Но даже знание основ мерчендайзинга в продуктовом магазине приведёт к увеличению спроса покупателей и повышению уровня продаж.