Оборачиваемость товара в розничной торговле: расчет и анализ показателя, формулы, примеры
Пожалуй, ни один финансовый показатель бизнеса “купи-продай” не содержит столько информации, как оборачиваемость товара. С помощью этого критерия можно контролировать сроки годности, составлять ассортимент, планировать закупки и даже… Впрочем, обо всем по порядку
Что такое оборачиваемость
Для разогрева обойдемся без сложных определений и заумных математических формул. Объясним значение термина простым человеческим языком.
Итак, оборачиваемость товаров показывает, насколько быстро к вам вернутся вложенные в него деньги. Да, вот так просто. Например, купили сегодня партию молочной продукции, а через 3 дня средства вернулись в кассу. Товар продался и опять превратился в деньги. Это значит, что конкретный продукт совершил один оборот товарооборота, (простите за тавтологию) за 3 дня.
Оборачиваемость характеризуется коэффициентом - определенной цифрой. Из этой цифры можно выудить много полезного. Чуть ниже мы расскажем, что именно. Для понимания пробежимся по определениям - они пригодятся нам в расчетах и будут включены в формулы.
Термины и определения
Товарный запас
Товарный запас - это количество товаров на складе. Но нас интересует не количество коробок с печеньем и число пакетов молока, а их денежный эквивалент. Например, в пивном магазине на складе и полках находится 300 литров пенного напитка на общую сумму 30 тысяч рублей. Это и будет товарный запас.
Средний товарный запас
Усложняем задачу. Итак, сегодня в пивном магазине находится 300 литров пива на 30 тысяч рублей. А через неделю пива уже не 300, а 270 литров на 27 тысяч. За неделю напиток продавался клиентам, а поставщики привозили свежие партии. Товарный запас менялся ежедневно - эта величина не статична. Для расчета среднего товарного запаса нужно найти среднее арифметическое между стоимостью товара в начале и конце отчетного периода. В нашем случае это выглядит так:
средний товарный запас = (30 000 + 27000) : 2 = 28 500 рублей
То есть, средний товарный запас равняется 28 тысяч 500 рублей. Формула, приведенная выше, довольно примитивна и не дает высокой точности. На краткосрочных отрезках времени (не больше одного месяца) ее еще можно использовать, но лучше считать подробнее. Для этого берем не товарные запасы в начале и конце периода, а их ежедневные значения. Срок тоже лучше увеличить. Неделя аналитики ни о чем не скажет. За это время трудно выявить динамику. К тому же, на короткие периоды могут приходиться скачки или провалы продаж, которые могут серьезно исказить общую картину.
Средний товарный запас - формула
В качестве примера приведем расчет среднего товарного запаса за неделю, но учитывая ежедневные значения. Посмотрите, как могут отличаться показатели:
- понедельник - 30 тысяч рублей;
- вторник - 25 тысяч рублей;
- среда - 31 тысяча рублей;
- четверг - 32 тысячи рублей;
- пятница - 60 тысяч рублей (закупили большую партию напитков перед выходными;
- суббота - 20 тысяч рублей;
- воскресенье - четыре тысячи рублей (все распродали за пятницу и выходные.
Сначала считаем по первой формуле:
средний товарный запас = (30 + 4) : 2 = 17 000 рублей
А теперь по новой формуле:
средний товарный запас = (30 + 25 + 31 + 32 + 60 + 20 + 4) : 2 = 28 000 рублей
Как видите, значения отличаются без малого в два раза. Поэтому предпочтительнее считать средний товарный запас по второй формуле - она более точная. Общее правило: берем максимально возможный срок и делим его на минимальные промежутки времени.
Есть еще более сложные формулы расчета среднего товарного запаса, но большинству розничных магазинов достаточно тех, что мы только что рассмотрели. А теперь переходим к последнему показателю для расчета оборачиваемости.
Выручка
Ну здесь все просто: выручка - это количество денег, которые мы получили когда продали товар за определенное время. Измеряется в рублях. Например, согласно кассовому отчету на счетах и в кассе аккумулировалось 100 тысяч рублей. Это и будет выручка.
Виды выручки
Оборачиваемость товара - формула расчета
Переходим к главному - расчету коэффициента оборачиваемости товара. Она определяется по несложной формуле:
оборачиваемость = выручка : средний товарный запас
В нашем примере с пивным баром:
оборачиваемость = 100 000 : 28 000 = 3,57
Это и есть величина коэффициента оборачиваемости товаров пивного бара. Строго говоря это промежуточная величина. Сама по себе она мало что показывает. Гораздо важнее параметр оборачиваемости, выраженный в днях. В нашем примере считается так:
оборачиваемость в днях = 7 (дней в неделе) : 3,57 (коэффициент оборачиваемости) = 1,95 дня
А вот эта цифра уже имеет практическое применение. Она показывает, что:
- продукция проходит цикл товар-деньги-товар за 1,95 дня;
- запасов на складе хватает, в среднем, на 1,95 дня;
- напитки, купленные сегодня, превратятся в деньги через 1,95 дня;
- и так далее.
Матрица оборачиваемости запасов
Вывод первый - промежуточный
По приведенным формулам видно, что величиной оборачиваемости можно играть. Показатель увеличивается или уменьшается, если вносить коррективы в переменные. Отдохните от математики, поясним на словах. Итак, оборачиваемость увеличивается, если уменьшается величина средних товарных запасов. Понятно, что за неделю можно продать семь партий по 1 кеге пива или одну партию, состоящую из 7 кег.
Также оборачиваемость можно разогнать, увеличив выручку. Больше продаж - выше оборачиваемость.
Практическое применение параметра оборачиваемости
Учет сроков годности
Итак, в предыдущих разделах мы определили главный показатель - оборачиваемость товаров в днях. Она составил 1,95 дня. Первое, что приходит на ум в плане практического применения этой цифры - это контроль сроков годности. Кстати, здесь пример с пивом тоже будет уместен: пенное разливное относится к скоропортящимся товарам, для которых необходим учет сроков годности. Сюда же можно прибавить молочную продукцию, свежие хлебобулочные изделия, некоторые виды полуфабрикатов и почти весь фаст-фуд.
Пример: срок годности темного пива после вскрытия тары составляет 1 сутки. При этом известно, что оборачиваемость напитка - 1,95 дня. Это означает неутешительную вещь: пиво испортится раньше, чем обернется и превратится в деньги. Нужно либо сократить средние товарные запасы, чтобы успевать их продавать, либо увеличит выручку.
Обмен товара на деньги должен происходить быстрее, чем выйдут сроки годности. Иными словами, оборачиваемость в днях должна быть меньше, чем время хранения. Только в этом случае можно успеть распродать продукцию.
Составление ассортимента
В предыдущих разделах мы рассматривали складские остатки как нечто целостное. На деле так никогда не бывает. Из ассортимента любого магазина что-то продается лучше, а что-то - хуже. Поэтому оборачиваемость рассчитывается по каждой товарной позиции в отдельности.
Если брать среднюю температуру по больнице, то вы рискуете не вписаться в сроки годности (читайте выше).
Как составить ассортимент с учетом оборачиваемости товаров? Очень просто. Лучше отдавать предпочтение тем позициям, срок оборачиваемости которых меньше. Это значит, что товары пользуются спросом и быстро раскупаются.
Рост рынка FMCG (товаров повседневного спроса) в 2018 году
Правда, здесь все сильно завязано на такие вещи, как маржинальность и ценовая политика в целом. Например, оборачиваемость дорого алкоголя куда ниже, чем тот же показатель для дешевых ходовых сортов слабоалкогольных напитков. Зато наценки на элитное спиртное выше и прибыли в них больше, да и сроки годности не играют большой роли. К тому же, такие вещи все равно должны присутствовать в ассортименте магазина. Популярные позиции с минимальной наценкой оборачиваются быстрее, но кассы на них не сделаешь, важно найти сочетание. Конкретных рабочих советов здесь нет - все выявляется экспериментальным путем. Но на этом пути строго обязательно учитывать оборачиваемость.
Контроль финансов
Сразу обратимся к примеру. Возьмем магазин сантехники. На полках стоят дешевые китайские смесители и душевые краны, а в зале находятся элитные душевые кабины. Оборачиваемость первых в несколько раз выше, чем вторых. Менеджер продает несколько смесителей за рабочую смену, а кабины покупают раз в месяц в лучшем случае. То есть, деньги, вложенные в покупку душевых кабин отбиваются только через один месяц.
Что это значит? А вот что: в случае, когда бизнес ведется на пределе и отсутствуют резервные ресурсы, не стоит вкладываться в покупку товаров с низкой оборачиваемостью. Сегодня отдадите последнее на душевую кабину, а завтра не на что будет заказывать у поставщиков ходовые позиции - те же смесители. Оборотные средства зависнут в долгих деньгах, а по факту - финансы поют романсы. Пока не продадите кабину - не купите другие товары. А в магазин, где душевая красуется на фоне пустых полок, никто не придет.
Еще важно учитывать оборачиваемость при оплате с отсрочкой. Например, вы берете у поставщика продукции в долг на 14 дней. Все оборотные средства вложены в товар. Соответственно, расплатиться с контрагентами вы сможете только тогда, когда его реализуете. Давайте еще немного поупражняемся в математике.
Магазин закупил партию условного товара на 100 тысяч рублей с отсрочкой платежа 2 недели. Торговая наценка составляет 100 процентов: после реализации вложенные деньги удвоятся и будет уже 200 тысяч, 100 из которых нужно вернуть контрагенту. Или так: для того, чтобы оплатить счета от снабженцев, за 2 недели надо продать половину товара. Не зная оборачиваемости, невозможно определить, сумеете вы это сделать или нет. В рассматриваемом случае оборот по дням должен быть равен 28. Будет 30 - к моменту оплаты в кассе не накопится нужной суммы.
Контроль закупок
Еще один момент, при анализе которого очень важно знать оборачиваемость. В отличии от предыдущих пунктов здесь все просто. Если знаете, что позиция уходит, в среднем, за 2 дня, значит закупки планируются исходя из этого срока. Или останетесь без товара.
В особенности это касается продуктовых магазинов с большой номенклатурой ходовых позиций с ограниченным сроком годности. Например, срок хранения парной курицы обычно 5 суток. Уходит она быстрее - за 3-4 дня - это срок оборачиваемости. Это значит, что заказывать мясо у поставщика нужно не реже, чем раз в 2-3 дня.
Почему нужно автоматизировать расчет оборачиваемости
Товарный оборот в программе “ЕКАМ”
До сих пор мы все сильно упрощали. Ну где вы видели, скажите на милость, чтобы в магазине продавали только пиво или парную курицу. Не бывает таких магазинов. Растущая конкуренция на рынке розничной торговли обязывает продавцов держать приличный ассортимент продукции вне зависимости от выбранной ниши и сферы деятельности.
А теперь представьте, реально ли посчитать оборачиваемость каждой позиции вручную, если ассортимент исчисляется сотнями и тысячами наименований? Ответ лежит на поверхности: это абсолютно невозможно.
Единственный выход - полная автоматизация. Современные товароучетные программы, например, “ЕКАМ”, ведут расчет оборачиваемости самостоятельно, без участия персонала. В разделе аналитики вы всегда можете посмотреть ходовые позиции и то, как продавался тот или иной товар.
Система не только анализирует показатели, но и принимает решения: дает подсказки о своевременном заказе поставщиками, считает себестоимость, маржинальность и рентабельность.
Вывод второй - окончательный
На этом все. Чек-лист статьи:
- Оборачиваемость - один из главных критериев работы предприятий розничной торговли.
- Показатель рассчитывается по формулам, исходя из среднего товарного запаса и выручки за промежуток времени.
- Оборачиваемость можно регулировать количеством товаров на складе и объемами продаж.
- Оборачиваемость позволяет контролировать ассортимент, планировать закупки, следить за сроками годности.
- Показатель оборачиваемости зависит от категории товара, торговой наценки и других факторов.
- Расчет оборачиваемости нужно автоматизировать при помощи программ товароучета, например, “ЕКАМ”.