Мониторинг цен розничных магазинов конкурентов - советы, правила и инструкция по проведению мониторинга
При формировании цен на товары часто возникает вопрос «Как оно у других?». Чем меньше площадь вашего магазина и количество потребителей на квадратный метр торговой площади, тем явнее становится ценовая конкуренция.
Гипермаркет не понесет существенных потерь от того, что в соседнем продуктовом молоко дешевле на 5 рублей. Если же вы работаете в небольшом городе или поселке и цена у вас выше на несколько рублей, чем в магазине через дорогу, то это грозит проблемами с выручкой. А если еще и ассортимент у них больше, то потерей многих своих клиентов.
Законно ли проводить мониторинг в магазинах
Согласно законодательству РФ, информация о ценах на товары и услуги является публичной. Ни один законодательный акт не запрещает переписывать или фотографировать цены на товары в магазинах.
Все действия, что направлены на ограничения возможности мониторинга цен в магазинах являются незаконными. Наклейки с зачеркнутым фотоаппаратом и запрещающие надписи – не более чем творчество неизвестных дизайнеров и прихоть руководства магазина. Тем не менее, это может доставить много проблем.
Как провести мониторинг цен и ассортимента
Основным препятствием при сборе информации об ассортименте и ценах конкурентов, являются охранники магазинов и работники торгового зала. Часто если руководитель узнает, что персонал никак не противодействовал сбору информации конкурентами, им грозит увольнение.
Действуйте незаметно. Так вы не доставите неприятностей ни в чем неповинному человеку и не добавите лишних проблем себе. Не давайте повода заподозрить вас в мониторинге ни охранникам, ни тем более их начальству. Незаметно сделать это вам помогут следующие рекомендации.
Используйте телефон
Блокнот и ручка – худший вариант. В то время как лучший - обыкновенный диктофон с гарнитурой. Используйте их во время сбора информации и вы скорее всего не вызовете подозрений. На бубнящего себе под нос человека редко кто обращает внимание.
Если без фотографий не обойтись, делайте это максимально скрытно. Используйте не мыльницу, а телефон с хорошей камерой. Человек с фотоаппаратом в магазине привлекает больше внимания, чем с телефоном. Обязательно проверьте вспышку, она должна быть выключена.
Составьте список для мониторинга
Определитесь заранее со списком товаров, цены которых необходимо узнать в других магазинах. Если вы будете останавливаться возле каждого товара без разбору, на вас точно обратят внимание и попросят покинуть магазин. В первую очередь мониторить стоит только те товары, которые приносят большую прибыль для вашего магазина.
Разбейте работу на несколько дней
Составьте план мониторинга по дням недели. Лучше, на каждый день планируйте сбор информации в одном отделе: в понедельник – крупы, во вторник – соусы и так далее.
В случае, когда невозможно распределить сбор информации на несколько дней, сделайте ваше пребывание в магазине максимально естественным. Отличным вариантом в этом случае будет совмещение сбора информации с покупкой товара для себя. Также вы можете пообщаться с продавцом-консультантом, изобразив заинтересованного покупателя, если покупок не планируете.
Мониторинг цен конкурентов
Если вас заметили
Как бы вы ни старались остаться не замеченным, всегда есть риск стать пойманным. Что делать в таких случаях и как предотвратить разгорающийся конфликт?
Главное правило – не конфликтуйте. Постарайтесь договориться с охранником, пообещав вести себя незаметно. Многие соглашаются, при условии, что их начальство не узнает об этом.
Если сотрудники магазина начинают конфликт
В случае, когда охранник или продавец-консультант кричит и хамит, правило то же самое: не ввязывайтесь в конфликт. Просто извинитесь и покиньте магазин. Вступив в конфликт, вам вряд ли удастся закончить мониторинг в этот день. А вот сотрудники магазина вас обязательно запомнят, и повторная попытка собрать информацию также обернется провалом.
Что делать, если ни одна рекомендация не помогла
В случаях, когда незаметно собрать данные о ценах не удалось, а персонал магазина не идет вам на уступки, вы можете попробовать получить информацию «качая права». Но к этому стоит тщательно подготовиться и изучить ответы на наиболее частые возражения:
- «Магазин – частная собственность». Даже если это и так, законодательно защищена неприкосновенность частной собственности. Фотографируя товары, вы не используете и не портите их, а значит, не совершаете никаких противоправных действий. Стойте на своем. Можете попытаться соврать, что вы – студент, и цены вам нужны для написания курсовой.
- «Цены – это коммерческая тайна». Главный критерий, определяющий коммерческую тайну – ограниченный доступ к ней. Все, что является тайной должно быть спрятано за семью замками и доступ к этому могут иметь только лица, входящие в список, иначе таковой объект тайной не является. Это может быть склад, комната охраны, прочие служебные помещения, документы магазина. Ну а товар, стоящий на прилавке, и его ценник никак не попадают под критерий тайны. Как бы этого не хотелось руководителям магазина.
Ну и способ для самых смелых «шпионов» – во время конфликта предложите администрации магазина вызвать полицию для фиксации правонарушения и составления протокола. Учитывая то, что не существует ни одного законодательного акта, запрещающего фиксировать цены в магазине, а внутренние правила магазина не могут противоречить действующему законодательству, вас, скорее всего, оставят в покое.
Если товаров для мониторинга немного и они относительно дешевы, их можно просто купить. Это точно никто не сможет запретить.
Продажа фруктов на рынке
Передача мониторинга на аутсорс
Если вам некого отправить в качестве партизана в соседний магазин, вы можете поискать компании, оказывающие услуги мониторинга продуктовых магазинов и рынков. Но такой подход может обойтись вам гораздо дороже, чем зарплата сотрудника, специально принятого на работу для выполнения этой функции. Тем более, если регулярным мониторингом будет заниматься только один работник, велика вероятность, что он примелькается персоналу других магазинов, ему начнут мешать собирать информацию.
Эту проблему можно решить, воспользовавшись услугами обычных студентов, подростков или пенсионеров. При выборе исполнителя, учитывайте специфику товаров, что нуждаются в мониторинге. Женщина преклонного возраста в отделе, продающем моноколеса, будет выглядеть как минимум подозрительно, а вот в обычном супермаркете может остаться незамеченной.
Ищите свои способы
Вы ведь замечали, что в вашем магазине конкуренты тоже проводят мониторинг? Сделайте первый шаг навстречу решению общих проблем. Когда в следующий раз охранник заметит человека, фотографирующего или переписывающего цены, попросите его тут же сообщить вам об этом.
Подойдите к этому человеку, представьтесь и поинтересуйтесь из какого он магазина. После попробуйте договориться предоставить данные о ценах, взамен на такую же информацию от их магазина. В таком случае вы получите минимальное число отказов, ведь все хотят облегчить себе работу.
С этой же целью можете напрямую связаться с менеджерами конкурентов и предложить им обмен информацией. В случае отказа, можно попробовать договориться с кем-то из персонала за денежное вознаграждение предоставить вам информацию о ценах.
Старайтесь проводить мониторинг как можно чаще. Для крупных игроков достаточно проводить мониторинг товара в сетевых магазинах несколько раз в месяц. В иных случаях проводить сбор информации нужно как можно чаще, идеально, если цены удастся отслеживать с каждой поставкой товаров. Помните, что чем меньше ваш магазин, тем сильнее вы зависите от цен конкурентов.