Как контролировать работу персонала: эффективные методы и инструменты
Без качественного контроля над выполнением задач добиться хороших результатов практически невозможно. Тем более, когда речь идет о бизнесе. Будь то интернет-магазин или стационарная розничная точка, контролировать работу персонала необходимо одинаково тщательно. Наша сегодняшняя статья о том, как организовать систему, которая повысит эффективность труда и поможет в достижении поставленных бизнес-целей.
Зачем контролировать персонал?
Персонал – движущая сила компании. Репутация и успешность бренда во многом зависит именно от сотрудников. Важна их квалификация, коммуникационные навыки, креатив, скорость мышления, целеустремленность, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты. Но какими бы талантливыми ни были специалисты, они нуждаются в координации действий. Ее обеспечивает руководство.
Контроль необходим в абсолютно любой сфере, где ставятся какие-либо задачи. Главное условие реализации – систематичность и отсутствие чрезмерности. Лучше всего разработать полноценную систему, ориентированную на выполнение регламента, планов и достижение ключевых показателей эффективности (KPI).
Схема управления персоналом
Грамотная система наряду с деловым или демократическим стилем управления позволяет:
- повысить эффективность выполнения бизнес-задач;
- выявить и устранить слабые места;
- сформировать благоприятную рабочую атмосферу;
- увеличить производительность каждого сотрудника;
- улучшить репутацию и финансовые показатели компании;
- предвидеть и предотвратить вероятные убытки.
Тотальный контроль и авторитарный режим управления только ухудшат ситуацию, демотивируют персонал и создадут угнетающую обстановку в коллективе, не имеющую ничего общего с продуктивным трудом.
Отсутствие контроля также приводит к серьезным негативным последствиям. Как минимум, это:
- снижение эффективности работы компании и отделов;
- деградация бизнес-процессов;
- несоблюдение договоренностей;
- ухудшение доверия со стороны партнеров и покупателей;
- неспособность выдерживать конкуренцию на рынке.
Суть и виды управленческого контроля
Управленческий контроль подразумевает сравнение текущего положения дел с заранее разработанным идеальным планом, сопровождение и направление бизнес-процессов.
Существует несколько видов управленческого контроля:
- Предварительный – этап постановки задач.
- Текущий – координация деятельности по ходу выполнения плана.
- Итоговый – оценка результатов.
На первом этапе рассчитывается оптимальное количество человеческих и материальных ресурсов, необходимых для выполнения конкретной задачи. Оценивается готовность компании к реализации плана и уровень понимания основных требований среди персонала.
На втором этапе контролируется соблюдение сроков и достижение запланированных показателей. При выявлении отклонений от плана оперативно вносятся нужные корректировки.
Последний шаг – подведение итогов. Достигнутые показатели сравниваются с прогнозами и планами, выполняется анализ обнаруженных проблем.
Виды управленческого контроля
Проблемы могут быть разными – множество пропущенных звонков из-за нехватки операторов, недостаточная выработка менеджеров по причине фиксированной оплаты, не учитывающей разницу в объемах продаж. В таких случаях нужно искать способы устранения недостатков. Например, нанять дополнительного сотрудника для работы в call-центре или ввести гибкую систему оплаты, предусматривающую бонусы за выполнение и перевыполнение плана.
Лучших сотрудников поощряют. Недостаточный уровень профессионализма и эффективности – повод сделать замечание или предупреждение. С сотрудниками, показывающими отрицательную динамику, прощаются.
Преимущества грамотного управленческого контроля для предприятия:
- прогнозируемость результатов;
- дисциплинированность и мотивация сотрудников;
- высокий уровень доверия клиентов и партнеров относительно выполнения обязательств;
- возможность выживать в жесткой конкурентной среде;
- выявление ошибок в рабочих процессах на той стадии, когда они еще не привели к необратимым последствиям;
- достижение стабильных успешных показателей;
- фиксация рабочего времени.
Принципы управления работой сотрудников
Эффективность работы в компании нужно оценивать по конкретным критериям. Они могут отличаться в зависимости от специфики должности и отдела, категории персонала, особенностей бизнес-процессов. Эти критерии вносятся в планы, которые являются ориентиром для последующего управления персоналом.
Ключевые показатели эффективности:
- количество – объем нормы, сверхнормативная выработка, дополнительные задачи и поручения;
- качество – отсутствие ошибок и жалоб клиентов, соответствие установленным регламентам, должностным инструкциям;
- сроки – продолжительность выполнения задач (в срок, досрочно, позже положенного времени).
Выполнить поставленные задачи качественно, в рамках заданных сроков и сверхнормативных объемов довольно сложно. Поэтому руководство обычно выделяет приоритетный показатель, учитывая текущий уровень загруженности сотрудников, вес и значимость каждой функции. Иногда применяется усредненная величина оценки, выраженная в процентном соотношении суммы различных KPI.
Характеристики эффективного контроля
Оценочные критерии должны быть объективными, достижимыми и по возможности измеримыми. Проще всего управлять деятельностью менеджеров по продажам. В процессе смотрят на выполнение нормативных объемов, выручку, размеры среднего чека, конверсии. Маркетологов контролируют по количеству привлеченного трафика. Операторов call-центра – по числу клиентов, совершивших покупку после общения с сотрудником.
Для контроля деятельности, не предполагающей достижения определенных показателей, используется не количественная, а качественная оценка.
Помимо основных KPI, оценивается:
- динамика производительности в разных временных периодах;
- стили работы, зоны эффективности и неэффективности отдельных сотрудников;
- разница между работниками и отделами.
Система KPI должна быть простой, понятной и мотивирующей для персонала. Перед внедрением ее нужно тестировать и устранять недочеты. В будущем она станет планкой и будет отображать главные цели для сотрудников компании.
В управлении нельзя допускать таких ошибок:
- неправильное делегирование – размытая постановка функций и целей;
- избыточный, жесткий надзор, порождающий обиды, страх и нерешительность;
- недостаточное количество внимания, обесценивание мелких, но важных дел;
- отсутствие анализа итогов проверок и игнорирование выявленных слабых мест;
- работа без систем поощрения и наказания отличившихся;
- желание руководителя «быть хорошим для всех».
Основные методы контроля
Контролировать персонал необходимо постоянно и открыто, с дополнительной мотивацией и обратной связью между начальником и подчиненным. При этом одновременно с нормированием труда по KPI стоит использовать комплекс информационных, организационных и технических методов.
Планерки и собрания
Банальный, но довольно эффективный метод координации – короткие встречи длительностью до 60 минут. Проводить их можно ежедневно, еженедельно или ежемесячно.
Потенциальная тематика встреч:
- распределение нагрузки и задач;
- мозговые штурмы;
- озвучивание фактического положения дел в компании;
- мотивационные и обучающие беседы;
- подведение итогов отчетного периода по выполнению плана, KPI, отделам и сотрудникам;
- обсуждение проблем и путей их решения.
Планерки проводятся в онлайн или в офлайн режиме.
Услуга «Тайный покупатель»
«Тайный покупатель» - отдельный метод периодического информационного контроля, при котором проверяются выработанные стандарты поведения продающего персонала. Процедуру поручают временно нанятому сотруднику. Он контактирует с продавцами торговой точки или менеджерами интернет-магазина, задает вопросы и делает заказ, руководствуясь выданным техническим заданием.
Критерии оценки в анкете «тайного покупателя»
В процессе заполняются контрольные пункты анкеты:
- коммуникация с покупателем – приветливость, вежливость, заинтересованность сотрудника, корректность;
- профессионализм – ответы на вопросы, предоставление полной информации о товаре, производителе, наличии, способах оплаты и доставки;
- другие качества – оперативность, способность найти выход из конфликтной ситуации.
На основании собранной информации составляется подробный отчет, который помогает принимать соответствующие управленческие решения – премирование, невыплата бонусов, дополнительное обучение, увольнение.
Аудио и видеонаблюдение
С помощью специализированной техники и оборудования организовывают технический контроль. Прежде всего, это аудиозапись разговоров сотрудников и видеонаблюдение.
Видеонаблюдение позволяет отследить, чем занимается персонал в офисе, на складе или в точках самовывоза. Чтобы получить информацию о поведении за длительный период, систему наблюдения подключают к компьютеру. Так можно просмотреть интересующие фрагменты с удаленностью в несколько месяцев, оценить профессиональную активность отдельного работника.
Благодаря аудиозаписям телефонных разговоров выясняется, выполняет ли сотрудник все возложенные на него служебные обязательства:
- приветливость и внимание к позвонившему клиенту;
- предоставление исчерпывающих ответов;
- стремление учесть пожелания покупателя;
- благодарность за проявленный интерес и прочее.
Онлайн-мониторинг
Онлайн-мониторинг предусматривает контроль персонала в режиме реального времени. Используя этот метод, руководство может в любой момент посмотреть в монитор сотрудника и узнать, чем он занимается.
Цели онлайн-мониторинга:
- контроль эффективности использования рабочего времени;
- оперативное наблюдение за сомнительными сотрудниками;
- пресечение нежелательного поведения – просмотра видео, развлекательных сайтов и соцсетей, игры во время работы.
Инструменты для автоматизации контроля
Один из основных факторов успешности управления персоналом – автоматизация контроля. Реализовать ее можно с помощью специальных программ, онлайн-сервисов, систем учета рабочего времени, CRM. Такие решения позволяют добиваться соблюдения установленных правил, обеспечивают продуктивность и подотчетность работников.
Схема учета рабочего времени на предприятии
Выбирать следует вариант, который наиболее соответствует бизнес-задачам компании. Чтобы не переплачивать, нужно приобретать ПО только с необходимыми опциями. Перед покупкой желательно протестировать функционал сервиса, воспользовавшись бесплатным пробным периодом.
На рынке присутствует множество разнообразных инструментов для автоматизации контроля, поддерживающих следующие функции:
- учет рабочего времени;
- анализ показателей эффективности;
- динамика активности каждого сотрудника;
- рейтинг персонала по продуктивности;
- запись и воспроизведение действий за компьютером;
- создание скриншотов экранов персонала;
- блокировка сайтов;
- автоматические уведомления о нарушениях;
- мониторинг заданий;
- автоматическая оплата труда;
- генерация расширенных отчетов;
- отслеживание прогресса по проектам;
- составление рабочих графиков.
Отдельные функции для управления персоналом есть в облачном сервисе «ЕКАМ». В системе формируются детализированные отчеты по дням, проданным позициям и по каждому отдельному сотруднику. Ориентируясь на эти данные, можно выделить и премировать лучших специалистов, отслеживать остатки и списания товара, выявлять причины недостач и предотвращать воровство.
В разделе «Аналитика» ведется учет важных данных по работникам отдела продаж. Информация отображается в разрезе интересующего периода – за предыдущий или текущий день, неделю, месяц.
Доступны такие показатели:
- количество, цена и себестоимость проданных товаров;
- сумма сделок;
- количество продаж;
- прибыль и выручка;
- возвраты.
Начисления и выплаты сотрудникам учитываются в разделе «Финансы».
Качественное управление персоналом предполагает планомерную систематическую работу. В первую очередь, это базовая компетенция руководителя. Руководство компании должно внедрить гибкую систему KPI для разных рабочих процессов, проводить регулярные собрания с обсуждением динамики реализуемых задач, задействовать комплексные методы контроля.
Также стоит использовать вспомогательное ПО и онлайн-сервисы, которые оптимизируют время на проверку, упрощают процесс и дают много дополнительных функций. Автоматизированные системы требуют первоначальных вложений, но обычно такие затраты с лихвой окупаются.
Правильный контроль дает объективное и точное представление о том, насколько качественно персонал выполняет свои служебные обязанности. Эта информация – хорошая отправная точка для улучшения всех показателей деятельности компании в целом.