Инкассация денежных средств в розничных магазинах: правила, порядок проведения, бухгалтерский учет
Хранить на торговой точке избыток наличных денег - не самая хорошая идея. Это тянет за собой путаницу при учете, необходимость покупать сейфы и оборудование для хранения, а также лишнюю нагрузку на персонал. В конце концов, это небезопасно: внештатные ситуации никто не отменял. Выход из положения - инкассация денег в банк. О ней и пойдет речь в нашей новой статье.
Что такое инкассация
Термин подразумевает перевозку наличных денежных средств в банк. Обычно это та кредитная организация, где у вас открыт расчетный счет. Деньги доставляются в финансовое учреждение, после чего зачисляются на ваш счет. После этого ими можно пользоваться для расчетов с контрагентами, выдачи заработной платы сотрудникам, оплаты налогов, сборов и штрафов.
Сразу отметим: закон не обязывает пользоваться услугами специализированный инкассаторов. Вы вполне можете возить деньги в банк и самостоятельно. Насколько это безопасно - вопрос второй. Просто так делать можно. Но это не значит, что проведение инкассации никак не регламентируется законом.
Когда вам может понадобиться инкассация
Кассовая инкассация: право или обязанность
Хранить сколько угодно денег прямо на торговой точке разрешено не всем. Юридические лица обязаны устанавливать лимиты наличных остатков, превышать которые нельзя (Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").
Тем не менее наличность в магазине нужна для:
- выдачи сдачи покупателям;
- расчетов с поставщиками товара;
- выдачи заработной платы сотрудниками;
- покупки оборудования, основных средств;
- ремонта техники;
- текущих нужд: питьевой воды, кассовой ленты и так далее;
- прочих расходов.
На практике делается так: руководитель совместно с ответственными лицами (бухгалтер, экономист) решают, сколько денег нужно иметь в кассе для текущих расходов. Например, в кассе должно быть не меньше 50 тысяч рублей наличными. После этого директор издает приказ по организации об установлении лимита наличных остатков в размере 50 тысяч рублей. Это значит, что вся наличка, превышающая эту сумму, должна быть изъята из кассы и размещена на расчетном счете в банке.
Никаких ограничений по лимиту налички нет: каждая организация определяет эту цифру самостоятельно для себя. Бывает, что львиная доля расчетов идет как раз через наличные платежи. Живыми деньгами вы расплачиваетесь с контрагентами, платите зарплату работникам и так далее. А безналичными переводами пользуетесь мало. В этом случае можно установить любой комфортный лимит остатка, хоть миллион рублей.
Если основные расчеты идут по безналу, хранить много денег в сейфе не нужно. В таком случае лимит будет минимальным, буквально чтобы выдавать сдачу покупателям.
Отчет о кассовой смене
К расчету лимита нужно подойти ответственно и в будущем неукоснительно его соблюдать. За превышение могут выписать серьезные штрафы согласно КоАП РФ:
- от 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
Есть периоды, когда размер лимита по остаткам может быть превышен. Это дни выдачи заработной платы, социальных платежей и так далее. То есть ситуации, когда вам нужны наличные деньги. В эти периоды за превышение суммы наличных штрафовать не будут. Они могут длиться не более 5 рабочих дней.
А сейчас внимание: обязанность устанавливать лимиты наличных остатков обязаны только организации и юридические лица. Индивидуальным предпринимателям это делать не обязательно. Это их право, а не обязанность. Хотят - устанавливают, не хотят - не устанавливают (Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, пункт второй абзац десятый). То же самое относится к субъектам малого предпринимательства и малым предприятиям.
Если ИП установил лимит остатка налички и издал соответствующий приказ, на него распространяются все требования и ответственность, предусмотренная для юридических лиц, включая штрафы. Ничего не сделал в этом направлении - ответственности нет.
Кто такие ИП всем понятно, а вот о субъектах малого предпринимательства знают не все. Под эти критерии попадают следующие организации (в том числе и ООО):
- размер годовой выручки не должен превышать 800 тысяч рублей;
- штат работников (среднегодовой) - не более 100 человек;
- доля участия других компаний в уставном капитале - не больше 49 процентов;
- доля некоммерческих и государственных организаций в уставном капитале - не более 25 процентов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Итоги из этой части статьи:
- Юридические лица обязаны устанавливать лимит наличных денег, которые можно хранить в кассе. Он зависит от особенностей бизнеса и может быть любым.
- Все, что превышает лимит наличных средств, нужно отвозить в банк, то есть делать инкассацию.
- ИП и субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимиты. Но если порог установлен, хранить избытки наличных на торговой точке запрещено действующим законодательством.
- Можно заниматься перевозкой денег самостоятельно или обратиться в специализированную организацию.
Кто может заниматься инкассацией кассовой выручки
Путей здесь три:
- самостоятельная инкассация. Это когда вы лично берете деньги из кассы, отвозите их в банк и размещаете на расчетном счете через кассу. Либо вносите наличные на корпоративную карту и они падают на расчетный счет. Плюсы - бесплатно, быстро. Минус - небезопасно;
- обратиться в организацию, занимающуюся инкассацией денежных средств. Они выступают в роли посредников между вами и банком. Фактически их функции сводятся к физическому перемещению денег из точки “А” (ваш розничный магазин в точку “Б” (банк)). Плюсы: быстро и безопасно, минус - это стоит денег;
- обратиться в банк, где у вас открыт расчетный счет. Среди прочих это самый предпочтительный вариант. Его плюсы: быстро, безопасно, нет посредников. Минус - это, опять же, стоит денег.
Кстати, банки часто не имеют собственной инкассаторской службы и пользуются услугами подрядных организаций. Для вас это не имеет никакого значения.
Самое главное преимущество инкассации специальной службой в том, что она несет полную материальную ответственность за сохранность наличных денег. Это предусмотрено федеральным законом “О банковской деятельности”.
Что входит в функции службы инкассации
Доставка наличных в банк - не единственное назначение инкассаторов. Договором на оказание услуг могут быть предусмотрены следующие моменты:
- доставка денег из банка обратно в магазин или офис. Это может понадобиться в дни выдачи заработной платы, расчетов с контрагентами и других платежей и в тех случаях, когда на торговой точке нужна наличка;
- перевозка денег между структурными подразделениями компании. Например, средства нужно доставить из торговой точку в офис бухгалтерии на другом конце города, перевезти наличку из магазина в магазин и так далее;
- изъятие денег из торговых и вендинговых автоматов и другого оборудования (платежные терминалы, банкоматы);
- транспортировке ценностей и документов.
Как организовать инкассацию
Работу начинают с поиска подходящей организации, оказывающей эти услуги. Первым делом логично обратиться в банк, где у вас открыт расчетный счет. Но сначала сравните предложения между собой. Возможно, кто-то окажет услугу дешевле и качественнее. Вот критерии для выбора подрядчика:
- стоимость услуг. Здесь нужно обратить внимание не только на цену в абсолютном выражении, но и тарификацию в целом. Подходы банков и сторонних компаний могут различаться. Например, “Тинькофф” берет за услугу от 0,3 процента от суммы вывезенных средств. В “Сбербанке” цена зависит от региона: в Новосибирске придется заплатить за инкассацию 510 рублей, а в Санкт-Петербурге - 415. Кроме того, “Сбербанк” берет дополнительную плату за пересчет и зачисление - около одной сотой процента от суммы перевозимых денег;
- время зачисления средств на расчетный счет. Как и в случае с эквайрингом, обычно средства падают на РС на следующий рабочий день. В целом - чем быстрее, тем лучше: вы раньше сможете воспользоваться собственными деньгами;
- график инкассаций. Где-то это происходит по заранее составленному расписанию, где-то - по требованию и предварительной заявке. Смотрите, как вам удобнее. (Обычно предпочтительнее второе. Так в магазине не скопятся деньги сверх лимита и вы не переплатите за то, что служба отвезла три копейки);
- репутация компании и наличие положительных отзывов. Не все службы работают одинаково четко. Могут срывать сроки, долго зачислять деньги на счет и прочее.
После выбора подходящей службы инкассации нужно определиться с тарифом и заключить с компанией договор подряда.
Тарифы на инкассацию от “Сбербанка”
Правила проведения инкассации
Итак, компания выбрана, договор заключен. Настало время первой инкассации. При проведении придерживайтесь следующего порядка:
- Подготовьтесь к визиту инкассатора: проведите изъятие наличных денег из кассы, их пересчет и упаковку.
- Ответственное лицо (продавец, кассир или бухгалтер) проверяет документы у инкассатора. В стандартном случае это паспорт, доверенность, служебное удостоверение, карта-заявка и другие бумаги.
- Стороны заполняют все необходимые документы: сопроводительная ведомость (в трех экземплярах), регистр выполнения транзакций, накладная и квитанция. Бумаги заверяются печатями и подписями сторон.
- Деньги помещаются в сумку сейф и пломбируются. Перед этим инкассатор обязан показать кассиру образец пломбы.
- Средства перевозятся на спецтранспорте в отделение банка, где пересчитываются и вносятся на расчетный счет.
Обратите внимание: сотрудник службы инкассации не проверяет соответствие переданной суммы тому, что указано в сопроводительных документах. Эта обязанность лежит на сотруднике магазина, ответственного за проведение инкассации. Если при пересчете в банке обнаружится недостача или избыток денег, служба инкассации за это не отвечает. Поэтому тщательно пересчитывайте деньги перед тем, как заказать их перевозку.
Учет и бухгалтерские проводки при инкассации
После того, как деньги поступили на расчетный счет, нужно правильно оформить процедуру. Для тех, кто ведет полную бухгалтерию, нужно сделать соответствующие проводки в учете:
- дебет 57 - кредит 50 - «Переданы наличные денежные средства из кассы инкассаторам». Запись делается на основании квитанции от сотрудника службы инкассации и приходного кассового ордера;
- дебет 51 - кредит 57 - «Зачислены денежные средства на расчетный счет в банке». Основание для записи - выписка из банка о движении средств на расчетном счете;
- дебет 91.2 - кредит 51 - «Списана комиссия банка за прием и пересчет наличных денежных средств». Основание записи - выписка из банка.
Для тех, кто ведет бухгалтерию по упрощенной форме, достаточно записи в учетных документах. Также нужно зафиксировать изъятие денег при помощи контрольно-кассовой техники. Для этого там есть специальный раздел меню. Отметку о движении денег надо сделать и в товароучетной системе, если она это позволяет. Так вы не будете гадать, где и в каких количествах размещены денежные средства.
Ведите бизнес безопасно и не перевозите деньги самостоятельно. Доверьтесь профессионалам и спите спокойно. Удачи!